Несколько слов об этом замечательном человеке. Родился 11 марта 1934 г. в городе Пинске. Рос без отца (арестованного в 1937 г.) и без матери (погибла при бомбежке в начале войны), жил у дальней родственницы. Кончил мореходку в Астрахани. Последующие 35 лет плавал судовым механиком на Каспии. Житель Махачкалы. Летом и зимой в свободное время ходил под парусом. Наш автор своими руками построил яхту, о которой рассказывалось в "КиЯ" №91. Двое детей.
Фамилия Гвоздев некоторым может показаться знакомой. Именно потому, что он заявлял о своей готовности и желании идти под парусом вокруг света чуть ли не двадцать лет назад. И много лет далекие от моря высокопоставленные чиновники ему, моряку-профессионалу, растолковывали, что "океан не шутит", что советский яхтсмен просто не может быть достаточно подготовлен к выходу в "кругосветку", а главное, что это не соответствует духу советского спорта. В бесплодной надежде получить "добро" "на самом верху" упрямый яхтсмен из Махачкалы стал обращаться "лично" по очереди ко всем сменявшим один другого генеральным секретарям ЦК. "Хочу быть первым российским мореплавателем, который в одиночку пройдет путь Колумба", — писал Гвоздев в письме Брежневу. Ответа не дождался. Писал и Андропову, и Черненко. В июне 1985 г. — Горбачеву (это в первый раз, потому что был еще и второй). Обратился к делегатам XXVIII съезда КПСС. "Увы, — вспоминает Гвоздев, — ни одного ответа из ЦК не дождался, пробить бюрократическую стену не смог, так и не удалось тогда выбраться в океан". Читали его обращения в МВД СССР, в Спорткомитете, Совете Министров, Верховном Совете. Москва отфутболивала в дагестанские органы, местные власти — обратно в Москву.
Опрометчиво запасенные для так и не состоявшегося выхода в рейс на Кубу продукты надо было использовать. Пришлось придумать тренировочное 6000-мильное плавание по Каспию.
Пытался действовать через прессу. Святая простота! В перечне газет и журналов, куда он обращался за помощью, более 30 названий (включая "Правду"). Только реальной помощи никто оказать не смог. Хорошо хоть не вышло так, как с другим моряком — Александром Чебанюком, который восемь лет готовил одиночное плавание, собственноручно построил для него яхту, истратив все сбережения, а дождался лишь того, что "комсомолка" "облила помоями его честное имя" (Гвоздев вспоминает статью "Под парусами саморекламы" 09.02.75 - ред.).
Рассказывая о своих многолетних злоключениях, Евгений Александрович привел слова известного французского яхтсмена Бернара Муатисье: "Подготовить большое путешествие в одиночку даже труднее, чем совершить его". И кончает этот свой рассказ (его заметка в "Морской газете" красноречиво названа "Нешто рылом не вышли?") горьким восклицанием: "Интересно, что сказал бы знаменитый француз, будучи гражданином СССР?!"
Шли годы. На смену эпохе тотального "нельзя" пришло время, когда "можно практически все". С одной лишь немаловажной оговоркой — если есть деньги. Так или иначе, но к тому моменту, когда организационные и финансовые проблемы удалось хоть в какой-то степени решить, Евгений Александрович превратился в пенсионера.
Энтузиаст-яхтсмен сумел заразить своей мечтой многих земляков. И в конце концов, по его образному выражению, нащупал путь между Сциллой и Харибдой бюрократии и коммерции. Ему согласилась помочь фирма "Совмаркет", выпускающая в казахстанском городе Актау стеклопластиковые лодки класса "Микро". Благодаря этому у Гвоздева, принявшего на себя обязательство рекламировать продукцию "Совмаркета", и появилась минияхта "Лена", которую он стал готовить к непростому и опасному дальнему вояжу. Стоит сказать, что яхтсмен принимал самое непосредственное участие в ее постройке "от нуля". По сообщениям местной печати, в проект внесли некоторые изменения. В частности, корпус "Лены" сделали прочнее "обычного", добавив несколько слоев стеклоткани на днище и на самые ответственные участки конструкции. Шверт стал более тяжелым; теперь он наряду с постоянным балластом обеспечивает спрямление яхты, если ее положит парусами на воду...
Ко времени появления у него "Лены" Евгений Александрович уже накопил немалый опыт плаваний под парусами — в том числе и в одиночку, доказал, что "готов". Яхтсмены Каспия неизменно отзываются о нем с большим уважением. Рассказывают, например, что однажды он без единого захода в порт в одиночку пересек коварное море 44 раза подряд. ("Наверное, за это мог бы войти в книгу рекордов", — улыбается Гвоздев). Похожая цифра называется и в другом варианте: столько дальних плаваний по Каспию он совершил на самодельной яхте Тетан", оборудованной из старой судовой шлюпки. (Рассказывая о ней американцам, он обмолвился, что поскольку держать яхту негде, подвешивает ее к балкону своей квартиры...)
