Основные данные
Длина наибольшая, м | 24.0 |
Длина по КВЛ, м | 20.9 |
Ширина наибольшая, м | 6.0 |
Осадка по КВЛ с плавниковым килем, м | 2.8 |
Водоизмещение полное, т | 62.0 |
Водоизмещение порожнем, т | 55.0 |
Масса балласта в киле, т | около 14.0 |
Площадь парусности основная м2 | около 280 |
Вместимость топливных цистерн, т: | 1.9 |
Вместимость пресной воды, т | 2.2 |
Макс. число спальных мест | 15 |
Мин. высота подпалубных помещений в свету, м | 2.1 |
Мощность вспомогательного двигателя. кВт/л.с. | 125/170 |
Скорость хода под двиг., уз. | около 9.5 |
Дальность плавания под двигателем, миль | 550 |
Проект яхты был разработан в 1991-1993 гг. Петербургским ТОО "Трансбалт" по техническому заданию, сформулированному представителями заказчика — профсоюзно-спортивной организации, что и нашло отражение в чрезмерном количестве спальных мест, предусмотренном в надежде совершать крейсерские походы с "массовым охватом" членов коллектива. В то же время, руководители организации-заказчика пытались создать "для себя" условия комфорта, навеянные знакомством с зарубежными частными яхтами близких размерений.
За рубежом частные яхты длиною около 80 футов рассчитывают обычно на комфортабельное размещение 5-8 человек, а чартерные суда — на аренду 6-8 гостями при штатном экипаже из 2-4 человек; т. е. как правило на них оборудуют не более 10 спальных мест, тогда как на "Бризе’ — в соответствии с заданием — пришлось предусмотреть размещение 15 человек и оборудовать 4 санузла.
Несовместимость ряда требований технического задания и попыток сверх-универсализации будущей яхты заставила конструкторов принять ряд компромиссных решений, в первую очередь — архитектурно-планировочных. Это привело, в частности, к стесненности жилых помещений и снижению комфортабельности яхты.
Уже впоследствии "правопреемниками" первого заказчика были предприняты попытки исправить ошибки базового задания; в результате конструкторами были дополнительно разработаны варианты других планировочных решений в том же корпусе, а именно — с расчетом на круизные рейсы и на использование в качестве представительского судна для проведения деловых встреч в пределах ограниченного района плавания.
Однако именно яхте, построенной по первому компромиссному варианту, удалось "увидеть свет". Всего по проекту "Бриз" в 1992 г. началась постройка пяти корпусов в Петербурге были заложены две яхты — на АО "Алмаз" и на "Адмиралтейских верфях" (МП "Антал"); остальные были заложены на судостроительных заводах Костромы и Ярославля компанией "ЮСС Лимитед".
В настоящее время находится в эксплуатации только одна из этих яхт, построенная на АО "Алмаз" при посредничестве компании "Неско". Это — "Адам", о котором упоминалось в "КиЯ" №159 за 1996 г. Яхта построена для частной компании "Альфа Транс" и эксплуатируется в качестве чартерной за пределами России. Под флагом Белиза она участвовала в регате "Катти Сарк" в 1996 г. и побывала в С.-Петербурге.
Остальным четырем яхтам повезло гораздо меньше — заказавшие их частные компании не смогли финансировать постройку. и дожидаются решения своей участи в разной степени готовности.
Теперь о технических характеристиках яхты по проекту "Бриз".
По заданию, яхта должна была не только быть универсальной по планировке, но и иметь ограниченную осадку до 2.8 м, т. е. на 0,5-0.7 м меньше обычно принятой для океанских крейсерских яхт такого класса Это, конечно, создавало определенные проблемы с обеспечением требуемых параметров остойчивости.
Хотя в принципе яхта может принимать участие в парусных гонках открытого моря, конструкторы не ставили перед собой задачу обеспечить ей равенство в скоростных качествах с современными "гоночными машинами", управляемыми "профи". Это потребовало бы существенного облегчения конструкции корпуса и оборудования, усовершенствования парусной оснастки и бегучего такелажа. Главной причиной утяжеления яхты является материал ее корпуса; предусмотренная заданием судостроительная сталь уже несколько десятилетий назад уступила свои позиции при строительстве гоночных яхт алюминиевым сплавам, а затем кевлару и углепластикам.
Проектанты постарались добиться единственной цели — создать надежное и безопасное при выходах в океан судно, обеспечивающее скромный, но достаточный комфорт пассажирам и экипажу в дальних крейсерских плаваниях. В то же время при проектировании обводов корпуса и вооружения яхты учитывались достижения конструкторской мысли, воплощенные в яхтах "максии-класса" — участниках кругосветных гонок "Уитбред рейс". "Бриз" имеет корпус с плавными, "поджатыми* к ватерлинии линиями кормовых участков батоксов; снабжен плавниковым килем и отдельно от «его закрепленным на небольшом скеге рулем.
Корпус яхты выполнен стальным сварной конструкции; фонарь закрытого поста у правления и средний (рабочий) кокпит отформованы из стеклопластика. Система забора корпуса, соответствующего Правилам Американского бюро судоходства, — поперечная со шпацией 500 мм. Толщины наружной обшивки — от 5 мм в надводной части до 8 мм на днище. 8 районе крепления плавника киля. Шпангоуты из полособульба №7 имеют дополнительные опоры в виде двух бортовых и одного днищевого стрингеров. Профилированный плавник киля — сварной из стальных листов. Литой балластный фальшкиль крепится к плавнику при помощи шпилек. Поперечные переборки и основные продольные выгородки наготовлены из гофрированных стальных листов толщиной 2 и 3 мм.
В центральной части подпалубного объема размещен салон — кают-компания. Сода можно попасть, спустившись по трапу из кокпита и пройдя через небольшой вестибюль. Из этого же вестибюля можно подняться в закрытый пост управления, остекление которого обеспечивает панорамный обзор судоводителю и общее освещение салона в дневное время. Кроме того, в бортах, в районе салона, устроены глухие иллюминаторы. Камбуз, оборудованный газовой плитой (3 конфорки, духовка), холодильником емкостью 240 л, необходимым количеством рабочих столов, буфетом и провизионными ящиками, имеет открытый выход в салон мимо стойки бара.
В кормовой части яхты размещены четыре гостевые каюты с тремя санузлами. Наиболее комфортабельная из них — кормовая каюта правого борта — имеет увеличенную площадь. Пассажиры, располагающиеся в этой части яхты, могут подняться на открытую палубу по отдельному трапу, не создавая помех для вахты в рабочем кокпите в корме оборудован еще один открытый кокпит, предназначенный для отдыха на свежем воздухе не участвующих в управлении судном людей (прежде всего — гостей). Кокпит снабжен встроенным в транец поворотным трапом для схода на бон или в воду.
В носовой части расположены каюты экипажа, в которых могут разместиться семь человек, хотя в чартерном варианте было бы достаточно четырех. Здесь оборудован один общий санузел (во всех санузлах помимо яхтенных унитазов с ручной прокачкой и умывальной раковины имеются души).
Автор-дизайнер интерьеров — Е. Пассов. Борта и переборки в салоне и каютах зашиваются поверх изоляции и обрешетника водостойкой фанерой, оклеенной шпоном красного дерева либо другой ценной породы древесины. Мебель выполняется по индивидуальному проекту наборной из дерева и фанеры, декорированной шпоном соответствующей породы. При изготовлении мебели для яхты "Адам" выявилась неподготовленность нашей промышленности к выпуску качественной и стильной яхтенной мебели, отчего интерьеры яхты многое потеряли, в сравнении с таковыми на зарубежных яхтах и с проектными разработками.
Парусное вооружение яхты — бермудский кеч. Рангоут изготовлен из алюминиево-магниевого сплава Высота грот-мачты над КВЛ — 29.2 м. бизань-мачты — 23.8 м. Площади основных парусов, м2: грот — 190; генуэзский стаксель — 138; бизань — 47.5; бизань-стаксель — 91.5.
Предусмотрена установка высокоскоростного шести цилиндрового дизеля с турбонаддувом и холодильником воздуха "Вольво-Пента ТАМД41В (МД)" мощностью 125 кВт (170 л.с ) при 3250 об/мин с навешенным реверс-редуктором с наклоном выходного вала 8° и с передаточным отношением 2.63:1. Гребной винт — трехлопастной диаметром 650 мм из сплава Нева-3. Установлен дизель-генератор переменного 3-фазного тока 220В производства голландских фирм "Ветус/Босман" мощностью около 15 кВт.
Главный двигатель и дизель-генератор, а также блок аккумуляторных батарей располагаются в моторном отсеке под пайолами вестибюля и штурманской рубки. Моторный отсек оборудован двумя электровентиляторами для подачи достаточного количества воздуха, необходимого для охлаждения и сжигания топлива, а также противопожарной и звукопоглощающей изоляцией.
Из прочего оборудования, предполагаемого к установке на яхте по проекту "Бриз", назовем следующее:
- зарядное устройство голландской фирмы "Виктрон Скилла" 324/100;
- два водоподогревателя (на 20 л, работающий от системы охлаждения дизеля, и на 30 л — электрический);
- водоопреснительная установка фирмы "Си-Фрэш" типа Н206 производительностью до 225 л/сутки;
- электронасосы фирмы "Джэбско/ПАР" для обслуживания систем: осушительной; забортной воды (обмыв якоря и палуб, противопожарная); подачи санитарной воды: бытовой пресной воды, сточной и фановой;
- три ручных насоса осушительной системы;
- электровентилягоры для проветривания камбуза и санузлов;
- воздушная система обогрева помещений от автономного отопителя;
- рулевая гидравлическая машина фирмы "Ветус" модели МТ600/МТР-151 с гидронасосами. приводимыми от штурвалов, расположенных в среднем (рабочем) кокпите и в закрытом посту управления;
- якорно-швартовный электробрашпиль фирмы "Ветус" модели "Кондор" мощностью 1500 Вт;
- лебедки бегучего такелажа фирмы Андерсен;
- два спасательных плота фирмы "Бомбар" модели 2110 на 10 чел. каждый;
- портативная лодка-тузик с надувными бортами и жестким днищем вместимостью 4-5 чел.
Навигационное оборудование яхты включает электронный и магнитный путевой компасы, лаг. эхолот, указатель направления и скорости ветра, навигационное компьютерное устройство, навигационную РЛС, приемник системы GPS.
В качестве средств связи предусмотрены: 25-ваттный УКВ-радиотелефон "Сэйлор RT 2048", радиостанция промежуточных и коротких радиоволн "Сэйлор" с управляющим пультом РЕ 2100. передатчиком Т2130 мощностью 250 Вт и устройством подключения антенны АТ 2110 В снабжении предусмотрен аварийный радиобуй, работающий в системе "КОСПАС-САРСАТ".
6 сентября 1994 г. головная яхта серии "Бриз" была спущена на воду на АО "Алмаз" Поздней осенью того же года, после окончания достроечных работ и проведения кренования, яхта покинула Петербург и ушла в Западную Европу.
Как это нередко случается в практике последних лет, конструкторы яхты были отстранены от участия в достроечных работах и ее испытаниях. Это печальное обстоятельство не дает мне возможности с уверенностью говорить об эксплуатационных качествах яхты. Пока ясно только одно несмотря на явное "перетяжеление" судна и ряд конструктивных недоработок, яхта по проекту "Бриз" оказалась достаточно прочной и надежной, о чем свидетельствует ее многочисленные океанские переходы.
Конструкторы надеются на то, что при достройке заложенных однотипных корпусов удастся исправить поддающиеся исправлению "первородные грехи" проекта и сделать эти суда способными достойно представлять молодое российское яхтостроение на морях и океанах — ведь не зря известный российский путешественник и яхтсмен-одиночка Федор Конюхов выбрал "Бриз" среди нескольких проектов яхт. разработанных в странах СНГ. когда задумывал троекратный кругосветный "нон-стоп" рейс.