В свое время были споры по поводу того, какую именно дату, какое событие принимать за точку отсчета Ведь началом славного 300-летия могут быть признаны и некоторые иные страницы той же петровской истории с разбросом дат от 1688 года (находка ботика, ставшего "дедушкой русского флота") до 1714 (первая большая победа при Гангуте). Однако при зрелом размышлении и современные исследователи присоединяются к "официальной" точке зрения, высказанной в альманахе Морского министерства двести с лишним лет назад: "Начало Русского флота — 1696 год".
Известна и точная дата — 20 октября этого года. Иногда полагают (так и написано в ряде публикаций), что в этот день Петр Великий подписал знаменательный указ. Но на самом деле это всего лишь дата заседания Боярской думы. Сохранилась часть любопытного документа — "приговора", протокола этого заседания. В левой колонке перечислены обсуждаемые по предложению Негра вопросы, в правой — принятые по каждому пункту решения. Еще раньше, разбирая причины неудачи первого Азовского похода. Петр и "консилия" из трех его военачальников пришли к выводу, что для взятия морской крепости Азов необходим флот, ибо здесь "воевать морем" многократ удобнее, "нежели сухим путем". Теперь, на заседании думы, на против петровской фразы — "Потребен есть флот, или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий", появилась четкая "резолюция" — "Морским судам быть!" Только эта резолюция была лишь принципиальным, декларативным решением. Важно, что "приговор" на следующем заседании думы 4 ноября — был уже подкреплен расчетами тогдашних возможностей страны. Расписано, например. было, что 18 кораблей должны построить "кумпанства", составленные на дворян (один корабль от 10 тыс. дворов), 17 — духовенство, 12 купечество.
Это был первый опыт общегосударственного планирования, предусматривающего создание, как мы сказали бы сейчас, целой отрасли промышленности. Наряду с подготовкой моряков и приглашением мастеров-иноземцев пришлось спешно налаживать заготовку корабельного леса, подъем металлургии, пушек, выработку парусины, изготовление тросов, блоков, ценен и т.д. и т.п.
Если успешному решению всех этих задач, безусловно, помогло предшествующее знакомство юного Петра с судостроением при создании Потешной флотилии. то постройка самого Азовского флота дала неоценимый опыт, который сделал возможным ошеломившее современников чудо: у России неожиданно для европейских "потентантов" появился флот, способный надежно защитить пробитое Петром ‘‘Окно в Европу". Па гравюре, отпечатанной в честь победы в Северной Войне, роль молодого Балтийского флота оценена была короткой и значительной фразой: "Конец сей войне и юл учен ни чем иным, только флотом".
Под стук тысяч плотничьих топоров континентальная Россия вошла в число великих морских держав и в дальнейшем делала все, чтобы оставаться в этом строю. Отказывая себе во многом необходимом, страна "великим иждивением" строила и оснащала соответствующий ее интересам большой флот, иногда воссоздавая его практически заново - на голом месте, как это было после Крымской войны или трагедии Цусимы. Можно вспомнить в этой связи и тяжелые годы сталинских пятилеток. и недавнюю гонку вооружении в годы холодной войны. Разве постройка в послевоенный период одних только 130 современных подводных лодок (включая 240 атомных субмарин) не была всенародным подвигом?
Вся отечественная история вплоть до нынешней перестройки подтверждает ^правильность вынесенной в качестве эпиграфа мысли Петра I о значении военно-морских сил. Любое ослабление флота как инструмента внешней политики, любое падение престижа русского флота неминуемо отражалось на значимости России в мировых делах. И, наоборот. Можно привести немало примеров, доказывающих, что именно благодаря боевому флоту Россия оказывала серьезное влияние на решение ряда европейских геополитических проблем. И не только европейских. Достаточно, пожалуй, упомянуть одновременное появление в 1863 г. сразу и у атлантического, и у тихоокеанского побережья США двух мощных русских эскадр А. Попона и С. Лесовского: этот неожиданный реши тельный и красноречивый демарш предотвратил вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне рабовладельцев-южан. во многом обусловил победу северян.
Героические подвиги российских моряков "потомству в пример" вошли славными страницами в историю страны. На боевом счету нашего флота беспримерные походы и громкие победы на многих близких и далеких морях. Не будем злоупотреблять перечислением. Упомянем лишь одни эпизод из эпохи наполеоновских войн. Чтобы приостановить проникновение Франции на Ближний Восток, в Средиземное море была направлена эскадра адмирала Ф. Ушакова. Показав классический пример ведения осады сильной приморской крепости, а затем умелого взаимодействуя корабельной артиллерии и десанта, в феврале 1799 г. Ушаков одержал решительную победу, овладев Корфу. Великий Суворов, выражая восхищение этой баталией сказал, что хотел бы участвовать в ней "хотя бы мичманом". Отмечая "славу оружия союзника", горячо поздравил Ушакова с победой английский адмирал Горацио Нельсон.
В тяжелую годину флот погибал, не спуская флага, подо конца исполнял свой долг на море и на суше. Вспомним годы Великой Отечественной войны. Около500 тысяч моряков сошли наберет, воевали под Москвой, в Заполярье, на Кавказе, обороняли Таллинн, Ленинград. Одессу. Севастополь. Флот 123 раза высаживал десанты, моряки шли на смерть, но приближали Победу. Без самоотверженных действий флотилий было бы невозможным победное продвижение на запад.
Но не только подвигами героев славна 300-летняя история флота. Нельзя не сказать о признанной всеми передовой роли российских мореплавателей в исследованиях Мирового океана. Нашему флоту принадлежит приоритет в открытии Антарктиды, пролива между Азией и Америкой, о-вов Северной Земли, многих островов в Тихом и Индийском океанах. Сотни русских фамилий и названий российских кораблей увековечены на картах.
В памяти мирных жителей многих стран сохраняется образ русского моряка. который пришел на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Широко известно. например, участие экипажей русских кораблей в спасении пострадавших во время землетрясения жителей итальянского города Мессина (1908 г.). В наши дни благодарную память заслужила самоотверженная работа участников боевого траления в водах порта Читтагонг (Бангладеш), на судоходных путях Красного моря и Персидского залива.
Стоит сказать и о серьезном благотворном влиянии флота на самые основы существования и демократизации российского общества. Потребности флота вызвали к жизни хотя бы и насильственное распространение начал грамотности, развитие ряда прикладных, а затем и фундаментальных наук. Передовые, наиболее широко мыслящие флотоводцы, такие, как П. Нахимов и С. Макаров, во весь голос говорили о необходимости уважения матроса как "главного двигателя на корабле", о важности воспитания "нижних чинов" как грамотных специалистов, хорошо подготовленных физически и главное — свободных от рабской психологии. Неслучайно же на флоте телесные наказания были отменены раньше, чем в армии. Неслучайно и широкое участие демократически настроенного флотского офицерства в общественно-политическом движении, в развитии мысли, литературы и искусства. становлении спорта. Неслучайно и то. что в лучшие голы Морское министерство называли "министерством общественного прогресса".
Широко известен Российский флот и как колыбель многих научно-технических открытий, смелых новаторских решении в развитии подводного плавания и минно-торпедного оружия, ствольной артиллерии и ракетного вооружения. СВП и СПК. радио и морской авиации. Уровень отечественного кораблестроения и тактико-технические данные наших подводных и надводных боевых кораблей оцениваются в мире достаточно высоко даже в наши дни. когда промышленность и наука страны находятся в тисках экономического кризиса.
Флот, как неотъемлемая часть нашего общества, переживающего далеко не простое время, вынужден нести боевую службу в тяжелейших условиях. Падает престиж морской службы. На грани развала судостроительная промышленность.
И тем не менее, внимание, проявленное к 300-летнему юбилею флота всем нашим обществом, внушает определенную надежду. Будем же делать все возможное для возрождения России как крупнейшей морской державы, флаг которой будут по-прежнему уважать на всех морях и океанах.
Пожелаем семи футов под килем нашим морякам! Новых успехов — корабелам!