Идея покорить ледяной Байкал на буерах принадлежала швейцарскому предпринимателю из деревни Ле-Понт кантона Во — большому любителю буерного спорта Даниэлю Леману. В 1997 г он приезжал в Новосибирск для участия в соревнованиях буеров класса «DN-60» на Кубок Сибири. После их окончания Даниэль попросил свозить его на Байкал. Когда он увидел просторы этого прекрасного озера и природу берегов, то решил перейти его по льду на своем буере. Он поделился этими мечтами с коммодором буерного флота ледовых яхт класса «DN-60» Новосибирска, трехкратным обладателем Кубка Сибири, неоднократным участником и призером чемпионатов России, Европы и мира Александром Ивановичем Копыловым и пригласил его принять участие в походе. Все расходы по реализации своего плана он брал на себя. После детального обсуждения будущей экспедиции выяснилось, что необходим опытный буерист, хорошо знающий Байкал. На запросы отозвался буерист-перворазрядник из Листвянки, много лет работающий капитаном на байкальских судах и хорошо знающий все береговые ориентиры озера Леонид Шубин. Таким образом была скомплектована наша интернациональная команда из трех человек.
Разработку маршрута и выполнение всех оргтехмероприятий взяла на себя иркутская туристическая фирма «Грин Экспресс».
Принятый маршрут протяженностью 600 км проходил от поселка Листвянка до города Северобайкальска, вблизи западной береговой линии озера. Общее время прохождения маршрута — семь суток, включая шесть ночевок в пути. Суточное время движения буеров класса «DN-60» — 12 часов, при световом дне — 14 часов 30 минут. Один раз в сутки по окончании очередного перехода командир похода обязан был выходить по рации на связь со штабом.
К марту 2003 г. все организационные вопросы удалось успешно разрешить, маршрут и график похода, организованного в рамках проведения первого международного фестиваля «Зимниада-2003», согласовать и утвердить.
30 марта 2003 г. ровно в 14 ч взлетела ракета, и ледовые яхты стартовали одна за другой. Вслед за ними устремились три красных «Бурана» — снегоходы группы сопровождения с сотрудниками МЧС, представителем организатора и кинооператорами из Швейцарии. Снегоходы тащили за собой сани, на которых находились палатка, запасные детали, рация и кухня. Буера быстро набрали скорость, и скоро их паруса слились на горизонте с ледяной поверхностью Байкала. В черные точки превратились снегоходы группы сопровождения и вскоре исчезли...
«Сразу со старта при ровном встречном ветре, — рассказал после финиша командир похода А. И. Копылов, — мы ушли в лавировку, не теряя друг друга из вида. На участках чистого и ровного льда скорость буеров доходила до 80 км/ч, и вездеходы не всегда успевали за нами. Но к намеченным ориентирам для регламентных остановок и ночевок все собирались вовремя.
В любое время года берега Байкала представляют красивое, незабываемое зрелище. Но нам некогда было любоваться этими красотами. По пути следования встречались малые и большие трещины во льду, проруби и лунки рыбаков. Попадание конька буера в такое препятствие, запорошенное снегом, весьма опасно. Поэтому все внимание приходилось обращать на дорогу. Как ни странно, но больше всех поломок за этот поход выпало на мой буер. В первый раз его боковой конек на полном ходу угодил в ледяную трещину. Балку крепления разнесло в щепки, сломалась мачта, а я, вылетев из буера, отделался легким испугом. В течение полутора часов все повреждения удалось восстановить, и мы продолжили путь, наверстывая потерянное время. Случались поломки и у других буеров, а у их водителей — небольшие травмы и легкие ушибы, но в итоге все закончилось благополучно.
Проходили мы за 12 часов около 100 км (это по прямой), а с учетом лавировки буеров — в 2-3 раза больше. Все дни похода выдались солнечными, но очень донимал свежий пронзительный байкальский ветер, который надолго запомнится всем: при ярком солнце и температуре воздуха 10°С он пронизывал до костей. И это несмотря на надетое теплое белье, свитера, телогрейку и меховой комбинезон! Но что интересно — никто из участников похода, находясь в движении на таком ветру, не простудился и не заболел!
Половину пути ветер дул нам «в лоб» и только потом стал попутным. Но это не меняло тактики следования, так как для прямолинейного движения буера необходим боковой ветер».
Через неделю 7 апреля на пирсе Северобайкальского яхт-клуба собрались местные болельщики и вездесущие корреспонденты. На ледяной акватории флажками была размечена линия финиша. «Вон они, идут!» — раздается возглас, и ледовые яхты, все увеличиваясь в размерах, уверенно приближаются к финишу.
По окончании всех церемоний радушные хозяева по сибирскому обычаю отвели виновников торжества в баню, затем накрыли праздничный стол. Первая стопка — за успешное окончание похода, за международную дружбу и солидарность буеристов.
Позднее на мой вопрос, как вы оцениваете итоги этого необычного похода, А. И. Копылов сказал:
— По туристским меркам, маршрут — высшей категории сложности, который сегодня под силу любителям экстремальных ситуаций, хорошо подготовленным физически. Согласитесь: не каждый сможет при движении на большой скорости, встречном пронизывающем ветре да еще и при непрерывной тряске (у буеров нет амортизирующих устройств) ежедневно находиться в пути почти по полсуток! Несмотря на все трудности, мы доказали возможность проведения таких походов. Конечно, они должны иметь хорошую спонсорскую поддержку и быть тщательно подготовлены.
Поделился ветеран буерного спорта и своими планами на будущее:
— Окрыленные успехом, мы с Даниэлем собираемся освоить лед высокогорного монгольского озера Хубсугул, между крутых горных берегов на высоте 1500 м над уровнем моря, протяженностью 200 км. По имеющимся сведениям, зеркальный лед на этом озере держится до июня.