В дальнейшем мы регулярно переписывались, встречались и на море, и на суше в разных, иногда даже смешных ситуациях. В минувшем сезоне они пригласили меня уже домой, что называется, с официальным визитом.
Так оказался я в Нижней Саксонии, в городе Вольфенбюттель. Стоит этот город на берегу реки Ока! Но ударение в этом слове приходится на первую букву, а пишется оно и вообще "странно" — Окер. В немецких географических названиях такое явление наблюдается довольно часто.
Меня пригласили на парусную прогулку на их "Ольге", но почему-то поехали мы не к морю, а в горы Гарц. Оказывается, яхта находится... в горах, на водохранилище Внутреннем.
Это удивившее меня обстоятельство — одно из преимуществ мини-яхты. Размерения "Ольги" позволяют перевозить ее на трейлере за легковым автомобилем хозяев. Многие европейские яхтсмены широко используют эту невообразимую ранее возможность разнообразить выбор района плавания и продлить навигацию. Вы, не торопясь, изучаете путеводители, а затем, если нужно, берете напрокат трейлер и заказываете по телефону автокран.
И вот мы едем к месту стоянки яхты. Сначала машина бежит по равнине, потом вдоль дороги возникают холмы, заросшие лесом, потом эти холмы растут, громоздятся друг на друга. В целом получается невысокая горная система: самые-самые вершины — где-то около 1400 м над уровнем далекого отсюда моря.
Здесь, в долинах, уже несколько водохранилищ. Давно замечено, что над горами чаще, чем над равниной, идут дожди, здесь всегда избыток пресной воды Так же давно вынашивалась мысль использовать эту воду, но только перед первой мировой войной плотина впервые перекрыла долину и вниз ушла труба водовода диаметром чуть больше метра. Теперь водохранилищ много вода идет вниз по выработкам такого сечения, что по ним легко пройдет танк. Вода с гор сегодня поступает даже в Бремен, расположенный аж за 200 км!
Водохранилище Внутреннее имеет длину километра четыре, максимальная глубина здесь больше 30 м. Оно совсем не похоже на тихое озеро.
Я сделал тут множество снимков и обнаружил. что фотоаппарат с горами делает примерно то же, что и с волнами на штормовом море. Вроде бы волна — в полнеба, ветер свищет, яхта кренится и падает с подветренного склона, а посмотришь на фотографию, сделанную в эти самые минуты — где они эти пенящиеся гребни? Так и в горах. Дух захватывает от крутизны, машина поднимается и опускается так, что иногда от перепада давления стреляет в ушах — а на фото все гладко и чинно.
День, о котором я рассказываю, оказался исключительно холодным и дождливым, ветер дул больше 10 м/сек. Народу в горы приехало мало, хотя на берегу были открыты сразу четыре клуба — яхтенный, гребной, любителей парусной доски и отдельно еще и водного слалома. (Впрочем, на каждом из цепочки водохранилищ Гарца — от двух до восьми подобных клубов.)
На Внутреннем я видел несколько причалов, у которых могут стоять около 150 судов. Здесь самые разнообразные парусники — от больших открытых швертботов, вроде наших "Эмок" и до яхт примерное "четвертьтонники". Естественно, есть все для обслуживания и хранения плавсредств. В укромном уголке леса я набрел на гору старых покрышек: их используют для установки яхт на зиму, как у нас. Причалы тоже вытаскивают на берег, зимой водохранилище остается чистым.
И вот мы на борту "Ольги". Парусность ее 16 кв.м. Район стандерса подкреплен двумя полупереборками. Носовой отсек отделен шторкой. Словом, мини как мини. Откуда-то из района ванны кокпита выдвигается газовая плиточка и нержавеющая мойка. Подсмотрел я и важную для маленьких яхт деталь: в углах надстройки, под сдвижным люком, сделаны удобные полочки шириной сантиметров 25 с бортиком. На спокойной воде, когда нет качки, на них можно класть многое, все на виду и, главное, под рукой.
На этой маленькой яхточке Винфрид и Хельга ходили из Меистероса на Готланд. Это открытым морем примерно так же, как от Питера до о. Мощный, т.е. почти сутки хода. По европейским меркам, неплохое плавание для экипажа всего из двух человек. Вдвоем они обошли на "Ольге" шхерные районы южного и восточного побережья Швеции, от о-ва Хане до Стокгольма и Мариенхамна. Супруги — хорошие навигаторы, хотя Хельга (старпом) — учительница начальных классов, а Винфрид (капитан) — финансист. В первый же мой визит старпом довольно толково объяснила мне, как пользоваться прокладчиком Хурста.
Дул верховой оетер, мы взяли рифы, тем не менее фальшборт под ветром сразу же ушел под воду. Не взирая на непогоду, мы наслаждались всеми курсами — от крутого бейдевинда, до чистого "фордака".
На водохранилище существует полный набор береговых услуг. Есть 200 мест для стоянки автомобилей, 70 мест для палаточных кемпингов, несколько кафе, дискотека, площадка для игр (если дети хотят развлекаться сами по себе). Можно побывать в музее горного дела, на термальном источнике, покататься на лошадях (зимой — на горных лыжах), и т.д. Но, конечно, наиболее ярко выражен местный колорит — отдых в горах на воде!
Перед новым годом Хельга написала мне, что у них состоялось отчетное собрание членов клуба. Всем, конечно, было, что рассказать, плавают тамошние яхтсмены много и, как видите, маршруты бывают диковинные?
А. Шевченко г. Кингисепп
Рахманинов был страстным автомобилистом — любителем высоких скоростей, и до последнего своего часа интересовался роскошными моделями авто. Но мало кому известно, что был ом еще и знатоком моторных лодок, прогулки на которых считал лучшим средством отдыха.
Участок (в Швейцарии) для своего первого большого дома он выбрал так. чтобы рядом была вода — живописное, зажатое горами. Фирвальштетское озеро, имевшее примерно 45 км в длину и 3-4 км в ширину. Одновременно с закладкой жилого здания велось благоустройство спуска с берегового обрыва — здесь появилась пристань под названием Гибралтар, а затем и эллинг для хранения двух катеров. Известно, что в 1932 г. Сергей Васильевич приобрел деревянный катер, именуемый домашними то моторной лодкой, то яхтой. Как и само имение, он назывался "Сенар" — по первому слогу от имен Сергей и Наташа и первой букве их фамилии. Катер был довольно большой. Во всяком случае на борту "Сенара" имелась не только каюта, но и камбуз, в просторном кокпите был диван, на котором владелец любил полежать, вдыхая "морской" воздух.
Рахманинов считал необходимым каждый день хотя бы на полчаса уйти "в море" и побыть в одиночестве, но довольно часто, пристрастившись к рыбной ловле, уезжал надолго и с компанией. Не упускал случая "посостязаться в быстроте с пароходами, возившими по озеру экскурсии". Часто использовался "Сенар" для деловых поездок в Люцерну, так как хозяин "начал предпочитать" прогулки по морю езде на авто по горным дорогам.
В воспоминаниях о великом композиторе описывается эпизод, едва не кончившийся трагедией. В компании, отправившейся на прогулку "на часок перед обедом" оказался англичанин, пожелавший показать, что он хорошо умеет управлять катером Рахманинов уступил ему штурвал "Сенара". Мистер Иббс неожиданно заложил слишком крутой поворот — левый борт ушел в воду, "большая лодка готова была перевернуться". Рахманинов успел оттолкнуть англичанина и "выпрямить лодку", но повредил при этом бок.
В августе 1939 г., перед самой войной, Рахманиновы неожиданно для всех переехали в Америку. И здесь, два последующих лета любимым развлечением Сергея Васильевича было катание на моторной лодке по реке Саунд.