Лондон — это почти всегда хмурые тяжелые небеса, мокрые ботинки, насморк и ярчайшие неожиданности. Вот и сегодня, случайно найдя приют в маленькой гостиничке подле Лондонского моста (справочники утверждают, что в 1014 г корабли викингов сломали его предшественника, пришвартовавшись всей армадой), обнаружил весьма любопытную историю.
Если протиснуться по мощеной улице Клинк, идущей практически параллельно широченной Темзе, то обнаружишь не только одну из первых в мире тюрем, открытую епископом Винчестера в 1161 г., но и знаменитый галион "Голден хайнд", или "Золотая Лань" (бывш. "Пеликан"), на котором английский мореплаватель и пират вице-адмирал сэр Фрэнсис Дрейк совершил второе (после Магеллана) кругосветное плавание в 1577-1580 гг. Над ним по-прежнему развевается флаг покровителя Англии Святого Георгия — белое полотнище с красным крестом.
Конечно же, это — ладно скроенная реплика; оригинал, построенный где-то около 1560 г., начисто сгнил сотни лет назад, хотя и был королевский приказ сохранять его в доке. Тем не менее, согласно брошюрке, которую можно свободно купить в киоске на ближайшем углу, нынешняя "Лань" — более или менее точная копия корабля, пожалуй, самого известного капера в истории человечества (забавно, но "капер", или морской разбойник, пиратствующий с разрешения своего правительства, по-английски звучит нынче очень привычно нашему слуху — "приватизатор"). Новая "Золотая Лань" построена в 1971-1973 гг. по проекту калифорнийца Кристиана Норгарда на верфи Алана Хинка в Аппледоре (граф. Девон, Шотландия). Ее длина полная — 31 м, по КВЛ — 22.5 м, по килю — 18 м; ширина по внешн. стороне НО — 6.1 м; осадка кормовым краем руля макс. — 4.05 м. Водоизмещение — около 100 т. Высота фок-мачты — 13.8 и ее стеньги — 7.5 м; грот-мачты — 17.7 и ее стеньги — 8.7; бизань-мачты — 11 м. Площадь парусности — около 382 м2. При постройке парусника применялись те же материалы, соблюдались те же пропорции, что и в средние века, и даже традиционные для того времени судостроительные технологии (например, распаривание могучих досок бортовой обшивки).
В июне 1579 г., возвращаясь из тихоокеанского вояжа, на 38° с. ш. Дрейк открыл в западном полушарии одну уютную бухту, где можно было безопасно подлатать судно и передохнуть, а заодно и застолбить новые земли за Ее Величеством королевой Елизаветой I. Теперь в этом месте стоит известный американский город Сан-Франциско...
Сегодня на судне исторический музей, тем не менее с момента спуска на воду в 1973 г. и до 1981 г. оно прошло под парусами (причем не только по пути грозного флибустьера) более 100 тысяч миль, заметно перекрыв рекорд своего "прародителя".
Разогнуться в полный рост можно лишь в каюте капитана, кстати единственном отдельном помещении на судне, где, как и прежде, стоит увесистый боевой барабан, а на стеллажах пылятся склянки с "пахнущей водой", коей любил себя попрыскать несговорчивый сэр. Конечно, понятно, что в XVI в. средний рост англичанина был 160 см (самого Дрейка — 165 см), а все равно диву даешься, как на 31-метровом судне годами находили приют 20 офицеров и до 60 матросов. Прибавьте к этому необходимость иметь помещения, где в клетках содержалась "свежатина" — свиньи, куры, овцы — для командного состава. В трюмах же располагались балласт (из камней) либо награбленные сокровища, а их, судя по записям корабельного священника Фрэнсиса Флетчера, бывало немало: только с одного испанского "торговца" "Cacafuego" дрейковские молодцы прихватили 26 т серебра, 13 ящиков ювелирных изделий и 50 кг чистого золота! Пальбу вели из 14 пушек-кулеврин.
В те годы декоративные излишества не были в почете, и на паруснике можно разглядеть лишь голову лани на носу; ее же барельеф помещен на корме, под которым высечено по-латыни: "Достоинство есть лучшая защита". Чуть ниже, над рулевой лопастью, красуется золотая голова льва, необходимая для устрашения морских чудовищ. На главной палубе можно разглядеть небольшие головки рыцарей, ведь считалось, что они не только отпугивают привидения, но и приносят удачу, если их нежно погладить.
Именно здесь, на палубе "Золотой Лани", после шестичасового доклада королева Елизавета I, пришедшая в восторг, произвела Дрейка в рыцари. А можно ли было поступить иначе, ведь настырный капитан не только впервые утвердил господство Англии на морских просторах, дав пощечину надменным испанцам (он же фактически командовал разгромом их "Непобедимой армады"), но и запросто отвалил Величеству ровно половину (около 30 млн. фунтов стерлингов в нынешних деньгах) добра, прихваченного в Великом Южном море.