Мы можем выполнить эту просьбу только частично, рассказав с помощью итальянской фирмы «Азимут С.п.а.» о характеристиках выпускаемого ею серийного катера «Азимут-34». Как правило, рабочие чертежи судов, производимых зарубежными фирмами, являются техническим «секретом» и могут быть предоставлены только для ремонта купленных катеров либо для организации их производства по лицензии. Тем не менее публикуемые схемы и данные позволяют судить о сложности конструкции заинтересовавшего читателей катера, значительном количестве дефицитных материалов, необходимых для его постройки, и дорогостоящего оборудования, которое в нашей стране не выпускается.
Основные данные катера «Азимут-34»
Наибольшая длина, м | 10,61 |
Максимальная ширина, м | 3,60 |
Высота борта на миделе, м | 1,85 |
Осадка, м | 0,60 |
Водоизмещение, т | 8,00 |
Брутто-регистровая вместимость, per. т1 | 12,29 |
Мощность двигателей, л. с. | 2X200 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная | 50 |
крейсерская | 44 |
Емкость топливных цистерн, л | 2X600 |
Емкость цистерны питьевой воды, л | 300 |
Максимальная вместимость, чел. | 8 |
«Азимут-34» является современным морским быстроходным катером повышенной комфортабельности. Его относительная скорость (число Фруда по водоизмещению) FrV=3,1 соответствует режиму чистого глиссирования. Такой скорости судно может достичь при достаточно высокой удельной мощности двигателя или нагрузке не более 16—20 кг/л. с.
Серийные катера снабжаются двумя легкими высокооборотными дизелями типа «CV AIFO-8061» мощностью по 250 л. с. итальянского производства либо шведскими «TAMD-41» («Вольво-Пента»), развивающими 200 л. с. при 3800 об/мин. Эти двигатели снабжены турбонаддувом и прямыми реверс-редукторными передачами, отличаются малыми габаритами и умеренной массой. «TAMD-41», например, имеет габаритные размеры 1386X687X766 мм и весит (вместе с реверс-редуктором и навесными агрегатами) 465 кг (2,3 кг/л. с.). Заметим, что отечественная промышленность аналогичные по габаритным и весовым характеристикам двигатели, приспособленные для работы на катерах, не выпускает.
На «Азимуте» дизели установлены на амортизаторах в самой широкой части катера в звукоизолированном отсеке. Двухвальная установка, помимо обычных преимуществ — повышенной маневренности и надежности, в данном случае позволяет существенно уменьшить габаритную осадку катера за счет расположения осей гребных винтов (уменьшенного диаметра) выше килевой линии корпуса.
Корпус имеет типичные для морских катеров обводы с повышенной (около 23°) килеватостью днища с продольными реданами и скуловыми брызгоотбойниками. Изготавливается он методом контактного формования из стеклопластика и отличается высокой прочностью, позволяющей выдерживать значительные перегрузки при плавании на большой скорости на волнении. Здесь фирма не экономит ни на материале, ни на массе корпуса: мощности двигателей достаточно, чтобы «вытащить» восьмитонный катер на глиссирование.
Общий дизайн и планировка помещений характерны для прогулочных катеров, эксплуатируемых в теплых южных морях типа Средиземного. Отправляющиеся на катере на отдых люди большую часть времени проводят на открытом воздухе — на верхнем «летучем» мостике, в кормовом кокпите либо в хорошо вентилируемом и освещенном салоне, располагаемом в надстройке. Заметим, что при сравнительно большом водоизмещении и 3,6-метровой ширине катера масса развитой надстройки и люди на мостике не столь существенно сказываются на остойчивости судна, как на катерах меньших размерений, которые при подъеме людей на мостик на стоянке становятся валкими.
Форма надстройки и ветроотбойного козырька мостика тщательно подобраны с учетом снижения аэродинамического сопротивления движению. Продумана и безопасность нахождения пассажиров на палубе и мостике, которые ограждены жесткими леерами-релингами.
В носовой части оборудованы две двухместные спальные каюты, небольшой камбуз с холодильником емкостью 75 л, горячей и холодной водой, туалет с душем на гибком шланге и унитазом с электрической помпой (как и все катера подобного типа, «Азимут» имеет специальную сточную цистерну, исключающую загрязнение моря). Второй душ имеется в кокпите для освежения пресной водой после купания в море. Система пресной воды — с гидрофором (работает под давлением); емкость водоподогревателя — 20 л.
Для удобства купающихся на транце отформована платформа, снабженная откидным трапиком для подъема из воды. Обычные при прогулочных круизах частые швартовки в гаванях и постановки на якорь облегчаются благодаря удобному сходному трапу, постоянно висящему на кормовых крамболах-шлюпбалках (их можно использовать для хранения надувной или жесткой мотолодки), и якорю, который хранится на носовом роульсе постоянно готовым к отдаче. Якорный канат длиной 75 м выбирается при помощи компактного электрического шпиля мощностью 1 кВт. Для размещения якорного устройства в палубе отформована ниша с само-отливным ящиком для якорного каната.
Носовой участок палубы приспособлен для использования в качестве солярия: здесь имеются пуговицы, заформованные в палубу рубки, к которым пристегиваются два мягких матраса в водонепроницаемых чехлах. Подобные матрасы могут быть уложены и на «летучем» мостике.
Основной пульт управления катером оборудован в салоне на левом борту. На «летучем» мостике расположен выносной пульт управления, на панели которого смонтированы репитеры основных приборов, контролирующих работу двигателей, магнитный трехдюймовый компас и эхолот. Рулевое управление — с гидроприводом.
Генераторы, навешенные на главные дизели, обеспечивают бортовую сеть электроэнергией напряжением 220 В. Кроме того, имеется сеть напряжением 12 В, которая питается от трех аккумуляторных батарей емкостью по 180А ч. Это позволяет экипажу пользоваться обычной потребительской электронной техникой, электрифицировать насосы всех катерных систем.
Разумеется, публикуемые чертежи общего расположения могут рассматриваться лишь как пример современного дизайна катеров подобных размерений. Обводы корпуса, его конструкция и общие проектные характеристики должны разрабатываться с учетом характеристик конкретных двигателей и типа движителей, которые предполагает установить строитель катера. Лучше, если все эти вопросы решит специалист-судостроитель, знакомый, к тому же, с требованиями отечественных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование катеров и надзор за безопасностью их эксплуатации.
Примечания
1. Регистровая тонна — условная единица, тонна = 2,83 м3.