Проект микрояхты «Галс» разработан на Донецкой областной станции юных техников специально для юных мореплавателей, не имеющих возможности заниматься в яхт-клубах» Ближайшим «морем» для многих из них зачастую является открытый бассейн или небольшой пруд.
Опытный образец «Галса», для постройки которого достаточно листа фанеры и обрезков деревянных брусков, сразу же нашел своих «капитанов» и с удовольствием был опробован взрослыми спортсменами.
Итак, микрояхта «Галс» — надувной матрац под парусом! Что-что, а комфорт лежащему на нем спортсмену обеспечен. Жесткость всей конструкции придает фанерный корпус 1 (рис. 1), который оборудован балластной цистерной и может, что называется, течь по всем швам, так как не имеет герметичных отсеков.
Положительная плавучесть при повреждении надувного матраца обеспечивается вклеенной в корпус пенопластовой носовой частью и съемным блоком плавучести 4, размещенным в полости балластной цистерны. Она же выполняет роль киля.
Парус 3, имеющий площадь 1,5 м2, желательно сшить из синтетической парусной ткани. Разборная мачта 2, подкрепленная двумя трубчатыми распорками, крепится к корпусу тремя болтами М6. К корпусу надувной матрац крепится синтетическим ремнем 6, который фиксируется на самом корпусе с помощью двух алюминиевых планок 5 и шурупов 7.
Изготовление корпуса нужно начинать с раскроя стандартного листа фанеры (1525X1525 мм) толщиной 8 мм и изготовления палубы 1 и боковин 2, 3 (рис. 4). Сборка корпуса ведется на эпоксидном клее с последующей запрессовкой гвоздями. Пенопластовая носовая часть 6 вклеивается после сборки всех деревянных деталей; пенопласт и подводную часть корпуса следует склеивать стеклотканью или марлей на эпоксидном связующем. После зачистки всех заусенцев и неровностей внутреннюю поверхность корпуса, особенно торцы фанерных деталей, необходимо два-три раза покрыть горячей олифой, разогретой на водяной бане. Окрашивать корпус желательно пентафталевыми или масляными эмалями ярких расцветок.
После этого на корпус устанавливаются металлические детали 7, 8, 9 для крепления рангоута, а также крепится синтетический ремень. Его длина подбирается таким образом, чтобы наполненный воздухом матрац был надежно зафиксирован на корпусе. Для крепления матраца в носовой части корпуса сверлятся два отверстия диаметром 10 мм (размер «Б» на рис. 4 — по матрацу), а само крепление производится тонким синтетическим тросом через штатные люверсы матраца.
Для изготовления рангоута (рис. 3) можно использовать трубы размером 18X1,5 мм и 22X1,8 мм, для этой цели подойдет оконный карниз из алюминиевого сплава.
Скоба 4 крепится к мачте 1 на алюминиевых заклепках, установленных в совместно обработанные отверстия. Так же одновременно обрабатываются отверстия во вставленных друг в друга частях 1, 2 мачты. Гик 3 к мачте 1 крепится при помощи скобы 6, короткий конец которой изгибается по месту при сборке. Концы трубчатых распорок 5 сплющиваются в тисках, обрабатываются и изгибаются по чертежу» Рангоут к корпусу крепится кадмированными болтами и гайками М6.
Парус (рис. 2) имеет на передней шкаторине карман, которым надевается на мачту. В верхней части паруса желательно приклепать фаловую дощечку из стеклотекстолита толщиной 1,5—2 мм. Углы паруса следует усилить боутами и установить люверсы.
Итак, «Галс» готов к ходовым испытаниям. Проверьте надувной матрац на утечку воздуха и спускайте «корпус» на воду. В момент заполнения водой балластной цистерны раздается характерный хлопок выходящего воздуха и микро-яхта обретает остойчивость. С собой желател но прихватить весло-гребок (см. «КиЯ» №143), с помощью которого можно легко добраться до берега в полный штиль. Все выходы на воду необходимо совершать только на закрытых акваториях и под наблюдением взрослых наставников.