Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1996 год
  • Стальной прогулочно-экскурсионный катер
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Прогулочно-туристский катер Комета
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Строим стальной водоизмещающий катер
Прогулочно-туристский катер «Селигер»
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Сварной водоизмещающий стальной катер для северных рек
Стальной катер «Азовчанка»
Прогулочно-разъездной катер «ЛС-4» Ленинградской верфи
Прогулочно-экскурсионный теплоход «Фонтанка»
Экскурсионный катер для малых рек и каналов проекта 15114
Стальной катер «Легенда» с обводами рыболовного бота
Стальной катер хозяйственного назначения «Пескарь»
Прогулочно-туристский катер-яхта «Катран»


Стальной прогулочно-экскурсионный катер

Год: 1996. Номер журнала «Катера и Яхты»: 160
          0


На этот раз мы публикуем описание и основные эскизы катера, понимая, что вряд ли кто-либо будет строить точно такое же судно. Авторы — не профессионалы-кораблестроители. И катер их не представляет собой достижение современной техники. Однако это — достойный всяческого уважения образец разумного подхода к делу и осмысленного технического творчества, а самостоятельное решение ряда вопросов может оказаться полезным другим любителям. Строители, берясь за работу, представляли, что и для чего они строят. Все частные решения были подчинены главной цели. И в результате получили именно такой катер — экономичный, вместительный, вписывающийся в жесткие петербургские ограничения по габаритам, о котором они когда-то мечтали.

Не секрет, что во многих наших городах и поселках судоводители-любители пытаются организовать коммерческие перевозки пассажиров, обслуживание туристов-экскурсантов. Плохо то, что зачастую используются при этом случайные, совершенно не подходящие для таких целей суда, лишенные элементарных удобств, а то и небезопасные. О преступном — и подсудном — отношении судовладельца к жизни пассажиров говорить не будем — здесь все ясно. Но и без этого нежелательных вариантов — великое множество. То неспешную экскурсию с рассказом и показом заменяют лихой прогулкой с брызгами и ветерком, которая при любом ухудшении погоды и вовсе удовольствия не доставляет (а спрятаться негде)! То в солнечный день предлагают просидеть полтора часа в тесной и душной каютке валкого катера (из спасательной шлюпки), из которой, к тому же, ничего толком не видно; не разогнуться, не подышать свежим воздухом.

Информация об изображенииЭкскурсионный катер на ходу
Экскурсионный катер на ходу
 
В катере А. Новикова продумано все, начиная с удобства посадки пассажиров. Строители, проектируя катер, уже знали, где будут находиться экскурсанты в плохую погоду, а где — в жаркий день. Устанавливая 500-килограммовый 24-сильный дизель, прикинули, что скорость выше 12 км/ч им и не нужна, а при таком варианте расходы на горючее будут минимальными. Наконец, кое-что поучительное можно извлечь и из сухого рассказа автора о том, как строили 10-метровый стальной катер, что само по себе представляет интерес.

Конечно, было бы необходимо закончить доводку комплекса двигатель-движитель. Вероятно, стоило бы прикинуть возможность установки водомета. Увы, дела у фирмы, судя по всему, пошли неудачно. Но это уже — другая история.


Основные данные прогулочно-экскурсионного катера


Информация об изображенииОбщее расположение катера — продольный разрез и план
Общее расположение катера — продольный разрез и план
 
Длина наибольшая, м10.00
Ширина, м
наибольшая3.50
по КВЛ3.10
Габаритная высота (от КВЛ), высота борта полная, м1.30
Осадка корпусом порожнем, м0.40
Водоизмещение наибольшее/порожнем, т8.2/7.0
Мощность двигателя номинальная, л.с.24
Скорость эксплуатации средняя при полной нагрузке, км/ч10
Автономность плавания по запасу диз. топлива, ход. часыСв.50
Вместимость цистерн, м3
топливных0.25
питьевой воды0.15
сточных вод0.10

Этот мелкосидящий водоизмещающий катер с упрощенными обводами-корпуса проектировался как достаточно комфортабельное прогулочно-экскурсионное судно на 10 пассажи-} ров. Предполагаемый район эксплуатации — в первую очередь реки и каналы Петербурга, при хорошей погоде — Невская губа.

Мы считали необходимым иметь на таком катере полностью закрытую каюту-салон с площадью не менее 9-10 м2 для размещения удобных кресел с проходами требуемой правилами ширины. В то же время был нужен и просторный кокпит, в котором могли бы одновременно находиться все пассажиры.

Информация об изображенииКонструктивный мидель-шпангоут
Конструктивный мидель-шпангоут
 
Чтобы расширить возможности использования катера, мы рассчитывали и на пригодность его для сравнительно-длительных походов (в частности, для семейного туризма) по внутренним! водным путям. Для этого с самого начала имелось в виду оборудовать катер не только гальюном, но и камбузом, местами для хранения запасов, всеми системами и устройствами, необходимыми для подобных судов по существующим правилам. Соответственно обеспечивались остойчивость и непотопляемость судна, его мореходные и маневренные качества.

Предусматривать постоянные спальные места и оборудовать каюту шкафами-рундуками мы не стали, полагая, что при необходимости будем заменять ими часть кресел.


При разработке проекта мы взяли за основу следующие основные требования к будущему судну:
  • оно должно быть экономичным, размерения — минимальными, а эксплуатационная скорость — не превышающей достаточную для нормальной управляемости при ходе против течения, т.е. 10-12 км/ч;
  • габаритные размерения, в том числе осадка и полная высота над КВ/1, а также маневренные качества и защита гребного вала должны допускать нормальную эксплуатацию на мелководной городской акватории с большим количеством низких мостов, поворотов и узкостей; диаметр циркуляции не должен превышать 2.5 длины корпуса;
  • обводы и конструкция катера должны быть максимально простыми, допускающими серийную постройку без гибки листов и с минимальным объемом подгонки деталей.

В результате эскизной проработки нескольких вариантов проекта мы остановились на 10-метровом катере с притупленным в плане носом, острой скулой, незначительным развалом прямостенных бортов, плоско-килеватыми обводами днища при малой килеватости (около 4° от миделя в корму). Килевая линия имеет плавный подъем в нос от шп.8, что позволяет подходить носом к необорудованному отмелому берегу, и в корму от шп.11 (на 350 мм), причем в кормовой части днища для улучшения условий работы винта и его защиты сделан плоский клин (шириной на транце 900 мм). При средней осадке 0.45 м относительное удлинение составляет 3.06; коэффициент полноты водоизмещения — 0.50.

Информация об изображенииКонструктивный шпангоут
Конструктивный шпангоут
 
Остойчивость судна при всех вариантах нагрузки проверена расчетами и соответствует требованиям Регистра РФ. Непотопляемость обеспечена при затоплении форпика или одного любого из отсеков под платформой кокпита.

На судне установлен дизель "4ЧСП 8.5/11" (номинальной мощностью 24 л.с. при 1500 об/мин) с реверс-редуктором РРП20.2. Частота вращения выходного вала редуктора — 750 об/мин. Система охлаждения двухконтурная. Двигатель установлен на фундаменте без амортизаторов —жестко, что является недостатком. Выхлопная система связана с выхлопным коллектором двигателя через сильфон. Выхлоп смачиваемый. Управление газом и реверс-редуктором осуществляется с места рулевого в кокпите на левом борту. Моторный отсек имеет вентиляционную трубу, выведенную в правый борт.


Стыковка гребного вала с выходным фланцем редуктора осуществлена через эластичную муфту. Гребной винт взят с рыболовного судна, имеющего примерно такие же размерения. Диаметр винта (первоначальный) — 450 мм, шаг — 500 мм. Гребной винт огражден защитным кольцом и развитой дейдвудной пластиной в ДП.

Площадь балансирного руля составляет 8% проекции смачиваемой боковой поверхности на ДП. Руль перекрывает сечение защитной кольцевой насадки примерно на 70%.

Несколько слов об общем расположении катера. Форпик, выделенный водонепроницаемой переборкой на шп.2, служит шкиперской кладовой. Здесь же хранятся оба якоря весом по 35 кг, якорный и швартовные концы (капроновый трос диаметром 20 мм).

Информация об изображенииЗащита винто-рулевого комплекса катера
Защита винто-рулевого комплекса катера
 
Каюта (салон) расположена между шп.2 и шп.8. Из постоянного оборудования здесь имеется только столик в носу. Кроме штатного выхода в кокпит через дверь в наклонной переборке над МО, предусмотрена возможность аварийного выхода через верхний люк, обеспечивающий и вентиляцию помещения в хорошую погоду. Материал иллюминаторов — оргстекло толщиной 6 мм. Между шп.8 и шп.10 по бортам выгорожены стальными переборками с противопожарной защитой достаточно просторные справа — камбуз и слева — гальюн.

Отделка помещений выполнена рейкой, пропитанной огнезащитным составом.

В крыше каюты, а также над гальюном и камбузом имеются по 2 вентиляционных отверстия. Газовый баллон размещен в стальном пенале, имеющем связь с атмосферой. Над газовой плитой установлен козырек с вентиляционным отверстием.

Моторный отсек выгорожен стальным кожухом с противопожарной защитой, имеющим откидной верхний люк и носовой съемный люк-трап, что обеспечивает свободный доступ к двигателю. Основной бак с горючим расположен в нише под платформой с правого борта, два расходных бака — с бортов под скамьями в кокпите. Выхлопная система смонтирована в закрытой нише по левому борту. Аккумуляторная батарея расположена в МО; для ее зарядки используется генератор на двигателе. Распределительный щит находится в камбузе.


Валовая линия размещена в коридоре между стрингерами, сверху закрытом крышкой на прокладке.

Просторный кокпит со скамьями-банками вдоль бортов и в корме занимает пространство от МО до шп.18, т.е. имеет в длину более 3.5 м. Он сделан самоотливным — снабжен двумя закрывающимися шпигатами в транце. Под платформой кокпита, к бортам от коридора вала, выгорожены четыре герметичных отсека непотопляемости — воздушных ящика.

Высота расположения сиденья рулевого обеспечивает нормальный круговой обзор. В плохую погоду пост рулевого закрывается легкосъемным тентом на трубчатом каркасе.

Имея в виду, что пассажирами могут быть дети и малоподготовленные для водного туризма люди, мы обращали особое внимание на удобство проходов, наличие поручней, трапов, ограждений (в кокпите), легкость открывания входного люка и т.п. "мелочи".

Отмечу, что судно проектировалось с учетом всех требований Речного Регистра.

Информация об изображенииЭскиз теоретического чертежа (проекция корпус)
Эскиз теоретического чертежа (проекция корпус)
 
В качестве основного материала сварного корпуса, набранного по поперечной системе набора, применена Ст.3. Использован целый ряд давно известных и проверенных практикой конструктивных решений, позволяющих упростить постройку корпуса и избежать значительных сварочных деформаций. Корпус обшивается 3-миллиметровыми листами по набору без всякой предварительной гибки. Листы днища в ДП пристыковываются и привариваются к вертикальному килю. Узлы угловых соединений листов по скуле и стыку борта с палубой выполнены на толстостенных стальных трубах. Наружная обшивка и крыша рубки подкреплены часто поставленными продольными ребрами жесткости (полосами 5x40), поставленными между шпангоутами и бимсами (полоса 5x60, 5x50). Практически все детали набора нарезаны из обрезков листов; угловой профиль 45x45 использован только для изготовления ряда стоек-пиллерсов, подкосов и опор пайолов (бакфанера) и сидений. При соединении деталей набора между собой мы старались избегать соединений встык с подгонкой и всюду, где можно, применяли соединения внахлестку с обваркой по периметру.

Остановлюсь подробнее на примененной технологии, так как чаще всего нас спрашивают — как удалось построить такое большое судно. Начну с того, что строилось оно в достаточно хорошо оборудованном цехе. Технология сборки корпуса была разработана с учетом того, что после испытаний и доводки головного катера на той же оснастке будет построено еще несколько судов. Были изготовлены два стапель-кондуктора (жесткие постели) для сборки по отдельности двух секций — корпуса и надстройки с палубой.


Стапель-кондуктор для сборки корпуса в положении вверх килем представляет собой прочную раму со стойками-фиксаторами (в плоскости шпангоутов), лекальные вырезы в которых задают точное положение киля, двух днищевых стрингеров, скуловой трубы, трубы-ватервейса и хотя бы в одной точке поддерживают полосы днищевых ветвей шпангоутов. Шпангоутные рамы предварительно не собирались, а их детали — отрезки полосы или угольника — подавались россыпью и ставились по отдельности.

Сборка начиналась с установки трубы-ватервейса в нижние гнезда-фиксаторы стапеля. После этого в свои гнезда-захваты по очереди устанавливались элементы шпангоутных рам; они обрезались и стыковались по "углам", т.е. на скулах и по килю, после чего ставились вырезанные в чистый размер (по плазу) детали киля и днищевых стрингеров, а затем и скуловые стрингера-трубы. По разметке на обращенных к обшивке кромках шпангоутов в каждой шпации ставились ребра жесткости. Проводилась сварка набора.

Информация об изображенииСкамейки для пассажиров
Скамейки для пассажиров
 
Листы обшивки вырезались по шаблонам, снятым с места, по очереди укладывались на набор, прижимались и прихватывались к нему. Выполнялась сварка наружных швов в удобном нижнем положении.

На втором стапель-кондукторе также в положении "вверх килем" проводилась сборка секции надстройки с установкой палубы, выгородок и переборок, платформы и комингсов кокпита. Естественно, здесь работа начиналась с укладки на ровный стенд листов крыши надстройки (также вырезанных в чистый размер по шаблонам) и выполнения сварки пазов и стыков до установки набора. После окончания приварки набора и выполнения всех "внутренних" швов в нижнем положении на секцию надстройки укладывалась (без кантовки) секция корпуса и производилась их стыковка с установкой стоек шельфа и других деталей россыпью. Одновременно здесь же формировался винто-рулевой комплекс.

Получивший достаточную жесткость корпус снимался, раскантовывался в нормальное положение вниз килем и после окончания сварки швов, оказавшихся доступными для работы в нижнем положении, начиналась достройка катера.

Спустить на воду первое судно удалось лишь в самом конце навигации 1992 года, однако мы успели пройти по основным каналам и рекам нашего города, включая Карповку, и даже выходили в Финский залив. В течение следующего года катер успешно прошел опытную навигацию. В целом мы им довольны, однако выявились и некоторые недостатки, связанные с необходимостью доводки двигательно-движительного комплекса. Отмечены нежелательные для прогулочно-экскурсионного катера шумность и вибрация при работе дизеля на полном ходу. Потребовалась корректировка диаметра и шага винта, двигатель не добирал обороты.

В дальнейшем мы усилили фундамент и поставили двигатель на резиновые амортизаторы, уменьшили диаметр гребного винта (на очереди его замена по расчету).


Понравилась ли вам эта статья?
+10

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Одноместное каноэ с обшивкой из линолеума
Морской быстроходный катер «Азимут-34»
Швертбот «Радиус-4,8» для гонок и развлечений
Классический 20-футовый кэтбот «Тэбби Кэт»
Простая деревянная лодка-скиф для дачи и рыбалки
Мини-мотолодка для морского туризма «Балтик»
Стальная крейсерско-гоночная яхта «Жигули-26РТ»
Гоночная микро-яхта «Со-Ду-Ит!» для открытого океана
Сверхмалая яхточка длиной 3,5 метра
Крейсерский швертбот «Дюйм» класса Т2
Необычные проекты парусников Евгения Xабарина
Прогулочно-туристский катер-яхта «Катран»
Яхта «Макси»-класса для кругосветных гонок
Секционная туристическая лодка «Анаконда»
Автомобильная кар-топ моторная лодка

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Стальной прогулочно-экскурсионный катер

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Съемное парусное вооружение для гребной лодки «Пелла»
Педальный водный велосипед-ротоплан
Гоночная килевая яхта Л-60
Автомобильная мотолодка-картоп «Воронеж-мини»
Три варианта восстановления лодки типа «фофан»
Парусно-моторная яхта по проекту «Бриз»
Крейсерская яхта с корпусом из легкого сплава «Джелинайт»
Армоцементная яхта «Хэппи Бэби V»
Постройка двухмачтового швертбота типа «Дрэскомб Логгер»
Мореходная моторная лодка «Радуга-50»
Скоростная двухместная кар-топ мотолодка «Супербесенок»
Яхта-тендер «Анастасия» шведского мастера Чапмена
Двухсекционная прогулочная мотолодка под «Вихрь»
Катер с автомобильным трейлером для активного отдыха
История постройки ладожской соймы - мореходной парусной лодки


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 49 + 43 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории