Предыдущая модель «Пеллы», которой было выпущено свыше 25 тыс. шт., многим из них полюбилась, что подтверждается успешной многолетней ее эксплуатацией, положительными отзывами покупателей, аттестацией лодки на высшую категорию качества. Но, с другой стороны, за это время выявились и слабые ее места. О некоторых недостатках проекта писалось еще в репортаже с испытаний. Позднее завод получал немало предложений от потребителей по усовершенствованию модели, многие из которых были предприятием учтены.
Основные данные лодки «Пелла-фиорд»
Длина наибольшая, м | 4,30 |
Ширина наибольшая, м | 1,39 |
Высота борта на миделе, м | 0,49 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Полное водоизмещение, кг | 398 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 98 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 2 |
Розничная цена, руб | 420 |
Предназначена для использования на внутренних водоемах и в прибрежных зонах морей при высоте волны до 0,5 м. Гарантийный срок эксплуатации — 18 мес. со дня приобретения.
...Приступая к испытаниям «Пеллы-фиорд» на очередной мерной миле, мы не спешили садиться за весла, сравнивая новую модель с прежней. Ярко-бирюзовая нарядная лодка, покачивающаяся у пирса, заметно отличалась от своей предшественницы. В более удлиненном корпусе с заостренными обводами носовой оконечности, в прямой линии форштевня, полной корме и плавном подъеме днища в корме и в носу явно проступали яхтенные обводы (это подтвердили потом и конструкторы, задумавшие в недалеком будущем создать и парусный вариант новой «Пеллы»). Лодка как бы расправилась, подвсплыла, приобрела более стремительный вид. Уменьшилась седловатость линии борта: высота на форштевне стала меньше на 55 мм, на миделе — всего лишь на 16 мм. Наибольшая длина лодки возросла на 200 мм, а ширина наоборот уменьшилась на 70 мм.
Существенно «похудевший» корпус (он стал легче на 32 кг) помог снизить осадку на 50 мм. Сказался при этом и отказ от массивного киля-плавника по всей длине корпуса. Теперь плавник появляется на 4 шпангоуте и постепенно увеличивается по высоте к транцу, поднимаясь над ОП на 60—70 мм.
Исчезли два продольных гофра — высадки на днище; два бортовых уступа сменил один сплошной по всему периметру борта, расположенный ближе к ватерлинии на 20—25 мм.
Чувствуется, что так основательно меняя обводы, конструкторы стремились максимально учесть недостатки старой модели. «Пелла» была тяжела на ходу под веслами, особенно под нагрузкой и при ходе против волны, «парусила» на ветру; при ходе под мотором из-за несбалансированности носовых и кормовых обводов получала чрезмерный дифферент на корму и водитель не имел хорошего обзора по курсу. Вес однопарной лодки был великоват. Массивный киль-плавник выступал под днище, мешал при подходе к берегу, истирался и обкалывался на мелководье...
Укладывая походное снаряжение, мы не могли не заметить больших перемен и в оборудовании лодки.
Во-первых, «Пелла-фиорд» стала двухпарной лодкой. А это значит, что она стала быстроходней, возросла безопасность и надежность, ибо двум гребцам легче противостоять ветру и волнам. Вторая пара под-уключин всегда помогает выбрать и оптимальную центровку при различной загрузке лодки — в походе или на рыбалке, разнообразить положение гребца.
Во-вторых, в носовой части лодки вместо поперечной банки оборудована широкая платформа с люком, которую, по замыслу конструкторов, можно использовать не только как сиденье, но и как место для ночлега, а внутреннее пространство под носовой платформой приспособить под закрытый багажный отсек или герметичный садок для рыбы.
В-третьих, неудобные и тяжелые деревянные решетчатые слани заменены на сплошной стеклопластиковый пайол с отформованными упорами для ног. Кстати, редакция высказала конструкторам такие пожелания.
...Прежде чем отойти от бона, вынимаем пайол и занимаемся самым прозаическим делом — вычерпываем скопившуюся от дождя воду. Полностью вычерпать ее не удается, потому что вместе с попавшим сюда мусором вода скапливается в углублении отформованного киля. Раньше оно заполнялось пенопластом и заклеивалось слоями стеклоткани, так что поддерживать в лодке чистоту было проще. Поэтому прошлое решение, на наш взгляд, было более удачным.
Работая черпаком, намеренно сдвигаемся на борт, садимся на планширь поодиночке и вдвоем, умышленно раскачиваем лодку. Отформованный на борту уступ, как только входит в воду, резко увеличивает ширину действующей ватерлинии и ощутимо препятствует дальнейшему нарастанию крена. Причем этот момент из-за пониженной высоты уступа наступает раньше, чем на старой «Пелле», следовательно, и начальная остойчивость у «Пеллы-фиорд» возросла.
Забегая вперед, скажем, что в этом мы убедились на практике, когда забрасывали стоя спиннинг, неосторожно оступались при смене гребца или ныряли с борта. Запаса статической остойчивости лодки даже при неумелом использовании новичками вполне достаточно. Перевернуть ее специально, раскачивая с борта на борт, нам тоже не удалось. А вот накренить затопленную водой лодку до опасного угла заливания через борт нам удалось лишь силами трех находящихся в воде «испытателей». Так мы убедились, как говорят судостроители, в аварийной остойчивости лодки. Заводские испытания определяют это усилие грузом на борту во время кренования в 205 кг, а критический угол в 26,5 °.
Затопленная лодка оставалась на плаву, удерживая и плавающий «экипаж». Блоки пенопласта, заформованные в носовую и кормовую банки, делают ее практически непотопляемой. Но держаться терпящему бедствие человеку, особенно в волну, не за что. Поверхность стеклопластикового днища, края борта — гладкие. Было бы неплохо предусмотреть на этот случай ручки, за которые можно ухватиться в критический момент.
Однако вернемся к началу наших испытаний. Первый выход решено сделать под веслами в одиночку с легким багажом, чтобы узнать, насколько удалась новая лодка в своем главном назначении. Три-четыре взмаха веслами — и она, запасая инерцию, входит в свой «крейсерский» режим. Первое приятное открытие — ход под веслами несравненно более легкий, чем у старой «Пеллы». Обтекание корпуса происходит плавно, за приподнятой над водой кормой остается лишь легкая дорожка искрящейся воды. Взятый во время старта каменистый мыс в качестве ориентира остается в створе, значит, и устойчивость на курсе вполне удовлетворительная.
Взгляд невольно обращается к главному движителю гребной лодки — веслам. Откровенно говоря, ничего кроме уныния эти деревянные обрезки с термопластиковыми лопастями не вызывают. Они перешли в наследство от старой «Пеллы» со всеми своими недостатками, прежде всего малой длиной (2300 мм). В рабочем положении расстояние между рукоятками весел слишком велико. На таком коротком плече трудно развить полное усилие, эффективного гребка не получается и из-за необходимости поднимать весла до уровня груди. Далека от оптимальной форма лопасти, недостаточна прочность соснового или елового веретена.
Такие весла появились на свет еще в начале семидесятых и на первых порах удовлетворяли узкие лодки «Березка» или «Форель». Но для современных гребных лодок они совершенно не подходят. С завистью вспоминается «Пелла-фиорд», сделанная специально Е. П. Смургису для продолжения его уникального путешествия на веслах через всю страну и снаряженная отличными клееными веслами на выносных кронштейнах. Но нам для сохранения чистоты эксперимента можно пользоваться только стандартными...
А вот конструкция крепления подуключин, которые на старой «Пелле» быстро начинали «дышать», изменилась в лучшую сторону. Теперь места их установки на планшире усилены несколькими дополнительными слоями стеклоткани, а сама уключина для равномерного распределения нагрузки заформована в обшивку и схвачена двумя болтами.
При гребле эффективно подключить в работу мышцы спины, брюшного пресса, бедер можно, лишь имея под ногами надежный упор. На старой модели его не было, на новой — он отформован в виде двух уступов с углублениями перед ними (для каждого гребца свой) и ощутимо помогает в гребле. В будущем неплохо бы сделать его регулируемым по длине, а кормовой — легко убирающимся на стоянке или во время рыбной ловли, так как пайол в районе кормовой банки — самый обитаемый «пятачок». К слову, если сама по себе идея сплошного стеклопластикового пайола хороша, то вот высота его над днищем оказалась великоватой. По этой причине лодка выглядит «мелковатой» внутри, «съедается» полезный внутренний объем, неоправданно повышается общий центр тяжести.
Рабочим местом гребца выбрана центральная деревянная банка. Оправдавшая себя на старой «Пелле» конструкция крепления банки сохранена и у новой модели, а высота ее для улучшения характеристики остойчивости понижена на 20—25 мм, т. е. на величину понижения бортового уступа (на него и опирается банка своими краями). Такую же высоту имеет и носовая банка, на которой, кстати, отформовано место для гребца и углубления для хранения мелочей. А вот высота кормовой банки явно мала, сидеть на ней неудобно.
Даже под несовершенными штатными веслами одни гребец с легким багажом показал на мерном участке довольно высокий результат — 7,6 км/ч. Оказалась лодка легкой и на заднем ходу.
При переходе гребца с центральной на носовую банку скорость повышается (по нашим замерам до 7,9 км/ч), грести становится заметно легче. На течении, в сильный боковой ветер, в одиночку или с пассажиром на кормовой банке — это, пожалуй, оптимальный вариант расположения гребца. Правда, с пассажиром скорость, естественно, падает, приблизительно на 1,2—1,3 км/ч.
С полной нагрузкой в 300 кг скорость лодки остается вполне приличной и составляет около 6 км/ч. Многое при этом зависит От экипажа, удачного размещения багажа. Отрадно, что потерю в скорости можно всегда компенсировать второй парой весел. Она возрастает до 8 км/ч.
«Абсолютный» рекорд скорости — 11 км/ч — нам удалось установить с двумя парами весел и с минимальным багажом. Однако работа гребцов требует тренировки и слаженности, в противном случае откидывающийся при гребке второй гребец может оказаться между рукоятками первой пары весел. Согласитесь, что вариант «весла в бок» не очень приятный...
Существенно возросла проходимость новой лодки по мелководью, она легко пробирается по плавающей траве, ее легко вытаскивать почти до половины корпуса. Но киль по-прежнему ничем не защищен и поэтому «легко раним».
В свежую погоду из-за меньшей парусности «Пеллы-фиорд» и более острых носовых обводов ее легче удерживать на курсе, выгребать против ветра. Она удовлетворительно поднимается на волну, благодаря полному выше слома носу преодолевает ее без брызг. Правда, при ходе против крутой битой волны легкую лодку временами подбрасывает и ударяет днищем, а с изменением курса встречи с волной в кокпит через борт иногда залетает водяная пыль. Но это уже случается, если высота волны превышает разрешенный полуметровый предел.
Подытоживая весельную часть испытаний, можно сказать, что в целом гребная лодка удалась, по своим ходовым качествам она заметно превосходит старую «Пеллу».
А вот итоги моторной части испытаний мы бы хотели назвать предварительными и вернуться к ним в ближайшем будущем. Поясним почему. Конструкторами лодка с самого начала была задумана как гребно-моторная. С этим условием выбирались обводы корпуса, широкая с большой площадью гидродинамического поддержания корма.
размеры лодки, ее остойчивость, жесткость корпуса, запас плавучести. Напомним, что аналогичные по классу «Фофан», «Голавль», даже меньшие «Язь» и «Романтика-2» плавают под разрешенным «Ветерком-8». На этот мотор и рассчитывалась «Пелла-фиорд». Такая допустимая мощность фигурировала и в документах, представленных в начале работы межведомственной комиссии по испытанию лодки в августе прошлого года, и в ярмарочных проспектах, и в рекомендациях той же комиссии. Однако допустимая мощность была неожиданно снижена до 2 л. с. Объяснялось это сложностью переделки конструкции транца для увеличения его жесткости и необходимостью уложиться в установленную цену.
Какими бы ни были причины, такое сужение вариантов использования лодки представляется недостаточно обоснованным, ибо не полностью реализуются заложенные в лодке возможности. В налетевший ветер, на сильном течении — она под 2-сильным «Салютом» попросту может быть небезопасна. Признаемся, такую позицию нас заставила занять сама лодка: впечатления от выходов на «Пелле-фиорд» под «нелегальным» «Ветерком-8» — самые благоприятные.
Прежде всего, более чем вдвое возросла скорость с разными вариантами загрузки. Скажем лишь, что с одним водителем и рыболовным снаряжением нами зарегистрирована неплохая для круглоскулых обводов скорость — 20,7 км/ч. Следует добавить, что этой скорости можно добиться, лишь располагаясь на центральной байке и удлинив румпель. При управлении мотором на кормовой байке скорость снижается до 15 км/ч и резко возрастает ходовой дифферент на корму. Из-за высоко поднятого носа водитель плохо видит по курсу, и требуется весь багаж смещать в носовой отсек. При таком дифференте нельзя идти на полном газу против полуметровой волны — корпус получает жесткие удары в днище, транец «дышит», на кормовую банку по транцевой накладке заливается вода. По волне же можно поддерживать максимальную скорость.
При половинных режимах работы мотора можно без опасения идти под любым углом к бегу волн. Лодка послушна в управлении, маневренна, остойчива на ходу.
Общее впечатление от судна нередко складывается из мелких деталей. В целом, как мы уже говорили, новая модель удачна, но все же есть эти мелкие и досадные недочеты.
Во-первых, конструкция платформы, занимающей весь нос, создает ощущение незавершенности. Функционально она не несет в своем теперешнем виде конкретной роли. В качестве багажника и сухого отсека пространство под ней использовать трудно: в задней стойке сделан шпигат для слива попадающей сюда через открытый люк воды, широкий фланец люка мешает использовать внутреннее пространство. Сам люк крышки не имеет, поэтому использовать банку как платформу для отдыха или ночлега без доделок нельзя. Пассажир, сидящий на носовой банке, вынужден опускать ноги в люк, края которого после обрезки пилой оставлены плохо зашкуренными. Входить в лодку с берега через носовую платформу неудобно, а учитывая валкость ее на стоянке, и небезопасно.
Оптимальным вариантом было бы, на наш взгляд, зашить на шпацию или две носовую оконечность и оборудовать там настоящий сухой багажник, а носовую банку сместить дальше в корму. Общая жесткость корпуса в носу не пострадает, а пассажиры получат дополнительные удобства.
Во-вторых, пигментированный слой стеклопластиковых банок, особенно кормовой, во многих местах вздулся и откололся, обнажая непроклеенные раковины и текстуру стеклоткани. Лист декоративной фанеры сделал бы их намного удобнее и привлекательнее.
В-третьих, кроме обушка (кстати, очень добротно сделанного) «Пелла-фиорд» не имеет в носу ни уточек, ни ручек, за которые можно было бы заложить якорный конец, буксировочный фал и т. д. К сожалению, с верхней кромки бортов исчез специальный поливинилхлоридный профиль, закрывавший фланец. А ведь он не только служил приятной декоративной деталью, но и оберегал руки от острых краев стеклопластика, предохранял борт от «разлохмачивания» при швартовке или при интенсивном использовании, например, на прокатных станциях.
В целом же новая «Пелла-фиорд», которую без оговорок можно назвать настоящей гребной лодкой, нам понравилась. Она имеет хорошие потенциальные возможности при оборудовании в малый парусник, специализированную рыболовную лодку. Без ущерба для плавания под веслами на нее можно ставить подвесной мотор, под которым она, пожалуй, имеет лучшие ходовые качества среди выпускаемых гребно-моторных судов с круглоскулыми обводами. Завод сумел избавить лодку от большинства недостатков предыдущей модели. «Пелла-фиорд» получила высшую категорию качества.
Осталось только сказать: цена новой лодки 420 руб.