Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Улучшение судов
  • 1987 год
  • Конструкция и оснастка спинакер-гика
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Такелаж полого спинакер-гика
Конструкция паруса спинакера и управление им
Техническая оснастка воднолыжного спорта
Сферический спинакер на «Летучем Голландце»
Оснастка для ловли рыбы с катера
Полезные мелочи: тележка, коуши, шпигат, спинакер, нагрудник...
VI детская парусная регата «Спинакер» на озере Харку
Спинакер для крейсерской яхты
Асимметричный спинакер Code Zero (Код Ноль)
Конструкция эхолота для туристических судов
Новая конструкция парусного вооружения катамаранов
Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»
VII Детская парусная регата «Спинакер» 1983 года
Конструкция моторной лодки «Крым»


Конструкция и оснастка спинакер-гика

Год: 1987. Номер журнала «Катера и Яхты»: 125
          0


Для гоночных и крейсерско-гоночных яхт несение спинакера при 5—6 баллах давно стало нормой. Специально скроенные спинакеры можно нести и при ветре до 8 баллов. Конечно, работа со спинакером в таких погодных условиях требует высокой квалификации экипажа, надежности рангоута и оснастки.

Наибольшее распространение получили 3 типа конструкции спинакер-гика: с двумя «клювами» — защелками, установленными на обоих его концах; с клювом на ноке и пяткой, вставляемой в стакан на мачте (используются обычно два гика и соответственно два стакана); полый гик с «брасоловками». Все эти типы отличаются способами крепления спинакер-гика к мачте и браса к гику. На мачте может быть поставлена либо неподвижная оковка, либо рельс, по которому перемещается ползун. Изменение положения точки крепления пятки гика по высоте позволяет точнее настраивать спинакер, но требует применения дополнительных снастей бегучего такелажа.

Спинакер-гик оснащается топенантом и оттяжкой. Топенант поддерживает гик в нужном положении при постановке спинакера и при плавании в слабый ветер. При усилении ветра спинакер стремится подняться вверх оттяжка гика препятствует задиранию его нока. На крупных яхтах, особенно при плавании на большой волне, заводят контрбрасы, препятствующие перемещению нока гика в корму, когда спинакер «гаснет» или яхту бросает на волне.

Таким образом, минимальный набор бегучего такелажа спинакера яхты средних размеров составляют фал, брас, шкот, топенант и оттяжка.

Спинакер-гик с двумя клювами — наиболее прост по конструкции. Он надежен в работе и удобен при постановке, но поворот фордевинд с ним достаточно сложен. Традиционная техника поворота следующая. Рулевой уваливает яхту на курс фордевинд и удерживает ее на этом курсе как можно точнее. Шкотовые отсоединяют спинакер гик от мачты и защелкивают свободный клюв за спинакер шкот отцепляют другой клюв от браса и защелкивают этот клюв на оковке мачты.

При всей простоте действий экипажа проделать их в свежий ветер на крупной волне оказывается не просто. Особенно сложно работать со спинакер-гиком, отсоединенным от мачты, так как рыскание яхты на курсе и бортовая качка приводят к раскачиванию гика; работать на баке становится трудно и не безопасно. После отсоединения браса от гика надо идти строго на фордевинд, ибо зарыскивание на подветренный борт может привести к закручиванию спинакера вокруг штага. В этом случае иногда не хватает и двух пар рук, чтобы «выжать» спинакер на ветер при помощи спинакер-гика. Чтобы облегчить закрепление гика на мачте, иногда приходится травить брас.


Информация об изображенииРис. 1. Спинакер-гик с клювом, вставляемым в стакан на мачте
Рис. 1. Спинакер-гик с клювом, вставляемым в стакан на мачте
 
Манипуляции со спинакер-гиком облегчаются, если применить клюв, позволяющий вставлять его в стакан на мачте (рис. 1). Фиксация пятки гика осуществляется автоматически подпружиненным стопором. Эта конструкция является жесткой и прочной, и лучше всего подходит для небольших (с площадью спинакера до 30 м2) яхт.

При использовании двух спинакер-гиков способ постановки спинакера ничем не отличается от обычной оснастки с одним гиком, а вот поворот фордевинд протекает значительно спокойнее. Перед поворотом в клюв второго спинакер-гика, имеющего свой бегучий такелаж и закрепленного пяткой на мачте, вводят шкот. При этом яхта идет чисто фордевинд, неся парус на двух спинакер-гиках. Такое положение допускается правилами соревнований только на момент поворота, поэтому, перенеся грот на другой галс, надо немедленно убрать подветренный спинакер-гик. Такая схема обеспечивает безопасность экипажа и позволяет спокойно изменять галс, не опасаясь закручивания спинакера вокруг штага.

Информация об изображенииРис. 2. Клюв с дистанционно управляемым фиксатором и защелкой
Рис. 2. Клюв с дистанционно управляемым фиксатором и защелкой
 
Зацепить спинакер-гик за шкот может один человек, особенно, если фиксатор клюва можно открывать дистанционно — при помощи тросика. Полезно также снабдить клюв пружинным стопором для удержания фиксатора в открытом положении — с ним поймать брас значительно проще. Как- только брас надавит на стопор, фиксатор под действием пружины переместится в исходное положение и закроет клюв (рис. 2).

Для отдачи браса достаточно открыть клюв, потравив топенант спинакер-гика. Все это можно делать, находясь у мачты, что значительно повышает безопасность работы на баке.


Вместо клюва, крепящего спинакер-гик за оковку на мачте применяют пятку, вставляемую в стакан (рис. 3). Такая конструкция гика получила самое широкое распространение и используется как на гоночных, так и на крейсерских яхтах. Она может быть рекомендована для яхты любого водоизмещения.

Информация об изображенииРис. 3. Спинакер-гик с клювом и пяткой для стакана
Рис. 3. Спинакер-гик с клювом и пяткой для стакана
 
Конструкция полых спинакер-гиков с «брасоловками» описана в «КиЯ» №76. Достоинством их является удобство использования «брасоловки», которая крепится на утке, установленной на спинакер-гике При проведенных в кокпит «брасоловках» поворот можно делать, не выходя из кокпита, разумеется, закрепив в второй спинакер-гик заранее. Однако синтетический трос сильно вытягивается под нагрузкой и даже хорошо выбранная «брасоловка», растяг шаясь при усилении ветра, выходит из спинакер-гика, что может стать причиной ее перетирания и обрыва. Вытяжку брасоловки можно существенно уменьшить, применив стальной трос-шкентель, соединенный с синтетическим ходовым концом.

Если в первом варианте оттяжку и топенант можно закрепить только за среднюю часть спинакер-гика, то во всех остальных целесообразнее относить их ближе к ноку. На мачте топенант крепить лучше повыше — где-нибудь в районе вторых краспиц. Блок оттяжки можно установить на палубе в районе пяртнерса, тогда брас можно будет подбирать и потравливать, не трогая оттяжку. Однако нагрузка на эту снасть велика из-за острого угла между оттяжкой и осью спинакер-гика. Если блок оттяжки закрепить на баке, то необходимо постоянно работать с ней при настройке спинакера. Хотя нагрузки в оттяжке оказываются существенно меньше и с ее помощью можно фиксировать спинакер-гик в нужном положении (топенант, брас и оттяжка работают в разных плоскостях), что оказывается необходимым в слабый ветер на крупной зыби.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Трапеция для снятия нагрузки с виндсерфингиста
Советы яхтсмену-гонщику: бакштаг, стоячий такелаж, спинакер-гик...
Испытания гребно-моторной лодки «Пелла-фиорд»
Зажим для рулевой колонки
Консультации по подвесным моторам «Стрела» и «Москва»
Юридическая служба: Госстрах заключает договор
Тент для мотолодки «Прогресс-2»
Пробник для проверки свечей «Тест»
Математика для оценки надежности узлов
Заблаговременная подготовка безопасного плавания
Как снять яхту с мели?
Оснастка для ловли рыбы с катера
Способы рифления паруса на виндсерфере
Знаете ли вы правила парусных гонок?
Испытания и отзывы о стеклопластиковой яхте «Нева»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Конструкция и оснастка спинакер-гика

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Полезные мелочи: крыло-стабилизатор, гидростатический лот, блок питания...
Опыт постройки и эксплуатации лодки типа «джонбот»
Шпринтовый парус вместо разрезного фока
Подвесной парус для надувной лодки «Дельфин»
Реверсивно-рулевое устройство водометного катера
Доработка магдино МВ-1 мотора «Вихрь»
Как сделать яхту «Ассоль» более удобной
Битумный лак на стальном корпусе
Как вывернуть заржавевший болт
Почему не используются паруса Базалло?
Как избавиться от ярких бликов при подсветке компаса
Консультации по моторам «Москва», «Ветерок» и «Чайка»
Ошибки в управлении судами и парусами при шквале
Определить истинное направление пути
Малоизвестный способ съемки с якоря в экстремальных условиях


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 41 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории