Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные советы
  • Как снять яхту с мели?
Краткое оглавление
Вопрос Ответ


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Снятие с мели и отход от бона на крейсерской яхте
Полезные мелочи: часы, битенг, фиксация мотора, снятие с мели...
Способы снятия судна с мели
Съемка яхты с мели
Как снять теоретический чертеж с натуры
Переоборудование шлюпки в яхту


Как снять яхту с мели?

Год: 1986. Номер журнала «Катера и Яхты»: 124
          0

Нет, это был не тот случай, когда капитан, спасая экипаж и яхту, сознательно сажает ее на мель.

После многодневного тяжелого перехода морем предстояло отдохнуть, выспаться на стоянке в порту. Убрав паруса и подняв шверт, шли под мотором уже по реке. Держались ближе к берегу.

Тянувшаяся от берега небольшая песчаная отмель за крутым поворотом реки на карте была показана достаточно разборчиво. Подумали, что в этом месте нужно пройти левее, ближе к середине реки.

Шли спокойно. Настроение хорошее. Может, слишком хорошее, чтобы внимательно рулить. Ведь все трудное: шквалы, дожди, рваные паруса — уже позади. А сейчас — спокойная вода, безветрие и теплое солнышко.

Когда подходили к повороту, ни рулевой, ни капитан не вспомнили об отмели. С полного хода выскочили на нее. Сели плотно. Хорошо, что днище не повредили, а под винтом и пером руля осталось около фута воды.

Попытки сняться с мели, работая задним ходом и отталкиваясь футштоками, оказались безуспешными...

На пустынном противоположном берегу, словно немые свидетели нашей беды, торчат три солидных пала. Бухта длинного и прочного капронового троса у нас была. Его хватило бы, чтобы завести гини или более-менее прочные тали на другой берег. Но ни гиней, ни талей у нас не было. В небольшой шкиперской нашли только один здоровенный одношкивиый блок с вертлюжным гаком, два дрека килограммов по 50—60 каждый, бухту манильского линя и всякую всячину, которая, вроде, ничем помочь не могла.

— Ведь через одношкивный блок можно провести только гордень, а гордень, как известно, выигрыша в силе не дает, а позволяет только изменить направление тяги для удобства в работе, — задумчиво произнес кто-то, — это во всех учебниках по морскому делу написано...

Мимо проходил катер. На нем уменьшили ход, вопросительно и с любопытством разглядывая нас. Мы помахали ему, и он осторожно, самым малым начал подходить к нам.

Осадка у него оказалась на счастье меньше нашей, и он неторопливо пришвартовался к левому борту.

Прикинули приближенно силу, необходимую для снятия яхты с мели. По уменьшившейся осадке учли давление на грунт. Отмель была песчаной с крупным песком, приняли коэффициент трения днища о грунт равным примерно 0,6. Получилось, что мощность двигателя катера, чтобы стянуть яхту, должна быть в полтора раза больше. Прибавка силы тяги от работы мотора яхты слишком маленькая. Разгрузка и пересадка части людей на катер для уменьшения давления на грунт тоже достаточного облегчения яхты не давала.


Информация об изображенииРис. 1. Схема посадки яхты на мель
Рис. 1. Схема посадки яхты на мель
 
Предложили снимать яхту с мели рывками. Тяговая сила при этом кратковременно увеличивается в несколько раз. Шкипер катера категорически отказался, сказав, что его катерок старый, при рывках корпус может деформироваться так. что «потом только и будешь делать, что латать да вычерпывать воду...»

Не согласился шкипер на рывки даже тогда, когда мы предложили обнести буксирный трос вокруг его корпуса брагой.

— Не пойдет! — коротко резюмировал он. И предупредил, что загораживать судовой ход своей операцией по снятию с мели мы можем не более чем часа на три — после этого по нему начнется движение.

Кто-то пробормотал, что «если бы на яхте был шпиль с вымбовками и стоп-анкер, который катер мог бы завести на расстояние...» Но ни шпиля с вымбовками, ни стоп-анкера на яхте не было. А сниматься с мели нужно безотлагательно. И времени для этого не больше трех часов...

Позже, по памяти, мы нарисовали схему нашей посадки (см. рис. 1).

Вопрос


— Можно ли снять яхту с мели при тех условиях, которые сложились, и тех средствах, которые имелись, а если можно, то как?

Ответ


Приближенно сила тяги F, необходимая для снятия яхты с мели, рассчитывается по формуле

F = fN,

где f — коэффициент трения судна о грунт; N — давление яхты на грунт.

Коэффициент трения для крупного песка не превышает значения 0,6 N — давление на грунт считают равным произведению разности осадок (до и после посадки на мель) на площадь ватерлинии и на плотность пресной воды — 1 т/м3.

Информация об изображенииРис. 2. Закрепление троса на противоположном берегу
Рис. 2. Закрепление троса на противоположном берегу
 
Тяговую силу, которую может создать буксирующий катер, ориентировочно принимают из расчета 10 кгс на 1 л. с. мощности двигателя.

Коренной конец капронового троса можно закрепить за пал на противоположном берегу, провести трос через имеющийся одношкивный блок, подав ходовой конец на катер (схема 2). Тогда приложенное к яхте усилие, если пренебречь трением блока, будет почти вдвое больше силы тяги катера. Мощности двигателя катера для стягивания яхты с мели при этом будет достаточно.

Можно и не пользоваться палом на другом берегу реки, если держащая сила дреков, положенных «гуськом» и завезенных на расстояние от яхты, равна или более тяговой силы катера. В этом случае коренной конец, идущий на блок, крепится к дрекам, которые кладутся на грунт.

Статья была проверена: Гончаров Алексей
Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Юридическая служба: Госстрах заключает договор
Тент для мотолодки «Прогресс-2»
Пробник для проверки свечей «Тест»
Математика для оценки надежности узлов
Заблаговременная подготовка безопасного плавания

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Как снять яхту с мели?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Оснастка для ловли рыбы с катера
Способы рифления паруса на виндсерфере
Знаете ли вы правила парусных гонок?
Испытания и отзывы о стеклопластиковой яхте «Нева»
Конструкция и оснастка спинакер-гика


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 49 + 30 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории