Попутно несколько слов о водноспортивной базе клуба. Если 10 лет назад здесь, на заливе Обского моря стояли две-три «Казанки», морской бот и несколько рыбацких лодок, то сегодня у причалов базы 912 мотолодок, свыше 40 яхт и швертботов, 40 глиссеров, скутеров и спортивных мотолодок, 28 академических гребных лодок, 15 больших судов — бывших буксиров или рыболовных ботов, переоборудованных для обслуживания спортмероприятий и массовых выездов на острова, 110 шпоновых лодок. В составе водно-моторной секции, руководит которой известный гонщик Вадим Шолохов, 16 мастеров спорта.
Весной мы провели пробный поход — до Могачино и обратно, целью которого был окончательный выбор типа лодки для предстоящего дальнего плавания на Байкал: сравнивались «Южанки» и «Обь». В конце концов мы остановились на «Южанках».
К походу на Байкал подготовили четыре такие лодки. Оборудовали их ходовыми огнями, фарами, съемными тентами, дистанционным управлением; установили дюралевые бортовые баки для горючего (по 200 л на лодку), слани заменили фанерным настилом. Моторы «Вихрь» снабдили устройствами для подзарядки аккумуляторов; конденсаторы вынесли на наружную часть блока двигателя.
Запасы принимали с таким расчетом, чтобы нагрузка каждой лодки не превышала 700 кг.
Стартовали 19 июня, отсалютовав залпом из ракетниц. Впереди далекий путь — около 3700 км, состоящий из трех типовых, известных нашим туристам маршрутов.
I этап: Новосибирск — Колпашево
Это 602-километровый маршрут № 7 второй категории трудности. Обь здесь — типично равнинная река с оживленным судоходством, удобно расположенными заправочными пунктами. По графику на весь этот этап отпущено всего 19 ходовых часов, однако сразу после старта нам пришлось 6 часов ожидать шлюзования у плотины Новосибирской ГЭС. В результате мы опоздали на заправку в селе Шегарское и потеряли еще 10 часов...
Наш поход был спортивным; имелось в виду, что отклонения во времени прихода в контрольные и заправочные пункты не должны превышать трех часов. Принимаем решение: уменьшить запас горючего и соответственно загрузку, всемерно увеличить скорость, сократить стоянки.
И это удалось: 21 июня около полуночи Отряд прибыл в Колпашево — с сухими баками, но с Опережением графика. Крейсерская скорость составила более 36 км/час!
II этап: Колпашево — Богучаны
Маршрут № 41 третьей категории. И он нам известен. Нужно пройти 611 км вверх по реке Кеть, 154 км по Обь-Енисейской системе шлюзов, 202 км по реке Кас вниз по течению и 643 км вверх по Енисею и Ангаре. По нормативам Единой всесоюзной спортивной классификации на 1611 км такого пути полагается 11,8 суток, по нашему графику — 9.
На реке Кеть хорошая судовая обстановка, но в ночное время большую опасность представляют топляки. Движение оживленное, особенно в районе Волко-во — Степановка. Русло узкое. Нередко плоты занимают всю ширину реки, так что приходится укрываться за выступами береговой линии. Скорость течения около 6—7 км/час, в верхней части реки не редкость — короткие, но быстрые перекаты. Река замысловато вьется, часто описывая почти замкнутые петли. В качестве пунктов заправки можно рекомендовать Волково (20 км от устья), Белый Яр (256 км), Степановку (478 км) и Катайгу в 35 км выше пристани Усть-Озерное, от которой начинается трасса старого Обь-Енисейского канала.
Сам канал — это остатки четырнадцати разрушенных деревянных шлюзов, высохшие обводные каналы, размытые плотины. Трасса тяжелая. Узкая лента воды местами перехвачена остатками деревянных перемычек высотой в два-три бревна с проходом не шире двух-трех метров. Даже там, где глубоко, приходится идти на малом газу.
Рухнувшие под тяжестью лет деревья то и дело преграждают путь, через каждые 50—60 метров винты обрастают плотной зеленой «бородой». Водоросли нас замучили. Сначала мы разрубали «бороды» ножом, но потом нашли более эффективный прием. Оказывается, достаточно, двигаясь на малом ходу, выдернуть винт в воздух, и «борода» моментально разлетается в клочья. За кормой лодки, как за сенокосилкой, ложится широкая полоса срезанной травы. Экипажу головного судна достается больше других, поэтому каждые 15 минут его сменяет очередная пара «счастливчиков».
И еще тучи насекомых. Молчаливая мошка кашей липнет к открытым частям тела, обжигающими струями течет за воротник. Плотная ткань курток совершенно не защищает от пауков и слепней, кромсающих спины.
Когда, пройдя по каналу за первый день 65 км, за второй — 20 и в третий — 69, мы вырвались из него, на двух лодках были повреждены транцы, две другие сильно текли. Ночь ушла на ремонт. Отдохнуть удалось только еще через сутки, когда, пройдя Кас, мы вышли в Енисей.
Река Кас никакой обстановки не имеет. Узкая, но глубокая в среднем течении, внизу она широко разливается по каменистым перекатам и шиверам, и в летний период здесь совершенно не судоходна.
Енисей — река с интенсивным движением и удобными заправками, судовая обстановка отличная. Здесь мы установили своего рода рекорд: за день «закрыли» 261 км.
Утром 30 июня входим в стремительную Ангару и буквально через несколько минут уже преодолеваем первый порог — Стрелковский. Река имеет круглосуточную судовую обстановку. Фарватер проходит в основном под левым берегом, а населенные пункты расположены на правом. Скорость течения на шиверах и перекатах достигает 15—18 км/час. Вода прозрачная, хорошо видимые нагромождения подводных камней пугают своей близостью. Отклоняться от судового хода опасно; в этом мы убеждаемся, когда при первой же попытке спрямить путь идущая головной «Южанка» остается без гребного винта.
Точно по графику 1 июля прибываем на конечный пункт этапа — в Богучаны. 330-километровый участок Ангары пройден за 15 ходовых часов, а весь этап — за 67,3 часа.
III этап: Богучаны — Байкал
Последний маршрут (типовой № 42) протяженностью 1495 км включает два водохранилища и соответственно две плотины, множество небольших и пять настоящих порогов, в том числе два очень опасных — Шаманский и Долгий. Когда-то здесь был еще один страшный порог — Падунский, но сейчас на его месте высится 130-метрсвая плотина Брагской ГЭС. Та же участь уготована Шаманскому и Долгому: высотная плотина строящейся Усть-Илимской гидростанции навсегда закроет их водой.
К вечеру 5 июля, благополучно одолев Мурский, Анлинский, Кежемский и Кипящий пороги, подходим к Шаманскому, Сделав разведку, останавливаемся на ночевку на острове километрах в пяти от нижнего слива порога. Любопытно, что и на берегах, и на камнях среди реки, несмотря на жаркую погоду (+20°С), торосятся глыбы льда.
Вот как описывает Шаманский порог автор многотомного труда, вышедшего 250 лет назад в Нюрнберге под заглавием «Наиновейшее государство Сибири...» (всего в этом названии 56 слов!):
«Пятый водопад самый опасный; при высокой воде можно все же рискнуть проехать по нему, а называют его Шаманским или долиной колдуна, так как в этой местности жил знаменитый шаман или тунгузский жрец дьявола. Этот водопад длиной в половину мили; берега усажены высокими утесами и все дно — каменистое. Ужасно смотреть на него. Производит он большой и страшный шум, так что быстрый бег воды по отчасти скрытым, отчасти выступающим над водой участкам в плохую погоду можно услышать на расстоянии трех немецких миль. Купцы, поднимаясь вверх по реке, проводят здесь часто 5, 6, а то и 7 дней, чтобы поднять на воротах разгруженные суда. Корабль сверху плотно законопачивают, чтобы бешеная вода не могла попасть внутрь. Вниз по течению эти полмили проходят за 12 минут...
Сотни поставленных крестов являются знаком, что много здесь потоплено и погублено людей.»
Утром начинаем штурм порога. В течение 36 минут, рискуя быть «потопленными и погубленными» мы лавировали среди лобастых камней и седых бурунов, но все обошлось благополучно. Правда, после пришлось два с половиной часа откачивать из лодок воду и приводить в порядок имущество!
7 июля, удачно проскочив порог Долгий, подходим к нефтебазе в г. Братске. Ночь уходит на шлюзование, к 4-м утра оказываемся в Братском море.
Позади две бессонные ночи, неудивительно, что происходит «че пе». Лодка № 4 вдруг вываливается из кильватерного строя, как-то странно берет вправо и полным ходом несется на берег. Мы не сразу сообразили, что рулевой спит, свесив голову и левую руку за борт. Бросаемся вдогонку, кричим, «расстреливаем» неуправляемую «Южанку» из ракетниц, но ни рулевой, ни капитан не просыпаются. Наконец лодка по трамплину, образованному прибрежным плавником, взмывает в воздух и с хрустом шмякается на песок метрах в пяти от воды. Только тогда спящие вскакивают...
В тот день мы побили собственный рекорд — прошли 350 км, назавтра — еще 262 км и плотину Иркутской ГЭС и, наконец, в субботу 10 июля ошвартовались за деревянным волноломом порта Байкал. График выдержан: 3707 км пройдены за 154 ходовых часа. За Сутки мы делали в среднем более 200 км.
Наутро врач провел последнее в этом походе обследование. В его журнале появилась запись: «Большая физическая нагрузка, жара, нерегулярные отдых и питание привели к тому, что спортсмены за 20 дней похода потеряли в весе от 3 до 7,5 кг». А вот вывод:
«Дальние спортивные плавания развивают работоспособность и быстроту реакции, укрепляют нервы, закаляют волю, выносливость и неприхотливость к жизни в полевых условиях. Это — мощное средство укрепления здоровья, способствующее улучшению функционирования всех основных систем организма».