Сразу же заметим, что хотя «Гепард» отвечает всем требованиям, предъявляемым к многокорпусникам класса «Микро» (см. статью Г. Адрианова в «КиЯ» №147), включая и разборную конструкцию корпуса, он предназначен скорее для семейных крейсерских плаваний, чем для гонок.
Основные данные катамарана «Гепард»
Длина наибольшая, м | 8,00 |
Ширина общая, м | 6,11 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,73 |
Осадка, м | 0,75 |
Вертикальный клиренс, м | 0,80 |
Водоизмещение порожнем, кг | 920 |
Полезная нагрузка, кг | 750 |
Площадь парусности, м2: | |
общая | 43,7 |
грот | 29,2 |
стаксель | 14,5 |
спинакер | 50 |
При проектировании многокорпусников класса «Микро» во главу угла ставятся гоночные качества судна; оборудованием планировка жилых помещений должны обеспечивать лишь минимальный комфорт, необходимый для непродолжительных прибрежных круизов. Например, по правилам достаточно иметь всего лишь три койки, а высота в каюте должна быть не менее 1,35 м не длине всего 1,22 м. Для гонщиков особенно важна простота сборки и разборки корпуса для перевозки к месту соревнований, которые проводятся, как правило, в уикэнд; лодку буксируют на трейлере за легковым автомобилем, а после гонок гак же быстро возвращаются, не затрачивая лишнего времени.
В этом смысле «Гепард» существенно отличается от других «Микро». Прежде всего, для разборки катамарана требуется времени больше — несколько часов. Делать это дважды в течение трех дней решится не каждый владелец «Гепарда». Возможно, он разберет катамаран для того, чтобы доставить его на акваторию, не доступную по воде, и провести на ней продолжительное время. На «Гепарде» три двуспальных койки, нормальный камбуз, кают-компания и штурманский уголок, а главное — в средней части кают, расположенных в корпусах, можно стоять в полный рост — высота здесь от пайола до подволока составляет 1,85 м. Это достигается за счет необычно высоких надстроек.
Развитая надводная часть катамарана стала при проектировании объектом специальных исследований в аэродинамической трубе. Необходимо было придать ей такую форму, чтобы катамаран не испытывал чрезмерно большого воздушного сопротивления своему движению, не ухудшалась бы его маневренность и особенно — не затруднялись бы повороты оверштаг, когда легкое судно носом пересекает линию ветра. Именно в этот момент, да еще при сильной волне, катамаран с развитыми надстройками может остановиться, получить задний ход и возвратиться на прежний галс. Как показали испытания уже построенного судна, Шаттлуорту удалось успешно справиться с этими проблемами, придав надстройкам «зализанные», обтекаемые формы.
Важно еще и то, что центр парусности боковой проекции надстроек смещен в корму от центра бокового сопротивления подводной части, поэтому, если катамаран оказывается без хода, давлением ветра его разворачивает в положение левентик. Во всяком случае, яхтсмены, которым довелось испытать «Гепарда» в море, не могли пожаловаться ни на плохие лавировочные качества катамарана, ни на его маневренность. Лавировочный угол (угол между курсами правого и левого галсов) составляет 70—80°, т. е. судно идет достаточно круто к ветру. 6 бейдевинд при скорости вымпельного ветра 8 м/с скорость катамарана составила 8 узлов.
«Гепард» имеет узкие в подводной части корпуса (L/B= 11), расширяющиеся примерно на уровне колен почти вдвое Благодаря этому волновое сопротивление воды его движению невелико и в то же время обеспечивается необходимая ширина для комфортабельной планировки кают.
В левом корпусе оборудованы две двухспальные койки, камбуз с двухконфорочной газовой плиткой и грилем, раковиной из нержавеющей стали и разделочным столом. Здесь же миниатюрная кают-компания с диванами для шести человек и складным обеденным столом. Под пайолами — отсеки непотопляемости и рундуки для хранения запасов провизии; в носовой части салона — объемистый шкаф для одежды и посуды.
В правом корпусе центральное место занимают поднимающийся штурманский стол с ящиком для карт и сиденье штурмана. В корме расположена двуспальная койка, в носу — туалет, оборудованный душем, раковиной и унитазом с прокачкой забортной водой. В самом носу — хранилище парусов.
Над туалетом в правом корпусе и над койкой в левом — имеются открывающиеся светлые люки Вход в каждый корпус осуществляется через отверстие в кормовой переборке надстройки и люк на ее крыше со сдвижной крышкой. В бортовые стенки надстроек вмонтированы три круглых иллюминатора.
Проектом предусматривается выпуск двух модификаций «Гепарда»: с открытым мостиком и с салоном на мостике, закрытым легкой рубкой. В первом варианте, которому, по-видимому, предстоит стать основным, впечатляет большое для 8-метрового судна свободное пространство. На П-образном диване кокпита с удобством размещаются 8 человек, а на палубу можно принять 2,5-метровын тузик, который не создает помех для управления катамараном. Здесь встроены изолированные друг от друга рундуки для якорей и тросов, газового баллона, бензобака с топливом для подвесного мотора, аккумуляторной батареи емкостью 60 А·ч и шкиперского имущества. В них предусмотрены шпигаты для удаления случайно пролившегося топлива либо утечек пропан-бутана за борт, что снижаем опасность возникновения пожара либо отравления экипажа газом.
