В дальнейшем, реализуя эту идею, мы изготовили три комплекта такого съемного вооружения, незначительно отличающихся один от другого исполнением и размерами отдельных узлов. Описываемый ниже вариант оснастки является "сборным", в котором собраны лучшие конструктивные решения испытанных вариантов.
Комплект предназначен для установки на серийную стеклопластиковую лодку "Пелла-фиорд". Его масса — 17 кг. Площадь парусности — 4,8 м2 (грот — 2.5 м2; стаксель — 2.3 м2).
Для рангоута использованы дюралюминиевые трубы, заготовленные из старых весел (потребовались 4 весла). Стоячий такелаж нарезан из синтетических плетеных шнуров диаметром 4 мм (фалы), 6 мм (закрутка стакселя, тросовые талрепы вант, оттяжка гика) и 8 мм (шкоты). Заметим, что все размеры, кроме габаритных и определяющих площадь парусности, весьма условны и зависят от возможностей конкретного изготовителя.
Основой всей конструкции является поперечная балка-бимс. На этой балке крепятся и шпор 4-метровой мачты, и навесные бортовые кили-шверцы, и концы обеих пар (верхних и основных) вант, так что она испытывает довольно большую нагрузку. Нам пришлось изготовить ее "трехслойной": в дюралевую трубку (40x1.5 длиной 1.8 м) вставили трубку меньшего диаметра, обмотав ее лентами стеклоткани, пропитанной эпоксидным связующим; после полимеризации связующего получилась жесткая и прочная балка. На одном из комплектов был применен деревянный заполнитель трубы бимса.
Шпор мачты с наглухо закрепленным на ней бугелем вставляется в тройник 70 сварной (или иной) конструкции, закрепленный посередине бимса двумя стопорными кольцами. Сам бимс ставится сверху на борта лодки и крепится к ним при помощи металлических крючков 76, которые вставляются в штатные носовые подуключины. Кормовая пара подуключин остается при этом свободной и может быть использована по прямому назначению.
На внешних концах бимса зафиксированы при помощи стопорных колец вращающиеся шверцы, имеющие асимметричный плоско-выпуклый профиль поперечного сечения (выпуклые поверхности обращены внутрь — к корпусу лодки). В рабочем — опущенном вниз — положении шверцы удерживаются амортизационным резиновым шнуром (например, от эспандера), проведенным в нос и заложенным за струбцинки, закрепленные к планширю лодки. Угол поворота шверца ограничивается при этом упором шпильки 87 в стопорный винт 78, ввинченный в кольцо 77. Вторая ("нижняя") шпилька, ввернутая в наружное кольцо и опирающаяся на планширь лодки, препятствует поворачиванию кольца и балки-бимса. В случае касания шверцем подводного препятствия шверц свободно откидывается назад и вверх, растягивая шнур.
Руль с вращающимся пером навешивается на транец лодки при помощи соответствующим образом доработанной струбцины от подвески любого подвесного лодочного мотора. Деревянный баллер 14 крепится к струбцине на половинках обычных дверных петель подходящего размера. Румпель сделан телескопическим, что позволяет изменять его длину от 600 до 1000 м.
В продольном направлении мачта раскреплена играющим роль штага жестким ("рыболовный канат") ликтросом по передней шкаторине стакселя и ахтерштагом. Верхние концы штагов крепятся к отверстиям в шайбе 26, привинченной к топу мачты. У топа в мачту "врезаны" два шкива — для грота-фала и запасного фала (обычно на нем мы поднимаем флаг, иногда — легкий спинакер, изготовленный из полиэтиленовой пленки); ходовые концы фалов крепим на утках в нижней части мачты.
Мачта и гик снабжены ликпазом. Мы изготавливали их двумя способами: из деформированного двутавра либо из карниза для занавесей, прикрепленный при помощи винтов или шурупов (для этого внутрь трубки были вклеены деревянные вкладыши).
Паруса сшиты из наперной ткани (тик для наволочек). В переднюю и нижнюю шкаторины грота вшит мягкий трос диаметром 6 мм, задняя подкреплена четырьмя буковыми латами 600х50 мм. Опыт показал, что на гроте полезно поставить один-два ряда люверсов для взятия рифов. Стоит также пропитать паруса специальным составом для придания ткани воздухонепроницаемости и жесткости.
Огоны на концах штага-ликтроса соединены: верхний — с вертлюгом на топе мачты при помощи карабина, нижний — с катушкой устройства для закрутки стакселя. Предлагаемая конструкция катушки — частично разборная, что обеспечивает возможность смазки подшипников и замены троса в случае его обрыва. В качестве кожуха катушки можно применить подходящую по размерам алюминиевую миску. Нижняя проушина катушки крепится к штатному рыму на носу лодки.
Установка комплекта парусного вооружения на лодку выполняется одним человеком — в течение 15-20 минут, вдвоем — за 10-15 минут. Последовательность сборки такова.
1. На бимс надевают тройник, стопорное кольцо фиксируют винтом; в уключины вставляют крюки, при помощи которых бимс притягивается к бортам.
2. Соединяют секции мачты. К топу мачты крепят шайбу с присоединенными к ней верхними вантами, карабином стакселя, ахтерштагом и топенантом. Нижние ванты прикреплены к мачте заранее. Проводят через блоки фалы парусов; их ходовые концы закладывают за утки.
3. У штатного рыма на носу лодки отвинчивают гайку крепления, на винт надевают проушину устройства для закрутки стакселя и вновь заворачивают гайку. Галсовый угол стакселя закладывают за верхнюю проушину "закрутки".
4. На тройник бимса надевают кольцо 41 с нижним блоком оттяжки гика. Вставляют шпор мачты в тройник и фиксируют стопорным винтом через кольцо 41. При этом мачта находится в горизонтальном положении, опираясь на нос лодки.
5. Фаловый угол стакселя крепят к карабину; на концы бимса надевают скобы 75; подвязывают ванты к планкам 82, обтягивают их, контролируя прямолинейность мачты. Затем мачту устанавливают в строго вертикальное положение, фиксируя его при помощи ахтерштага. Нижний конец ахтерштага можно закрепить, используя кормовой рым или штатное отверстие в транце либо, раздвоив штаг, при помощи струбцин. При первом варианте руль придется несколько сместить к борту от ДП, что практически не сказывается на управляемости лодки.
6. К мачте присоединяют гик, заводят через скобу 49 оттяжку гика и закладывают гика-шкот за шайбу 45. На транец навешивают руль, на борта — шверцы. "Пелла" готова к плаванию.
За четыре года эксплуатации трех лодок с таким съемным вооружением мы убедились во вполне достаточной надежности наших парусников. Случаев опрокидывания лодок или заливания их водой не было. При экипаже два человека "Пелла" идет довольно круто к ветру, а вот при полной нагрузке — четыре человека — лавировка представляется уже нецелесообразной: в этом случае лучше идти на веслах, используя парус как вспомогательный движитель — при попутном ветре.
При движении с попутными ветром и волнением лодка под одним стакселем с поднятыми шверцами иногда выходит на режим серфинга с тремя человеками на борту. Крейсерская скорость на курсе галфвинд при ветре 5-8 м/с с полным экипажем превосходит скорость движения на веслах примерно в полтора раза.