Проводка бакштага на гоночной яхте
На современной гоночной яхте бакштаги играют большую роль в общей настройке парусного вооружения. Для удобства работы с бакштагами при поворотах и их регулировки, на ряде ленинградских крейсерско-гоночных яхт оттяжка (мантыль) 2 бакштага 1 ходовым концом закрепляется на двушкивном блоке 4, скользящем по рельсу 5, который устанавливается на комингсе кокпита. Через этот блок и три неподвижных блока 6 и основываются тали бакштага.
При повороте тали отдаются со стопора 8 и блок под действием резинового амортизационного шнура 3 перемещается по рельсу, давая бакштагу нужную слабину. Выбирается бакштаг за один из ходовых концов талей сначала вручную, а затем при помощи лебедки 7.
На рельсе рекомендуется сделать шкалу, позволяющую заметить положение блока, соответствующее нужному натяжению бакштага.
Крепление стоячего такелажа
Нередко нижние концы вант и штагов крепятся к путенсам 4 через вилку 5 талрепа 1. Однако при таком способе винт талрепа получает большие знакопеременные нагрузки на изгиб и в конце концов может сломаться от усталости металла (см. рис. справа).
Чтобы этого избежать, палубные обушки и путенсы рекомендуется устанавливать в плоскости возможного изгиба винта талрепа или выполнять этот узел так, как показано на рисунке слева. Сочетание штыря 2 с цапфами и серьги 3 обеспечивает свободу угловых перемещений талрепа в двух плоскостях.
Спинакер: гик для крейсерско-гоночной яхты
Описываемая конструкция полого спинакер-гика с одной сплошной «брасоловкой», работающей на оба шкотовых угла спинакера, испытана нами на яхте класса Л6. Этот вариант оказался безопаснее в работе, требует меньше времени на подготовку к повороту под спинакером, имеет более простой такелаж, чем вариант с двумя гиками.
При повороте через фордевинд выбирается слабина конца брасоловки, идущей к шкоту, спннакер-гик отсоединяется от мачты, затем втугую добирается брасоловка, идущая к шкоту, и закладывается за утку иа гике. В это время спинакер-гик занимает Положение, перпендикулярное ДП яхты, и переносится на борт, который должен стать наветренным. При этом корма яхты пересекает линию ветра. Затем отдается «брасоловка», идущая к брасу, пятка спинакер-гика присоединяется к оковке на мачте и снасти добираются до места уже на новом галсе.