Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные катамараны
  • Микрокатамаран «Гепард» английского конструктора Джона Шаттл…
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Катера «Гепард», «Барс», «Пума» для народного хозяйства
Семь навигаций на катере на воздушной подушке «Гепард»
Трагическое плавание Давида Джонстона и Джона Хора
Юбилей талантливого конструктора Бориса Ершова
Юрий Ефремов — начальник отдела главного конструктора о моторе «Нептун-25»
Взрыв английского судна «Форт Стайкин» в Бомбее


Микрокатамаран «Гепард» английского конструктора Джона Шаттлуорта

Год: 1991. Номер журнала «Катера и Яхты»: 151
          0

Катамаран «Читэ» («Гепард») — один из новейших проектов известного английского конструктора многокорпусных яхт Джона Шаттлуорта. Как и другие лодки, спроектированные этим конструктором, «Гепард» выделяется среди множества катамаранов близких размерений оригинальностью конструктивных решений, тщательностью отработки вопросов аэрогидродинамики и экономии веса. Не удивительно, что в этом проекте удачно сочетаются высокий уровень комфорта, столь редкий на восьмиметровом многокорпуснике, и отличные ходовые качества на всех курсах.

Сразу же заметим, что хотя «Гепард» отвечает всем требованиям, предъявляемым к многокорпусникам класса «Микро» (см. статью Г. Адрианова в «КиЯ» №147), включая и разборную конструкцию корпуса, он предназначен скорее для семейных крейсерских плаваний, чем для гонок.

Основные данные катамарана «Гепард»


Информация об изображенииКатамаран «Гепард» под парусами
Катамаран «Гепард» под парусами
 
Длина наибольшая, м8,00
Ширина общая, м6,11
Ширина корпуса по КВЛ, м0,73
Осадка, м0,75
Вертикальный клиренс, м0,80
Водоизмещение порожнем, кг920
Полезная нагрузка, кг750
Площадь парусности, м²:
общая43,7
грот29,2
стаксель14,5
спинакер50

При проектировании многокорпусников класса «Микро» во главу угла ставятся гоночные качества судна; оборудованием планировка жилых помещений должны обеспечивать лишь минимальный комфорт, необходимый для непродолжительных прибрежных круизов. Например, по правилам достаточно иметь всего лишь три койки, а высота в каюте должна быть не менее 1,35 м не длине всего 1,22 м. Для гонщиков особенно важна простота сборки и разборки корпуса для перевозки к месту соревнований, которые проводятся, как правило, в уикэнд; лодку буксируют на трейлере за легковым автомобилем, а после гонок так же быстро возвращаются, не затрачивая лишнего времени.


В этом смысле «Гепард» существенно отличается от других «Микро». Прежде всего, для разборки катамарана требуется времени больше — несколько часов. Делать это дважды в течение трех дней решится не каждый владелец «Гепарда». Возможно, он разберет катамаран для того, чтобы доставить его на акваторию, не доступную по воде, и провести на ней продолжительное время. На «Гепарде» три двуспальных койки, нормальный камбуз, кают-компания и штурманский уголок, а главное — в средней части кают, расположенных в корпусах, можно стоять в полный рост — высота здесь от пайола до подволока составляет 1,85 м. Это достигается за счет необычно высоких надстроек.

Информация об изображенииМодификация «Гепарда» с легкой рубкой на мостике
Модификация «Гепарда» с легкой рубкой на мостике
 
Развитая надводная часть катамарана стала при проектировании объектом специальных исследований в аэродинамической трубе. Необходимо было придать ей такую форму, чтобы катамаран не испытывал чрезмерно большого воздушного сопротивления своему движению, не ухудшалась бы его маневренность и особенно — не затруднялись бы повороты оверштаг, когда легкое судно носом пересекает линию ветра. Именно в этот момент, да еще при сильной волне, катамаран с развитыми надстройками может остановиться, получить задний ход и возвратиться на прежний галс. Как показали испытания уже построенного судна, Шаттлуорту удалось успешно справиться с этими проблемами, придав надстройкам «зализанные», обтекаемые формы.

Важно еще и то, что центр парусности боковой проекции надстроек смещен в корму от центра бокового сопротивления подводной части, поэтому, если катамаран оказывается без хода, давлением ветра его разворачивает в положение левентик. Во всяком случае, яхтсмены, которым довелось испытать «Гепарда» в море, не могли пожаловаться ни на плохие лавировочные качества катамарана, ни на его маневренность. Лавировочный угол (угол между курсами правого и левого галсов) составляет 70—80°, т. е. судно идет достаточно круто к ветру. 6 бейдевинд при скорости вымпельного ветра 8 м/с скорость катамарана составила 8 узлов.


«Гепард» имеет узкие в подводной части корпуса (L/B= 11), расширяющиеся примерно на уровне колен почти вдвое Благодаря этому волновое сопротивление воды его движению невелико и в то же время обеспечивается необходимая ширина для комфортабельной планировки кают.

Информация об изображенииОбщее расположение катамарана «Гепард»
Общее расположение катамарана «Гепард»
 
В левом корпусе оборудованы две двухспальные койки, камбуз с двухконфорочной газовой плиткой и грилем, раковиной из нержавеющей стали и разделочным столом. Здесь же миниатюрная кают-компания с диванами для шести человек и складным обеденным столом. Под пайолами — отсеки непотопляемости и рундуки для хранения запасов провизии; в носовой части салона — объемистый шкаф для одежды и посуды.

В правом корпусе центральное место занимают поднимающийся штурманский стол с ящиком для карт и сиденье штурмана. В корме расположена двуспальная койка, в носу — туалет, оборудованный душем, раковиной и унитазом с прокачкой забортной водой. В самом носу — хранилище парусов.

Над туалетом в правом корпусе и над койкой в левом — имеются открывающиеся светлые люки Вход в каждый корпус осуществляется через отверстие в кормовой переборке надстройки и люк на ее крыше со сдвижной крышкой. В бортовые стенки надстроек вмонтированы три круглых иллюминатора.

Проектом предусматривается выпуск двух модификаций «Гепарда»: с открытым мостиком и с салоном на мостике, закрытым легкой рубкой. В первом варианте, которому, по-видимому, предстоит стать основным, впечатляет большое для 8-метрового судна свободное пространство. На П-образном диване кокпита с удобством размещаются 8 человек, а на палубу можно принять 2,5-метровын тузик, который не создает помех для управления катамараном. Здесь встроены изолированные друг от друга рундуки для якорей и тросов, газового баллона, бензобака с топливом для подвесного мотора, аккумуляторной батареи емкостью 60 А·ч и шкиперского имущества. В них предусмотрены шпигаты для удаления случайно пролившегося топлива либо утечек пропан-бутана за борт, что снижаем опасность возникновения пожара либо отравления экипажа газом.


В самоотливном кокпите, отформованном из стеклопластика в виде ванны, которая опущена ниже поверхности мостика, может быть установлен складной стол, а на гик накинут тент. Таким образом на стоянках экипаж получает комфортабельную столовую на открытом воздухе, защищенную от дождя и солнца. Дополнительные площади для отдыха в хорошую погоду — но прочной сетке с ячейкой 50X50 мм, натянутой между корпусами в носовой части и в корме судна. В кормовой переборке кокпита в ДП отформована ниша для подвесного мотора.

Информация об изображенииСхема парусного вооружения «Гепарда»
Схема парусного вооружения «Гепарда»
 
При столь больших объемах корпусов и общей ширине судна, и столь развитом насыщении его оборудованием следовало бы ожидать и существенного увеличения водоизмещения, по сравнению с типичными микромногокорпусниками. Однако водоизмещение «Гепарда» порожнем составляет всего 920 кг, что лишь незначительно превышает массу аналогичных катамаранов. Конструктору удалось добиться ее снижения путем рационального использования современных армирующих материалов — угле- и стекловолокна, применения трехслойной конструкции корпусов с заполнителем из пенопласта типа ПХВ, отказа от излишеств в отделке и оборудовании жилых помещений. Например, большинство шкафов и полок не имеют дверец, а туалет закрывается ширмой из парусной ткани на застежке «молния».

Тщательному анализу были подвергнуты напряжения, действующие в основных конструкциях катамарана, построена пространственная диаграмма их распределения. В соответствии с ней выбиралась схема армирования каждого участка корпуса — число слоев и расположение волокон, местные усиления из дорогостоящих волокон углерода. Толщины наружных слоев и заполнителя варьируются по всему корпусу. Ответственные узлы, например, крепление главной поперечной балки к корпусам, имеют пятикратный запас прочности.


Формование корпусов осуществлялось в матрицах методом вакуумного «мешка», обеспечивающим хорошее проникновение смолы во все лоры армирующих материалов и надежность адгезии наружных слоев с пенопластовым заполнителем.

Кроме мощной главной поперечной балки, отформованной из стеклопластика и имеющей коробчатую конструкцию, корпуса связаны между собой при помощи двух трубчатых балок из алюминиево-магниевого сплава. Балки и конструкции мостика соединяются с корпусами на болтах, которые доступны из кают. Вариант с рубкой на мостике выпускается неразборной конструкции.

Информация об изображенииСхема расчетных нагрузок
Схема расчетных нагрузок
 
Шестиметровая ширина и большой объем корпусов обеспечивают высокую остойчивость катамарана, что позволило оснастить его эффективной парусностью и компенсировать повышенное аэродинамическое сопротивление надводной части корпуса судна. Для повышения аэродинамического качества на «Гепарде» применены очень узкие и высокие паруса (отношение высоты к ширине у грота равно 3,34, у стакселя — 3,75). Они сшиты из жесткой ламинированной синтетической ткани. Чтобы при хранении не образовались складки и морщины, грот и стаксель не складывают, как паруса из дакрона, а наворачивают на алюминиевую трубу* Грот снабжен сквозными латами; две латы имеются и на «автоматическом» стакселе, который при лавировке не требует работы со шкотами. Без лат такой стаксель может работать лишь в том случае, если его задней шкаторине придать значительную вогнутость, и все равно это будет связано с потерей эффективности паруса. Шкотовый угол стакселя снабжен алюминиевой шкотовой дощечкой с пятью отверстиями. Закрепляя шкот в то или иное отверстие, можно отрегулировать натяжение обеих свободных шкаторин паруса.

Алюминиевая мачта — поворотного типа. При помощи рычага, закрепленного в нижней части мачты и снабженного двумя линями, ее каплеобразное сечение можно ориентировать большой осью по направлению вымпельного ветра и тем самым избежать потерь, вызванных завихрениями на подветренной стороне паруса. Мачта высотой 12,2 м подкреплена одной парой вант и штагом из стальных нержавеющих тросов конструкции 1X19; кроме того имеются две пары ромбовант, обеспечивающих ее устойчивость в пролете между подпятником-степсом и верхней точкой крепления стоячего такелажа. Вант-путенсы максимально отнесены в корму, что позволило обойтись без бакштагов.

Нижняя шкаторина грота — свободная, не крепится к гику, благодаря чему парус и в нижней своей части имеет оптимальный аэродинамический профиль. При необходимости уменьшить парусность грот стравливают до нужных риф-кренгельсов (их предусмотрено три примерно через 2 м) и надевают их на крюки у пятки и нока гика. Гика-шкот проведен в пять лопарей; кроме того его можно добирать при помощи одной из шкотовых лебедок с тридцатикратным передаточным числом.

На попутных курсах в дополнение к основным парусам может быть поставлен асимметричный спинакер площадью 50 м², который снабжен двумя галс-оттяжками, проведенными не форштевни обоих корпусов. Такой спинакер (см. «КиЯ» №110) ставится без спинакер-гика и при перемене галса экипажу достаточно выполнить простые манипуляции с галс-оттяжками и шкотами, не выходя из кокпита. Кстати, все ходовые концы фалов и снастей для настройки парусов проведены к кормовым срезам надстроек, где установлены тросовые стопора.

К эксплуатационным достоинствам «Гепарда» относят малую осадку и отсутствие подъемных килей. Достаточное боковое сопротивление корпусам придают невысокие (около 0,45 м) кили, отформованные вместе с наружной обшивкой корпуса. Балансирные рули расположены под днищем; их румпели соединены между собой алюминиевой штангой.

«Гепард» строится на небольшой верфи «Клайд кэтс» в устье реки Клайд. Основана она в 1988 г. Всего восемь рабочих высокой квалификации отправляют с верфи каждые шесть недель полностью оснащенный для плавания очередной «Гепард». Стоимость катамарана — 36 000 фунтов стерлингов.

Статья была проверена: Нечаев Тимофей
Понравилась ли вам эта статья?
+13

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Моторно-парусный тримаран «Трэк»
Мореходная комфортабельная моторная лодка «Командор»
Мореходная дощатая моторная лодка Музыкантова
Туристский парусник-швертбот для четырех человек
Гребно-моторная лодка «Сибирячка»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Микрокатамаран «Гепард» английского конструктора Джона Шаттлуорта

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Прогулочно-туристский швертбот «Креветка-2»
Экономичная рыболовная мотолодка для мотора «Ветерок»
Вращающееся колесо с профилированными крыльями
Облегченный парусник макси-яхта «Шарль Журдан»
Мотолодка «Ласточка» с водометной установкой на базе ПМ «Вихрь»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 50 + 48 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории