Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные яхты
  • 1997 год
  • Яхта-тендер «Анастасия» шведского мастера Чапмена
Краткое оглавление
Основные данные Примечания


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Первая навигация яхты «Анастасия»
Крейсерская яхта Лоцман для озерного и прибрежного морского плавания
Гоночно-крейсерская яхта Л-6
Крейсерская яхта Антарктика
Крейсерская яхта Хортица
Армоцементная крейсерская яхта Цементал
Армоцементная яхта Прогресс
Малая крейсерская яхта Юность
Пластмассовая яхта голландской постройки
Легкая пластмассовая яхта «Финн»
Морская крейсерская яхта «Новинка» из стеклоцемента
Стальная крейсерская яхта «Юг»
Какой была яхта дальнего плавания «Спрей»?
Малая килевая яхта «Парус-2»


Яхта-тендер «Анастасия» шведского мастера Чапмена

Год: 1997. Номер журнала «Катера и Яхты»: 162
          0


Репортаж нашего корреспондента В. Бухарина о яхте-тендере, построенном по старинным чертежам шведского корабельного мастера Чапмена сибиряком Владимиром Алексеевым.

Основные данные


Информация об изображенииСпуск «Анастасии» на воду
Спуск «Анастасии» на воду
 
Длина, м:
габаритная с укороченным бушпритом14.5
наибольшая11.0
по К8Л (по штевням)9.4
Ширина, м3.3
Осадка, м1.1
Водоизмещение, т9-9.5
Площадь парусности обмерн., м279
Мощность всп. двигателя, л.с.30
Дальность плавания под двиг., миль500

В тот день у новосибирских яхтсменов происходило эпохальное событие. Спускалась на воду яхта "Анастасия" (что в переводе с греческого означает "возрожденная"), названная так в честь жены и дочери строителя — известного судомоделиста и яхтсмена Владимира Алексеева. Долгие семь лет создания яхты остались позади. И вот, под приветственные возгласы собравшихся, была разбита бутылка шампанского, прошла минута-другая — и опущенный краном 11-метровый корпус, поблескивая свежей краской, уже покачивался на водной глади.

Информация об изображенииКорма яхты
Корма яхты
 
Происходило это 9 августа 1996 г. в гавани яхт-клуба Новосибирского института водного транспорта. К концу навигации яхта уже была вооружена и прошла первые испытания под парусами.

Внешне красавец-тендер не отличается от своих собратьев, бороздивших воды Северной Европы в XVIII веке, но по конструкции корпуса, внутренней компоновке и дизайну помещений, не говоря уже о вспомогательном двигателе и навигационных приборах, это — вполне современная яхта открытого моря, на которой с определенным комфортом могут разместиться десять человек.


Владимир Алексеев вспоминает:

Информация об изображенииНосовая фигура
Носовая фигура
 
— Зимой 1989 г. в книжном магазине попался мне немецкий "Атлас проектов корабельных чертежей шведских парусных судов". Мое внимание привлекли чертежи яхты-тендера, построенного известным шведским кораблестроителем XVIII века Фредериком Хенриком Чапменом1. Понравились обводы корпуса, общий изящный силуэт. Подходящими были и размерения. Я понял, это — яхта моей мечты! Меня давно преследовала мысль построить подобную "старинную" яхту, пригодную для дальних странствий. К тому времени я был уже не новичок в деле реконструкции старинных парусников, правда — копировал их "в масштабе": построенные мною несколько моделей парусных судов неоднократно занимали первые места на конкурсах в стране. Как яхтсмен я давно уже был рулевым 1 класса, неоднократным призером 100-мильных гонок на Обском водохранилище, выступал в классе "Дракон". Я начал искать единомышленников. Очень скоро откликнулись трое, и мы начали работы по созданию судна "с нуля". Забегая вперед, должен сказать, что до финиша из нас троих дошли только двое, причем больше 70% всех хлопот и работ свалилось на меня одного, так как последние три с половиной года яхту строил я в одиночестве.

Первое, что было сделано, это технический проект реконструкции яхты Чапмена применительно к нашим требованиям, имеющимся материалам и технологическим возможностям. Были проведены все необходимые расчеты, разработаны детальные чертежи, даже испытана модель корпуса в 1/40 натуральной величины.

Не буду говорить обо всех многочисленных, то и дело возникавших трудностях. Они известны каждому, кто занимался самостоятельной постройкой относительно крупных судов. Отмечу только, что нам повезло с материалами: дуб. сосну первого сорта, авиафанеру, медные гвозди, латунные шурупы и шпильки удалось достать в нужном количестве. Вскоре приобрели компактный итальянский 30-сильный дизель, весьма экономичный — потребляющий 4 л солярки в час. Для него заранее рассчитали и изготовили гребной винт.


Информация об изображенииЧертежи тендера — прототипа
Чертежи тендера — прототипа
 
Любуясь расположенной под бушпритом носовой фигурой "Анастасии", прошу Владимира Алексеева рассказать о том, как шла постройка яхты, каковы ее конструктивные особенности?

— Конечно, конструкция корпуса имеет мало общего с той, которую можно было видеть двести-триста лет назад. Ведь мы с цельным деревом не работали вообще. Все основные части корпуса — закладка с килем, штевнями и дейдвудом, шпангоутные рамы с массивными флорами — были ламинированными, выклеивались из дубовых фугованных заготовок. Так, ламинированный киль набран из 8 дубовых досок с разнесенными по длине стыками "на ус". Все соединения выполнены на эпоксидке и медном или латунном крепеже. Пока дело не дошло до обшивки, последовательность работы была традиционной. Установили закладку. Выставили шпангоутные рамы. Соединили поперечный набор в единое целое часто поставленными (по 16 на борт) стрингерами из корабельной сосны. Стрингера эти изгибали и врезали в шпангоуты по месту. После этого корпус приобрел необходимую прочность и можно было раскантовать его — поставить килем вверх для удобства работы по обшивке.

— А из чего же сделана обшивка?

— Корпус обшит фанерой, а точнее — полосами 4-миллиметровой фанеры на эпоксидном клею и медных гвоздях в четыре слоя (один перпендикулярно другому). Гвоздей израсходовано было 80 килограммов. Толщина монолитной обшивки получилась 16-18 мм. Транец и гакаборт изготовлены из шести слоев такой фанеры и имеют 24-25 мм толщины. Палубу настелили из 10-миллиметровой водостойкой фанеры, которую сверху, в свою очередь, покрыли дубовой рейкой 8-миллиметровой толщины. Рейка к фанере крепилась на клею и снизу латунными шурупами. Пазы прошпаклеваны специальной водостойкой мастикой...


Вооружение яхты необычное — уникальное для наших дней. Трудно даже подобрать подходящий современный термин. Вообще-то "Анастасия" — гафельный тендер, несущий грот (площадью 38 кв.м), топсель (8.14) и носовые паруса: стаксель (8.87), стеньги-стаксель (12.49) и кливер (13.15). В таком варианте общая площадь парусности — 78.65 кв.м. Но при полных ветрах можно поставить, как и на прототипе XVIII века, еще и два прямых паруса — брифок (35.76) и марсель (19.57); тогда общая площадь может составить 140 кв.м. Так что выбирать вариант по погоде есть из чего!

Информация об изображенииЭскиз бокового вида, план палубы и общее расположение яхты
Эскиз бокового вида, план палубы и общее расположение яхты
 
Паруса — пошиты из дакрона. Весь рангоут, в том числе 15-метровая мачта. изготовлен из клееной корабельной сосны. Стоячий такелаж — стальные тросы диаметром 4-8 мм, бегучий — капроновый фал.

Балласт судна общим весом 3.5 тонны состоит из чугунных чушек, которые в дальнейшем предполагается заменить свинцовыми.

Двигатель, предназначенный в основном для маневров в гавани и для зарядки аккумуляторных батарей, может использоваться и для движения судна в штилевую погоду в течение длительного времени. Бортовая электросеть яхты — 12 В.

Прошу Владимира сказать несколько слов о внутренней компоновке яхты.

— Общее расположение помещений таково. В самом носу — канатный ящик, отделен от форпика сплошной переборкой, усиливающей прочность носовой части корпуса. Форпик используется для хранения различного снаряжения. Две двухместные каюты по бортам, разделенные коридором, имеющим светлый люк. Кают-компания, вмещающая 10 человек. По правому борту здесь же расположен шкаф-буфет с раскладной койкой. Кроме трех иллюминаторов, по форме и устройству соответствующих окнам судов XVIII века, имеется также и светлый люк. Далее в корму, разделенные проходом, расположены по левому борту гальюн со шкафом для мокрой одежды, а напротив — камбуз. Между кормовой капитанской каютой, освещаемой двумя окнами в транце, и кают-компанией расположен кокпит, в котором установлены штурвал и пульт управления двигателем. Под кокпитом — моторный отсек с двигателем. аккумуляторными батареями и двумя топливными баками общей емкостью 300 литров. Работы еще много — необходимо дооборудовать помещения согласно проекту, поставить необходимый минимум навигационного оборудования, ходовые огни.


Информация об изображенииТри момента постройки корпуса
Три момента постройки корпуса
 
— Как показала себя яхта на испытаниях?

— Этим летом мы только начали ходовые испытания "Анастасии" на Обском водохранилище. При полной парусности в бакштаг при ветре до — 4-х баллов тендер показал скорость до 12 узлов и хорошую управляемость. неплохо всходил на волну. Выяснилось, что балласт судна необходимо увеличить не менее чем до 4 т. Для улучшения маневренности судна при швартовке уменьшили длину бушприта на 1.3 м — до 3.5 м. Скорость под мотором превышала 6 узлов. Длинный киль хорошо стабилизирует яхту на курсе.

Подробней об этом будет рассказано в нашем следующем репортаже. В заключение разговора, я спрашиваю строителя и капитана "Анастасии" о его планах на будущее. Владимир Алексеев отвечает:

— В предстоящую навигацию 1997г. намерен пройти по Оби и Обской губе до Нового порта, а затем вернуться к родным причалам. А в следующем году планирую большое плавание через три северных моря и Беломорско-Балтийский канал до Санкт-Петербурга. А если плавание будет удачным, то и до родины чертежей яхты — Стокгольма.

Примечания


1. Чапмен (1721-1808) был главным судостроителем Швеции, за заслуги получившим дворянство и титул члена-корреспондента Королевской Академии Наук.


Понравилась ли вам эта статья?
+21

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Яхта «Макси»-класса для кругосветных гонок
Секционная туристическая лодка «Анаконда»
Автомобильная кар-топ моторная лодка
Стальной прогулочно-экскурсионный катер
Съемное парусное вооружение для гребной лодки «Пелла»
Педальный водный велосипед-ротоплан
Гоночная килевая яхта Л-60
Автомобильная мотолодка-картоп «Воронеж-мини»
Три варианта восстановления лодки типа «фофан»
Парусно-моторная яхта по проекту «Бриз»
Крейсерская яхта с корпусом из легкого сплава «Джелинайт»
Армоцементная яхта «Хэппи Бэби V»
Постройка двухмачтового швертбота типа «Дрэскомб Логгер»
Мореходная моторная лодка «Радуга-50»
Скоростная двухместная кар-топ мотолодка «Супербесенок»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Яхта-тендер «Анастасия» шведского мастера Чапмена

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Двухсекционная прогулочная мотолодка под «Вихрь»
Катер с автомобильным трейлером для активного отдыха
История постройки ладожской соймы - мореходной парусной лодки
Швертбот-плавдача на базе «Ската»
Забытый вариант «моторки» — автобот
Самодельная трехсекционная моторка на основе «Автобота»
Два разборных парусных катамарана «Манта» и «Фараон»
Весло-поплавок для пляжных забав
Парусный тузик-картоп для детей «ЧИЖ» и «ЧИЖик»
Мореходная трехместная мотолодка «Нептун-33»
Гафельный парусно-моторный ботик «Орешек»
Маленькая рыболовная лодка «Бриз-26»
Туристическая яхта «Джон Сильвер» из минитонника «Нева»
Автомобильный трейлер для снегохода
Водоизмещающие туристические многокорпусные катера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 27 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории