«Вспоминая тех знаменитых моряков, которые высаживались на этом берегу, я чувствую огромную гордость от того, что к ним причисляют и меня», — сказал Френсис Чичестер во время триумфальной встречи «Джипси Мот» в Плимуте 28 мая 1967 г. Действительно, восторженные соотечественники поставили его имя в один ряд с именами таких мореплавателей, как сделавшие Британию владычицей морей Нельсон, Кук и, конечно же, тезка Чичестера — Френсис Дрейк. Это его золотым мечом королева Елизавета II посвящала Чичестера в рыцари.
Публикуем очерк, посвященный знаменитому мореплавателю, вторым обошедшему вокруг света, и не менее знаменитому пирату Френсису Дрейку.
Родился Френсис Дрейк в 1540 г. в графстве Девоншир. Отец его — бедный деревенский священник, обремененный семьей (тринадцать детей), вынужден был избрать для сына морскую профессию и определил юнгой на небольшое судно, совершавшее каботажные рейсы в Ла-Манше. Трудолюбивый, бесстрашный, упрямый и расчетливый Френсис вскоре стал настоящим моряком. Хозяин так полюбил молодого матроса, что, умирая, завещал ему свое судно. Выгодно продав его и добавив кое-какие сбережения, Френсис купил новый большой (50 т) корабль «Юдифь» и уже капитаном предпринял несколько самостоятельных плаваний сначала в Бискайский залив, а затем и дальше — в Гвинею. Вскоре он занялся уже не перевозкой товаров, а гораздо более прибыльным делом — работорговлей, поставляя негров для Гаити.
В 1567 г. Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хокинса, который с благословения королевы отправился к берегам Мексики грабить испанские города и одновременно налаживать беспошлинную торговлю неграми с испанскими же плантаторами. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после невероятно трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...
Урок на пользу не пошел. Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 г. самостоятельно снарядил экспедицию для набега — оказавшегося очень удачным — на Панамский перешеек.
Вскоре среди далеко не добродушных пиратов-авантюристов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий (неслучайно назвали его позднее «железным») и самый удачливый. Это был властный и раздражительный человек с «бешеным характером», жадный, мстительный и, как ни покажется странным, очень суеверный. Однажды, когда буря угрожала кораблю, Дрейк едва не убил одного из своих верных соплавателей, утверждая, что все беды из его сундука и тот не иначе как колдун... В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих открытий обязаны этому человеку многими уточнениями карты мира...
После того, как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, его представили королеве Елизавете. Пользуясь случаем, он изложил ей свой план опустошения уже не восточных, а западных берегов Южной Америки и так убедительно, что тут же получил титул адмирала и пять кораблей для претворения идеи в жизнь. Королева поставила единственное условие: чтобы остались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дадут деньги на снаряжение этих кораблей...
Чтобы скрыть истинные цели экспедиции, специально распространили слух, что Дрейк направляется в Александрию. Именно поэтому испанский посол в Лондоне дон Бернардино де Мендоса не принял никаких мер для преграждения пирату пути в западное полушарие.
13 декабря 1577 г. эскадра Дрейка (флагманский корабль «Пеликан» — 100 т; «Елизавета» — 80 т; «Морское Золото» — 30 т; «Лебедь» — 50 т; галера «Христофор» — 15 т) покинула Плимут.
Через месяц с небольшим корабли достигли Могадара (Марокко); здесь англичане взяли заложников, а потом выгодно обменяли их на целый караван всевозможных товаров. Затем — бросок через Атлантику. Разграбив испанские гавани в устье Ла-Платы, эскадра стала на якорь в той самой бухте Сан-Хулиан, где некогда Магеллан учинил расправу над бунтовщиками. В этом историческом месте Дрейк, «чтя традиции», тоже расправился с врагами — казнил своего помощника капитана Даути, заподозренного в измене. 2 августа три корабля Дрейка («Золотая лань» — тот же «Пеликан», переименованный в честь камергера двора Хеттока, в гербе которого была изображена лань, «Елизавета» и «Морское золото»; два остальных пришли в полную непригодность) вступили в Магелланов пролив и всего за 20 дней преодолели его. В Тихом океане англичан встретил свирепый шторм. «Не успели мы войти в это море, — пишет один из участников плавания — как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали. Мы не видели солнечного света, а ночью — луны и звезд, и эти потемки продолжались целых 52 дня. Только иногда становились видны горы, но они вызывали ужас, потому что ветер гнал нас к ним на верную гибель. Мы потеряли наших товарищей. Сначала исчез «Морское золото»: в ту ночь наши вахтенные, казалось, слышали чьи-то крики. Вскоре исчезла и «Елизавета».
Как выяснилось впоследствии, первый так и пропал, а «Елизавету» снова отнесло в Магелланов пролив и она «благополучно совершила обратный путь по старым следам».
Буря отбросила «Золотую лань» далеко на юг, и Дрейк поневоле выяснил, что Огненная Земля — не северный выступ какого-то южного материка, как это ранее считалось, а архипелаг. Этим открытием он увековечил память о себе как исследователе: и поныне на всех картах этот самый широкий на Земле пролив называется проливом Дрейка.
Взяв курс на север, Дрейк вышел к чилийским берегам. 5 декабря 1578 г. англичане ворвались в Вальпараисо. Сначала захватили корабль, груженый винами и слитками золота, а затем высадились на берег. Поднялась невероятная паника. Жители бежали в горы, а пираты захватили на 25 тыс. песо золотого песка и принялись грабить покинутый город. А главное — к ним в руки попали секретные испанские карты...
Надо сказать, что до сих пор испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом. Вот почему появление «Золотой лани» в Кальяо (порт Лимы), откуда испанцы без всякой охраны отправляли перуанское золото и серебро дальше на север, произвело потрясающее впечатление. Ночью 14 февраля 1579 г. вся Лима, как писали историки, «проснулась в холодном поту»: звон сорока колоколов стоял над городом. На главной площади сам вице-король Перу Дон Франсиско Альварес де Толедо-и-Пачеко, граф Оронеса, сеньор Харандильи, Торнавакас, Кабаньяс и Оркако, гранд Кастилии, ровнял шеренги мушкетеров и копейщиков, готовя их к бою. Однако было поздно: безнаказанно разграбив девять кораблей, стоявших в гавани, пираты ушли в открытое море. Когда вице-король с войсками появился в Кальяо, на горизонте еще виднелись паруса «Золотой лани», которая тащила на буксире захваченный по пути корабль...
Основательно снаряженная испанская эскадра вышла только через две недели, когда Дрейк был уже далеко и стремительно шел на север, оставляя «визитные карточки» — разбитые в щепы суда и опустошенные города.
Уже в панамских водах «Золотая лань» (кстати говоря — прекрасный ходок) настигла корабль «Кара-фуэго», в трюмах которого было золота, серебра и монет на сумму 363 тыс. песо. Такую цифру записал Дрейк, но, зная его характер, можно не сомневаться, что, по крайней мере, еще столько же не было внесено в приходные книги. Любопытно, что нечто подобное повторилось и по окончании плавания. Поскольку, как писал Дрейк в частном письме, он «видел желание Ее Величества, чтобы точные цифры не были известны ни одной живой душе», он добился того, что перед появлением «особо доверенного лица» для приема ценностей ему — Дрейку была предоставлена возможность «привести в порядок» сокровища. Но это было позднее...
Обманув преследователей, Дрейк так и не повернул обратно. Во-первых, он прекрасно понимал, что его будут «встречать» испанцы (так оно и было!), а во-вторых, он пытался найти путь из Тихого океана в Атлантический вокруг Северной Америки. Не его вина, что из-за ухудшения погоды «Золотая лань» смогла подняться только до 48° сев. ш. (да и то современные исследователи не верят определениям Дрейка, считая, что выше 43° он не заходил!). Пришлось отступать для срочного пополнения припасов и ремонта корабля.
Попутно была открыта бухта Сан-Франциско. Не тратя время на долгие размышления, Дрейк тут же провозгласил «добровольное подчинение» туземцев власти английской королевы и назвал страну «Новым Альбионом». После ухода «лани» на берегу остался мощный столб, на котором были вырезаны это название и имя королевы, а также закреплена серебряная монета с изображением Елизаветы. Конечно, Дрейк не был бы Дрейком, если бы забыл вырезать на том же столбе — чуть пониже — и свое имя.
Основной вопрос — пробиваться ли с боем на юг, к Магелланову проливу, или снова идти на север, на поиски северо-западного прохода, Дрейк решил неожиданным образом: повернул на запад. «Золотая лань» пошла через Тихий океан, вокруг света.
Англичане не видели ничего, «кроме моря и неба», целых 68 дней. После этого перехода месяц ремонтировали судно на необитаемом островке (чтоб не попасться португальцам!), а затем еще месяц блуждали среди множества островков у Целебеса н сидели на мелях, пока снова не вырвались в океан...
26 сентября 1580 г. «Золотая лань» бросила якорь в Плимуте. Закончилось второе в истории человечества кругосветное путешествие. Сам сэр Френсис, говоря о себе, с особой гордостью и удовольствием подчеркивал, что он — первый капитан, который, в отличие от умершего на пути домой Магеллана, благополучно закончил такое плавание, хотя, выходя в море, меньше всего помышлял о том, чтобы обходить земной шар.
Королева могла быть довольна: ее «фирма» получила, по некоторым данным, 4700% прибыли — около 500 тыс. фунтов. А по подсчетам испанцев эту сумму следовало бы намного увеличить.
Филипп II, обеспокоенный не столько убытками, сколько потерей владычества в тех водах, которые до сих пор считались «испанским озером», потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский же совет Елизаветы отделался туманным ответом, что испанский король не имеет «морального» права «воспрепятствовать посещению Индии англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не должно просить, чтобы Ее Величество их наказывала»...
Дрейк приложил свою тяжелую руку и к разгрому «Непобедимой армады».
Но разгром армады был и зенитом славы адмирала. Неудачная экспедиция к Лиссабону (1589 г.) стоила ему расположения и милостей Елизаветы. О нем забыли на целых пять лет, а вспомнили только потому, что надо было кому-то поручить очередное «темное дело»: до Лондона дошли слухи, что в Сан-Хуане (на Порто-Рико) готовят к плаванию в Испанию большой галеон, в трюмы которого уже погрузили сокровищ на 2,5 млн. фунтов. 28 августа 1595 г. срочно собранная флотилия из 27 английских кораблей вышла в море, и с самого начала это роковое плавание стали сопровождать одни неудачи. Штурм Сан-Хуана не достиг цели. Стали искать счастья в менее укрепленных местах. Захватывали одни город за другим, но везде повторялось одно и то же: жители предупреждены, ценности спрятаны. А ведь адмирал поставил на карту свою репутацию: он должен вернуть королеве вложенный ею в дело капитал — 20 тыс. фунтов!
Страшная лихорадка сжигала его, но Дрейк продолжал крейсировать вдоль берегов Америки, надеясь, что ему снова повезет, как везло всю жизнь. 28 января 1596 г., когда корабли подходили к Портобелло, адмирала Дрейка не стало. Старший по чину, принявший команду сэр Томас Баскервил отвез тело «железного моряка» на несколько миль от берега и опустил в море.