В самоотливном кокпите, отформованном из стеклопластика в виде ванны, которая опущена ниже поверхности мостика, может быть установлен складной стол, а на гик накинут тент. Таким образом на стоянках экипаж получает комфортабельную столовую на открытом воздухе, защищенную от дождя и солнца. Дополнительные площади для отдыха в хорошую погоду — но прочной сетке с ячейкой 50X50 мм, натянутой между корпусами в носовой части и в корме судна. В кормовой переборке кокпита в ДП отформована ниша для подвесного мотора.
При столь больших объемах корпусов и общей ширине судна, и столь развитом насыщении его оборудованием следовало бы ожидать и существенного увеличения водоизмещения, по сравнению с типичными микромногокорпусниками. Однако водоизмещение «Гепарда» порожнем составляет всего 920 кг, что лишь незначительно превышает массу аналогичных катамаранов. Конструктору удалось добиться ее снижения путем рационального использования современных армирующих материалов — угле- и стекловолокна, применения трехслойной конструкции корпусов с заполнителем из пенопласта типа ПХВ, отказа от излишеств в отделке и оборудовании жилых помещений. Например, большинство шкафов и полок не имеют дверец, а туалет закрывается ширмой из парусной ткани на застежке «молния».
Тщательному анализу были подвергнуты напряжения, действующие в основных конструкциях катамарана, построена пространственная диаграмма их распределения. В соответствии с ней выбиралась схема армирования каждого участка корпуса — число слоев и расположение волокон, местные усиления из дорогостоящих волокон углерода. Толщины наружных слоев и заполнителя варьируются по всему корпусу. Ответственные узлы, например, крепление главной поперечной балки к корпусам, имеют пятикратный запас прочности.
Формование корпусов осуществлялось в матрицах методом вакуумного «мешка», обеспечивающим хорошее проникновение смолы во все лоры армирующих материалов и надежность адгезии наружных слоев с пенопластовым заполнителем.
Кроме мощной главной поперечной балки, отформованной из стеклопластика и имеющей коробчатую конструкцию, корпуса связаны между собой при помощи двух трубчатых балок из алюминиево-магниевого сплава. Балки и конструкции мостика соединяются с корпусами на болтах, которые доступны из кают. Вариант с рубкой на мостике выпускается неразборной конструкции.
Шестиметровая ширина и большой объем корпусов обеспечивают высокую остойчивость катамарана, что позволило оснастить его эффективной парусностью и компенсировать повышенное аэродинамическое сопротивление надводной части корпуса судна. Для повышения аэродинамического качества на «Гепарде» применены очень узкие и высокие паруса (отношение высоты к ширине у грота равно 3,34, у стакселя — 3,75). Они сшиты из жесткой ламинированной синтетической ткани. Чтобы при хранении не образовались складки и морщины, грот и стаксель не складывают, как паруса из дакрона, а наворачивают на алюминиевую трубу* Грот снабжен сквозными латами; две латы имеются и на «автоматическом» стакселе, который при лавировке не требует работы со шкотами. Без лат такой стаксель может работать лишь в том случае, если его задней шкаторине придать значительную вогнутость, и все равно это будет связано с потерей эффективности паруса. Шкотовый угол стакселя снабжен алюминиевой шкотовой дощечкой с пятью отверстиями. Закрепляя шкот в то или иное отверстие, можно отрегулировать натяжение обеих свободных шкаторин паруса.
Алюминиевая мачта — поворотного типа. При помощи рычага, закрепленного в нижней части мачты и снабженного двумя линями, ее каплеобразное сечение можно ориентировать большой осью по направлению вымпельного ветра и тем самым избежать потерь, вызванных завихрениями на подветренной стороне паруса. Мачта высотой 12,2 м подкреплена одной парой вант и штагом из стальных нержавеющих тросов конструкции 1X19; кроме того имеются две пары ромбовант, обеспечивающих ее устойчивость в пролете между подпятником-степсом и верхней точкой крепления стоячего такелажа. Вант-путенсы максимально отнесены в корму, что позволило обойтись без бакштагов.
Нижняя шкаторина грота — свободная, не крепится к гику, благодаря чему парус и в нижней своей части имеет оптимальный аэродинамический профиль. При необходимости уменьшить парусность грот стравливают до нужных риф-кренгельсов (их предусмотрено три примерно через 2 м) и надевают их на крюки у пятки и нока гика. Гика-шкот проведен в пять лопарей; кроме того его можно добирать при помощи одной из шкотовых лебедок с тридцатикратным передаточным числом.
На попутных курсах в дополнение к основным парусам может быть поставлен асимметричный спинакер площадью 50 м2, который снабжен двумя галс-оттяжками, проведенными не форштевни обоих корпусов. Такой спинакер (см. «КиЯ» №110) ставится без спинакер-гика и при перемене галса экипажу достаточно выполнить простые манипуляции с галс-оттяжками и шкотами, не выходя из кокпита. Кстати, все ходовые концы фалов и снастей для настройки парусов проведены к кормовым срезам надстроек, где установлены тросовые стопора.
К эксплуатационным достоинствам «Гепарда» относят малую осадку и отсутствие подъемных килей. Достаточное боковое сопротивление корпусам придают невысокие (около 0,45 м) кили, отформованные вместе с наружной обшивкой корпуса. Балансирные рули расположены под днищем; их румпели соединены между собой алюминиевой штангой.
«Гепард» строится на небольшой верфи «Клайд кэтс» в устье реки Клайд. Основана она в 1988 г. Всего восемь рабочих высокой квалификации отправляют с верфи каждые шесть недель полностью оснащенный для плавания очередной «Гепард». Стоимость катамарана — 36 000 фунтов стерлингов.