Правило 36 в ППС недаром названо главным — с него начинается для новичка знакомство с парусным спортом. Оно гласит: «Яхта, идущая левым галсом, должна уступить дорогу яхте, идущей правым галсом» (рис. 1). А вот запоминается это правило молодыми гонщиками почему-то в таком виде: яхта правого галса имеет право дороги. Часто именно такая произвольная и категорическая трактовка Правила 36 вводит в заблуждение недостаточно опытных яхтсменов.
Хотя яхта правого галса безусловно имеет право дороги, у нее гораздо больше ограничений, чем принято думать. Прежде всего, если яхта не делает разумной попытки избежать столкновения (хотя бы она и имела право дороги), то такая яхта может быть дисквалифицирована (Правило 32).
Правило 34.1 обязывает яхту, имеющую право дороги, при изменении курса окликнуть другую яхту. Гоночная этика яхтсменов, сложившаяся за многие десятилетия, предписывает рулевому яхты правого галса всегда окликать яхту левого галса. В ряде случаев оклик является важным аргументом при рассмотрении протестов. Гонщик, пренебрегающий окликом, не только может быть дисквалифицирован в соответствии с Правилами 32 и 34, но и рискует потерять уважение товарищей...
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, возникающие при сближении яхт на свободной воде, у препятствий, на знаках, на старте и на финише. Но для начала надо научиться четко определять галс. Определения, ч. 1, гласят:
«Яхта находится на галсе всегда, за исключением времени выполнения поворотов оверштаг или фордевинд. Яхта находится на правом или левом галсе в зависимости от того, какая сторона у нее наветренная».
«Подветренная и наветренная. Сторона яхты, на которой она несет свой грот (или несла его до того, как оказалась в положении левентик), считается подветренной. Другая сторона — наветренная».
Обратите внимание — галс яхты определяется именно положением ее грота. Поэтому, хотя на рис. 2 швертбот и идет с далеко вынесенным за правый борт спинакером, но наветренной является правая сторона, поскольку грот на левом борту. Следовательно, яхта идет правым галсом.
Малоопытному гонщику труднее определить галс, которым движется парусная доска. Ведь парус у нее является не только движителем, но и средством управления. Поэтому в Приложении 2 к ППС («Правила соревнований парусных досок») дается специальное разъяснение:
«Подветренная и наветренная. Сторона парусной доски, обращенная к ветру (или та ее сторона, которая была обращена к ветру до момента, когда парусная доска оказалась в положении прямо против ветра или прямо по ветру), называется наветренной стороной, независимо от того, в каком направлении движется парусная доска. Однако, если ветер направлен с кормы и с той стороны, где расположен парус и гик, то наветренной стороной считают противоположную сторону парусной доски.
Подветренной стороной парусной доски считают сторону, противоположную наветренной стороне» (Приложение 2, п 1.1).
На рис. 2 «Виндгляйдер движется левым галсом. Если ветер отойдет и рулевому для поддержания устойчивого курса придется перенести топ мачты и часть паруса за наветренный борт, то и в этом случае галс сохранится.
Яхта, имеющая право дороги, в том числе и яхта правого галса, не должна мешать яхте, уступающей дорогу. Это принципиальное требование изложено в Правиле 35: «Яхта, имеющая право дороги по отношению к другой яхте, может изменять свой курс только так, чтобы дать возможность уступить себе дорогу».
На рис. 3 яхта «б» свободно проходила по носу у яхты «а», однако последняя привелась, результатом чего явилось столкновение. В данном случае «а» нарушила Правило 35 и может быть дисквалифицировна. В положении 1 яхте «б» в предвидении маневра яхты «а» полезно обратиться к последней с окликом типа: «Сохраняйте курс!». Если на разборе протеста яхта «а» признается, что такой оклик был сделан, то это будет существенный довод в пользу «б».
Более сложная ситуация изображена на рис. 4. В положении 1 яхта «б» свободно проходила по носу у яхты «а». Одако ветер неожиданно зашел, обе яхты соответственно изменили курс, что привело к столкновению. Если «б» сумеет убедить жюри в том, что до изменения ветра она свободно проходила по носу у «а», то протест яхты «а» по Правилу 36 может быть оставлен без последствий (Случай ИЯРУ 52).
На рис. 5 яхта левого галса уступает дорогу яхте правого галса поворотом оверштаг. Яхта правого галса в этом случае может сделать поворот в любой момент маневра «б».
Совершенно иная ситуация изображена на рис. 6. В этом случае яхта левого галса приступила к уваливанию для того, чтобы уступить дорогу яхте правого галса. Но последняя неожиданно сделала поворот оверштаг, что привело к столкновению. В данном случае яхта «б» протестует по Правилу 35, так как яхта правого галса своими действиями мешала уступать дорогу. Если столкновение произошло до того момента, когда яхта «а» завершила поворот оверштаг, то ситуация подпадает и под Правило 41.1: «Яхта, делающая поворот оверштаг или фордевинд, не должна создавать помех яхте, находящейся на галсе». Стоит обратить внимание на такую особенность. Если бы «а» начала поворот после того, как «б» пересекла ее курс за кормой, то это была бы другая ситуация.
На рис. 7 яхта «а» решила сделать поворот на правый галс. В этом случае она должна помнить о требованиях Правила 41.2 «Переходный момент»: после поворота яхта «а» попадает в положение, дающее ей право дороги. Поэтому она должна начинать свой поворот на таком расстоянии от яхты «б», находящейся на галсе, чтобы дать последней возможность уступить дорогу. Определяющим здесь будет момент окончания яхтой «а» поворота оверштаг.
Предположим, в результате маневра яхта «а» столкнулась с яхтой «б» (рис. 7). Обе яхты протестуют. Яхте «б» необходимо доказать, что уступая дорогу, она вынуждена была изменить курс до того момента, когда «а» завершила поворот на правый галс. В свою очередь, яхте «а» необходимо убедить жюри в том. что такой поворот был закончен и «б» при этом имела возможность уступить дорогу. Например, если на ветру и на близком расстоянии от «б» двигалось несколько яхт на том же, левом галсе, то это довод в пользу яхты «б», так как яхты затрудняли «б» возможность уступить дорогу яхте «а».
В любом случае именно яхта «а» должна убедить жюри в том, что поворот ее был завершен до инцидента с яхтой «б» (Правило 41.3).
На рис. 8 изображены две ситуации, в которых яхта левого галса уступает дорогу яхте правого галса поворотом оверштаг. В ситуации 1 «б» начала поворот слишком близко от «а». Пытаясь избежать столкновения, яхта «а» в последний момент отвечает также поворотом оверштаг. Однако столкновение произошло. В данном случае должна быть дисквалифицирована яхта «б» в зависимости от конкретных деталей — по Правилу 36 или 41.1.
В ситуации 2 яхта «б» (во втором положении) завершила поворот и находится на галсе. А это уже новая ситуация, подпадающая под действие Правила 37.
Обратите внимание на эту особенность Правил парусных соревнований — на динамизм ситуации! Яхта «а», как идущая правым галсом, имела право дороги до начала маневра яхты левого галса в период, когда яхта «б» начала приведение, совершала собственно поворот оверштаг и до момента завершения ею поворота.
Сразу после старта и у наветренного знака часто возникают ситуации, когда яхты одновременно на близком расстоянии друг от друга делают поворот оверштаг (рис. 9). Упомянутое выше Правило 41.4 однозначно трактует подобные ситуации: яхта, находящаяся по левую сторону от другой яхты, должна уступить дорогу.
Обычно малоопытные гонщики хорошо помнят о Правиле 36 применительно к лавировке и забывают о нем на полных курсах. На рис. 10 изображены два случая, когда на курсе фордевинд одна яхта догоняет другую. В ситуации 1 обе яхты находятся на одном и том же галсе. Поэтому здесь действует Правило 37.2 «Яхты не связаны»: «...яхта, идущая чисто позади, должна сторониться яхты, идущей чисто впереди».
Если же яхту левого галса догоняет яхта правого галса (ситуация 2 на рис. 10), то в полном соответствии с Правилом 36 левый галс уступает дорогу правому.
Две яхты идут параллельными курсами на левом галсе (рис. 11-1). Подветренная яхта, желая получить право дороги, делает поворот, в результате чего происходит столкновение. В данной ситуации яхта «а» виновата, поскольку нарушила Правило 41.1. Но если яхта «а» сделает поворот на правый галс никому не мешая (рис. 11-2), то по окончании поворота она получает право дороги.
Знание Правил соревнований для гонщиков любого ранга имеет немаловажное значение. Достаточно вспомнить ситуацию на XXI Олимпийских играх в Монреале, когда дисквалификация экипажа Будникова в четвертой гонке по правилу 3 оставила его за чертой призеров.
Для новичка правила соревнований кажутся нагромождением запретов. На самом же деле Правила — это стройная система, где каждое положение судна строго определено и связано со многими другими. Чтобы помочь начинающим гонщикам разобраться в этой системе, обратить внимание на связи, на динамизм ситуаций в парусной гонке, мы попросили заслуженного тренера РСФСР О. И. Ильина проанализировать наиболее типичные случаи.