Идея этой яхты не претендует на оригинальность и полноту разработки. Постоянные читатели «Катеров и яхт» могут вспомнить, например, построенные «Дюймовочку» Б. Керта («КиЯ» №13), «Медвежонка» М. Тюфтина («КиЯ» №56), «Дуэт» Э. Романченко, «Малыша» В. Петовраджи и многие другие. Речь идет о яхточке минимальных размерений с каютой-убежищем. Конечно, при длине корпуса всего 3,5 м нельзя рассчитывать на комфорт. И все же в предлагаемом проекте сделана попытка доказать, что вовсе необязательно находиться на борту в скрюченном состоянии, когда вытянуться во весь рост можно, только плавая за бортом на страховочном конце.
Основные данные
Длина наибольшая, м | 3,60 |
Длина по КВЛ, м | 3,00 |
Ширина наибольшая, м | 1,80 |
Высота борта минимальная, м | 0,66 |
Осадка по КВЛ корпусом/швертом, м | 0,20/1,00 |
Масса порожнем, кг | Ок. 125 |
Водоизмещение по КВЛ, м3 | 0,519 |
Площадь парусности, м2: | |
общая | 7,0 |
грота | 5,0 |
стакселя | 2,0 |
На ночлег можно расположиться прямо на пайоле, головой к форштевню. Ноги при этом размещаются под сиденьем кокпита рядом со швертовым колодцем. При необходимости на пайоле можно сидеть: высота в рубке составляет около 1 м.
Имеется место и для размещения припасов и походного снаряжения. Это объемистые рундуки под сиденьями кокпита, отделенные от каютки поперечной переборкой на шп. 6, а также небольшой форпик.
Одежду можно развесить на бортах, позаботившись о том, чтобы при качке и крене она была прижата к обшивке. На бортах же можно закрепить карманы и полочки для мелких предметов — важно, чтобы каждая вещь имела свое строго определенное место.
Ну, а если, вопреки Эшу, все же появится желание плавать вдвоем, то и для еще одного члена экипажа место найдется. Кстати, М. Тюфтин на своем 4-метровом «Медвежонке» исходил Ладогу втроем и был очень доволен лодкой.
Наиболее интересны для плавания на сверх-малой яхте озера, большие реки, шхерные и прибрежные районы морей с небольшим удалением от береге. Швертбот для этого — самое подходящее судно даже в открытом морском заливе: в случае ухудшения погоды его всегда можно вытащить на берег.
Корпус с плоским днищем без килеватости (именно такая форме корпуса является классическим «шарпи») обладает очень большой для своих размерений грузоподъемностью и остойчивостью при минимальной осадке, наименее чувствителен к дифферентовке, позволяет обходиться без кильблоков при стоянке на необорудованном берегу. Частично вытащенный на берег, швертбот становится устойчив, как дом.
Скорость легкого и короткого швертбота, конечно, будет невелика, особенно на волнении. Зато можно доставить лодку по суше до облюбованной акватории не только в кузове грузовика или на специальном трейлере, но и на любом грузовом прицеле за легковым автомобилем, даже за «Запорожцем». Повысить среднюю скорость лодки на переходе можно за счет использования маломощного (2—5 л. с.) подвесного моторчика либо распашных весел, для которых рекомендую предусмотреть подуключины на планшире бортов в районе кокпита.
В отличие от ряда других яхт подобных размеров, на которых применено простейшее устройство с втыкающимся швертом кинжального типа, в описываемом проекте применен поворотный шверт, который позволяет регулировать центровку яхточки в широком диапазоне в соответствии с ее нагрузкой и условиями плавания. Кроме того, плавание на лодке с поворотным швертом в малознакомом мелководном районе более безопасно. Меньше опасность, что при посадке на мель шверт повредит конструкцию колодца или его заклинит и лодку положит парусами на воду. В данной конструкции швертовый колодец, располагаясь под самоотливным кокпитом, не создает никаких неудобств для экипажа лодки и не занимает полезного пространства.
Корпус швертбота разделен двумя поперечными водонепроницаемыми переборками на форпик, каюту длиной 1,85 м и кокпит с кормовыми рундуками. Рундуки разделены на правый и левый швертовым колодцем и продольной переборкой за ним. При задраенных переборках и люках в банках кокпита перевернувшийся швертбот длительное время сохраняет плавучесть; его нетрудно поставить на ровный киль.
В объемистых рундуках под кокпитом и банками можно разместить снабжение, например, небольшой подвесной мотор и канистру с бензином по одному борту, а продукты и одежду — по другому. Крышки люков в банках задраиваются из каюты через лючки, поставленные в переборке, которые служат, к тому же, для вентиляции.
Сухим шкафчиком для имущества является и форпик. Откидная крышка люка в его переборке может служить в качестве небольшого столика.
Консервы, фляги с водой и прочее имущество, не боящееся сырости, можно разместит! под попиками каюты. Разумеется, а походе все тяжелые предметы должны быть надежно закреплены возможно ниже для увеличения остойчивости в любой ситуации.
На попиках в каюте могут устроиться на ночлег два человека. На стоянке можно натянуть на гик тент-палатку и превратить кокпит в к ют ку, где при желании на банках тоже можно устроить спальные места.
Благодаря расширяющейся в корму ванне кокпита на транце получается достаточно места для установки, сбоку от руля, подвесного мотора. Кроме того, вода, попавшая в кокпит, лучше сливается за борт через шпигаты, расположенные в углах кокпита а транце, особенно при крене.
Борта, выступающие в районе кокпита над сиденьями, образуют фальшборт, улучшающий условия размещения рулевого.
Для того чтобы брызги и дождь не попадали в каюту через люк в наклонной переборке, можно рекомендовать устроить над ним откидной парусиновый козырек, закрепляемый на дуге из тонкой алюминиевой трубки.
Конструкция корпуса швертбота — традиционная для лодки с фанерной обшивкой. Разумеется, можно построить корпус и из заранее выкроенных заготовок листов наружной обшивки, соединенных проволочными скрепками, проклеив затем соединения лентами стеклоткани на смоле. Подробно такой метод описан, например, в статьях о постройке гребной лодки «Хариус» в «КиЯ» №144 или прогулочного швертбота «Устрица» («КиЯ» №128). Для обшивки собственно корпуса необходимо использовать пятислойную авиационную фанеру толщиной 6—8 мм; переборки комингсы рубки и палубу можно изготовить из 5—6-миллиметровой фанеры. Детали набора заготавливают из пиломатериалов хвойных пород.
Открытые кромки фанеры по пазам необходимо оклеить двумя слоями ленты из стеклоткани шириной 50—75 мм на эпоксидном связующем и закрыть сверху декоративными рейками из дуба либо ясеня — планширем, буртиком, штаниками. Эти детали желательно покрыть лаком.
Весь корпус следует покрыть снаружи хотя бы двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле, ошпаклевать и покрасить в соответствии со вкусами и возможностями строителя. Внутренние поверхности корпуса можно проолифить или покрыть консервантом типа «Пинотекс» и покрасить светлой краской.
Для тех строителей, кто не обладает достаточным опытом постройки лодок, можно рекомендовать ознакомиться с книгой Д, А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки», 1980 г., «Судостроение», в которой описаны приемы работ по разметке деталей корпуса и его сборке, оклейке стеклотканью и окраске. Здесь же можно найти чертежи простейших дельных вещей, рулевого устройства, рангоута, советы по изготовлению парусов.
Оснащая швертбот парусами, не следует забывать, что управлять им будет один человек. Поэтому все фалы, шкоты, ходовой конец шверт-талей нужно провести в кокпит и снабдить быстроотдающимися стопорами. Стаксель советую сделать «автоматическими — не требующим работы со шкотами при перемене галса на лавировке. Полезно снабдит лодку устройством для рифления грота путем наматывания его на гик и «закруткой» стаксель вокруг штага.
Не следует забывать, что несмотря на малые размеры лодки, перед выходом в плавание ее необходимо снабдит всем необходимым снаряжением: водоотливными и спасательными средствами, веслами с уключинами, якорем с канатом длиной 10—15 м, швартовными концами и т. п.
Примечания
1. Для гарантии безопасности и непотопляемости швертбота в рундуках рекомендуется закрепить плиты из пенопласта общим объемом около 120 дм3.