"Где-то в глубине души я знал, — вспоминает теперь Гвоздев, — что все это — только репетиция, я себя исподволь готовил к тому, чтобы в одиночку пересечь океан..."
За сто лет совершено множество одиночных кругосветных плаваний: по разным маршрутам, на самых разных (в том числе и сверхмалых) судах, с заходами и без заходов — "нон-стоп", включая рейсы безостановочные в два и даже три витка. И тем не менее появление в Атлантике яхточки Гвоздева вызвало в кругах парусников серьезный интерес: дело в том, что это, вероятнее всего, первая кругосветка, совершаемая не на килевой яхте, а на швертботе.
Зная, что хотя "Лена" и построена в Актау, но проект ее был разработан в Петербурге, мы обратились к конструктору Ю.А.Ситникову с просьбой представить мини-яхту читателям.
Вот что он сказал:
— Да, это действительно стеклопластиковый швертбот. "Лена" — серийная крейсерско-гоночная 5.5-метровая яхта типа "Рикошет-микро-2", о которой мы с Н. Бельтюковым подробно рассказывали в "КиЯ" №146. По международным правилам класса "Микро" она проходит как яхта "серийной туристской категории". По вооружению это шлюп с проектной площадью парусов 18.5 м2. Для выхода в открытый океан яхта никоим образом нами не предназначалась. О том, что Гвоздев пошел на ней по такому сверхсложному маршруту, мы узнали уже после старта. Что именно переделано при подготовке "Лены" к кругосветке — нам неизвестно, очень жаль, что с конструкторами яхты не посоветовались. Тем не менее, от себя добавлю, что при разумном несении парусов и внимательном управлении минияхта довольно надежна. Доводилось в одиночку совершать на ней 80-мильные переходы, выдерживать 6-балльные штормы. Она неплохо ведет себя на волне, хорошо управляется, благодаря блокам плавучести — непотопляема.
Вот основные вехи уже пройденной части пути.
Выйдя из Махачкалы 7 июля 1992 г., Гвоздев распрощался с Каспием и провел свою яхту на Черное море. Через месяц он уже был в Новороссийске и простоял здесь еще целых три месяца в ожидании обещанных "Совмаркетом" денег (в конце концов получил 100 долларов и 5000 рублей) и паспорта моряка.
Об оснащении "Лены" долго говорить не придется. Компас, секстан ("по блату достал, всего за 600 эр"), радиоприемник ("радио сломалось, когда я из Испании вышел"), скудный набор карт и лоций ("куплены на свои кровные"), запасные паруса ("плохие, правда, мешок и тот был бы лучше"), примитивное подруливающее устройство, опреснитель... Зато на бортах красовалась надпись латинскими буквами: "Sovmarket Inc.".
Как он, не зная хотя бы английского, собирался преодолевать языковой барьер? Очень просто. Читал книгу Кунина "Ай гоу ту Хайфа", знал, что означает это название, и решил, что отвечая на все могущие возникнуть вопросы будет вместо "Хайфа" подставлять "Турция", "Греция", "Италия"...
На рассвете 14 декабря "Лена" наконец-то вышла в море и сразу же попала в жестокий шторм. Алюминиевая мачта не выдержала — переломилась. Рыбаки дотащили яхту до берега и здесь практически голыми руками, под снегом, Гвоздев мачту починил — состыковал обломки и заново подогнал к укороченной мачте грот.
Никак нельзя было назвать даже начальную черноморскую часть маршрута легкой — лодка обмерзала, были и поломки, и другие нежелательные, как считает Гвоздев, происшествия. Только хуже всего переносилось постоянное безденежье и организационные неурядицы. Достаточно, пожалуй, сказать, что ни в Севастополе, ни в Одессе, ни за рубли, ни за купоны так и не удалось... заправить газом баллон. А в результате Гвоздев "видел горячую пищу в лучшем случае — раз в сутки", да и то пока выручал случайно оказавшийся на борту запас сухого горючего.
Только 1 апреля 1993 г. "Лена" покинула Одессу и взяла курс на Босфор. Вспоминая плавание европейскими водами и свои свыше 20 заходов в средиземноморские порты, мореплаватель говорит коротко: "Дружественные моря, добрые люди. И подкармливали, и водой снабжали. Всюду встречали тепло. Только албанских мародеров-по-граничников и вспоминать не хочется".
Купленных в Новороссийске продуктов, как ни экономил, хватило лишь на три месяца, а путь до Лас-Пальмаса (Канарские о-ва), где планировалось пополнять запасы, на самом деле занял восемь месяцев.
Процитируем одно из писем каспийским друзьям:
"Было бы совсем плохо, если бы не помогали ребята со встречных судов: "Тарханы", "Ленинский комсомол", "Комсомолец Узбекистана", "Петр Первый", "Прометей", а уж когда 5 августа пришел на Канары, наши суда взяли надо мной шефство. Откармливают бананами, ананасами и, конечно же, борщом и бифштексами; судовой врач прописал уже кучу таблеток — отощал я здорово. Как бы то ни было, назад уже стыдно возвращаться. Даже если теперь придется околеть с голоду, пойду в Океан..."
И он пошел. После 15-дневного отдыха и неизбежного ремонта (а поломки были — дважды руля, снова мачты), Гвоздев повел "Лену" через океан.
Дался этот 50-дневный бросок нелегко. Яхтсмен похудел на 25 кг! Тем не менее телеграмма его в "Совмаркет" с "заокеанского" острова Барбадос, поданная 14 октября, выдержана в довольно оптимистическом тоне:
"Атлантику прошел без приключений, все нормально, намерен продолжить плавание Тихом океане, если Канцев (президент "Совмаркета" — ред.) вышлет денежку".
"С Атлантикой мне очень повезло, — рассказывал потом Евгений Александрович корреспонденту нью-йоркской газеты "Новое русское слово", — штормило всего дня четыре. Цинга началась, конечно. Кожа потрескалась, ногти стали слоиться. Воспаление легких получил. Пришел с бородой, волосы до плеч, оборванный весь. Меня тут за сумасшедшего приняли, не хотели в порт пускать. Ну, обошлось все..."
Известно, что с 5 ноября 1993 г. Гвоздев был почетным гостем праздника в честь 500-летия открытия Христофором Колумбом о-ва Пуэрто-Рико. "Каникулы" его здесь длились два месяца. И стояла маленькая "Лена" в порту Сан-Хуана, на самом виду у всего города. После восторженных публикаций в местной прессе и передач по радио и телевидению, рядом все эти дни толпилось множество любопытствующих и сочувствующих. Нашлись спонсоры — владельцы магазина спорттоваров, да и многие пуэрториканцы помогали, чем могли. Такое бескорыстное участие в его судьбе укрепило решимость мореплавателя продолжать "кругосветку".
Яхта под российским флагом пересекла Карибское море и 17 марта 1994 г. прибыла в Колон (зона Панамского канала). Как пишет В. Степанов, "выполнив все формальности по сбору 33 подписей и печатей, заплатив сбор за проход канала (деньги выделили новые зарубежные спонсоры), Гвоздев с группой американских яхтсменов прошел канал и 25 марта был уже гостем тихоокеанского яхт-клуба в Бальбоа".
Наконец-то он снаряжен более или менее сносно. Группа американок сделала ему ценный подарок — превосходную яхтенную газовую плиту (с духовкой, в которой можно печь хлеб!) и запас топлива.
Яхтсмен не отказался от программы-максимум, т.е. не пошел на Владивосток, а взял курс к берегам "зеленого континента". Гвоздев провел свою мини-яхту на Галапагосские о-ва, а затем, минуя архипелаг Туамоту, на Таити.
29 июня 1994 г. полученный в Актау немногословный факс дал знать, что труднейший 4700-мильный переход успешно завершен за три месяца. Волны Великого океана изрядно потрепали яхту: в частности, вышло из строя рулевое управление — поломалась рулевая колонка. Потребовался основательный отдых и опять-таки серьезный ремонт перед 1200-мильным броском на Самоа.
Как любезно сообщили нам сотрудники "Совмаркета", в конце ноября 1994 г. "Лена" пришла в австралийский порт Брисбен, благополучно завершив переход через Тихий океан. Затем последовало плавание вдоль берегов Австралии на север — в Дарвин и далее, через индонезийские воды и Сингапур, выход в Индийский океан. По последним сообщениям, Евгений Александрович успешно пересек последний — третий на его нелегком пути океан и прибыл в Джибути — столицу одноименного государства на северо-востоке Африки.
Теперь впереди завершающие эту "невероятную", как выразился один из американских яхтсменов, кругосветку переходы через четыре внутренних моря: Красное, Средиземное, Эгейское, Мраморное, а там уже знакомый Босфор и выход в родные воды...
Закончим этот краткий обзор добрыми словами журналиста Ю. Кононенко: "И пусть кто-нибудь попробует сказать, что нет теперь настоящих мужчин, настоящих моряков. Я сразу же сошлюсь на пенсионера Гвоздева, дай Бог ему удачи, попутного ветра и семь футов под килем, точнее — под швертом, его яхты!".
Использованы публикации В. Степанова. Ю. Кононенко, О. Санаева и Л.Кунявской. любезно предоставленные редакции А. Пиленковым (г. Актау).

