Напомним, что по Правилам парусных соревнований препятствием считается любой объект, включая и судно на ходу, таких размеров, что яхта, находясь на расстоянии, большем ее длины, не может обойти его с той или другой стороны без существенного изменения курса. Препятствием является также и любой объект, который можно пройти только с одной стороны, например, навигационный буй или некоторые зоны акватории.
Большинство гонщиков знакомо с порядком действий, оговоренных в ППС, когда две или более яхт приближаются к препятствию на одном галсе (Пр. 42 и 43). Мы разберем также менее известные ситуации, когда у препятствий оказываются яхты, идущие разными галсами.
В ситуации, изображенной на рис. 1, Некоторые рулевые, оказавшись в положении яхты «б», будут настаивать на том, что имеют право дороги по Правилу 43. На самом же деле яхты подпадают под действие Правила 36 именно потому, что они находятся на разных галсах. Экипажу яхты «б» можно посочувствовать, но он находится в безнадежном положении. Лучшее, что он может предпринять, это увалиться или уменьшить ход и пропустить яхту «а».
Если бы яхты, изображенные на рис. 2, находились на свободной воде (см. «КиЯ» №125), ответ был бы прост: левый галс уступает дорогу правому. Но в данном случае обе яхты идут вдоль препятствия — берега. А это означает, что на них распространяются правила раздела «С», которые отменяют правила раздела «В» ППС, если последние противоречат первым.
В нашем случае (рис. 2) обе яхты идут вдоль препятствия и не связаны. Поэтому на них распространяется Правило 42.2 (а): яхта, идущая чисто позади (яхта «а») должна сторониться яхты, идущей чисто впереди, даже, если яхта «б» надумает делать поворот фордевинд (но не оверштаг).
Поскольку в определение препятствий включено судно на ходу, то яхта правого галса будет являться таким препятствием для яхт левого галса. Случаи, когда две или более яхт сходятся с яхтой правого галса, чрезвычайно типичны и встречаются практически в каждой гонке. Две основные из многочисленных подобных ситуаций изображены на рис. 3 и 4.
Если яхта «б» (рис. 3) потребовала места для поворота от препятствия — яхты «а», идущей правым галсом, то «в» обязана ответить в соответствии с Правилом 43.2. Это означает, что «в» должна либо немедленно начать поворот оверштаг, либо, ответив окликом «поворачивайте!», уступить дорогу яхте «б» другим способом, например, увалиться под корму яхты «б», и т. п. Но в этом случае яхта «б», запросившая место, должна немедленно сделать поворот. А яхта «в», в свою очередь, берет на себя ответственность за возможное столкновение с яхтой «б».
Если яхта «б» (рис. 4) считает для себя невыгодным поворачивать и намерена пересечь курс яхты «а» (правого галса) за ее кормой, то в соответствии с Правилом 42.1 она обязана предоставить место яхте «в» для прохода между собой и препятствием — яхтой «а».
Огибание знаков — едва ли не самый напряженный момент любой гонки. Правила, и без того многочисленные, особенно усложняются, когда речь идет о яхтах, подходящих к знаку разными галсами.
Начнем с наиболее простых случаев, которые возникают при огибании знаков яхтами на полных курсах.
Две яхты разными галсами приближаются к подветренному знаку (рис. 5). В момент, изображенный на рисунке, право дороги имеет яхта «а», поскольку на свободной воде действует Правило 36. Оба утверждения яхты «б» («Связаны», «Внутренний!») в данной ситуации требуют дополнительных пояснений. Термины «чисто впереди», «чисто позади» и «связаны» применяют к яхтам, идущим разными галсами, только когда они подчиняются требованиям Правила 42 («Огибание или прохождение знаков и препятствий»). Однако в тексте этого правила не указывается расстояние от знака, на котором «яхты приготовились обогнуть или пройти знак с одной и той же предписанной стороны». Поэтому, если между яхтами произойдет столкновение и обе подадут протест, то «б» будет необходимо убедить жюри в том, что в момент, изображенный на рис. 5, обе яхты уже приготовились обогнуть знак.
Со своей стороны яхта «а» должна будет убедить арбитров в том, что такой момент еще не наступил и, следовательно, яхты находились на свободной воде. Связанными же обе яхты были в течение всей рассматриваемой ситуации.
Разумеется, описанная ситуация утрачивает свою двойственность, как только яхты оказываются у знака на расстоянии, равном или меньшем двух длин корпуса судна. Поясним это на примере ситуации, изображенной на рис. 6. Мы видим, что обе яхты достигли зоны знака (т. е. расстояния, меньшего двух длин корпуса) и готовятся обогнуть знак правым бортом. Каждая из яхт настаивает на своем праве обогнуть знак первой.
То, что в данном случае яхты подчиняются требованиям Правила 42, не вызывает сомнения. И, следовательно, яхта, изображенная на рисунке справа, является связанной и внутренней по отношению к другой яхте. Наружная яхта должна дать место внутренней для огибания знака, причем место включает в себя пространство для поворота оверштаг или фордевинд, если такой поворот является составной частью маневра по огибанию знака (Правило 42.1/а/).
В новом тексте Правила 42 указывается, что внутренняя яхта должна действовать «в соответствии с хорошей морской практикой и существующими условиями». Это означает, что внутренняя яхта может запрашивать только такое место, которое действительно необходимо ей для огибания знака.
Когда две яхты при подходе к наветренному знаку лавируют на разных галсах или находятся на разных галсах и одной из них требуется сделать поворот оверштаг, чтобы обогнуть знак, то к ним Правило 42 не применяют. На рис. 7 яхта «6» приближается к знаку левым галсом и должна уступать дорогу яхте «а», идущей правым галсом.
На рис. 8 яхта «а» обогнула знак и движется бакштагом правого галса к следующему знаку. Яхта «6» идет левым галсом и обязана уступать дорогу яхте «а». Со своей стороны яхта «а» не должна мешать яхте левого галса уступать дорогу (Правило 35). На рис. 9 и 10 показаны типичные ситуации, возникающие при огибании знака правым бортом. На первом из них яхта «а», идущая правым галсом, из тактических соображений не спешит с поворотом. Яхта «6» уступает дорогу яхте «а», однако затем настаивает на повороте к знаку. Оклик рулевого яхты «6» («Я связан со знаком!») показывает, что он плохо знает правила парусных соревнований.
Более сложный случай изображен на рис. 10. Будь обе яхты на свободной воде, яхта «а» не имела бы права изменять курс (приводиться) таким образом, чтобы помешать яхте левого галса пройти по носу или уступить дорогу. Именно это имеет в виду рулевой яхты «б», ссылаясь на Правило 35. Но это же правило содержит исключения. Так, яхта, имеющая право дороги, может изменять курс, когда она ложится на надлежащий курс, чтобы обогнуть знак (Правило 35 /b/, ii). Строго говоря, именно на этот пункт следовало бы ссылаться рулевому яхты «а».
Новое Правило 42.2. не применяют только к яхтам, лавирующим на разных галсах. На рис. 11 обе яхты движутся к знаку на правом галсе. В момент достижения расстояния до знака в две длины корпуса яхта «б» находится чисто впереди (положение — «б»). Напомним, что «яхта, идущая чисто впереди и делающая поворот оверштаг для огибания знака, подчиняется требованиям Правила 41.1» (Правило 42.2, /с/). Однако, яхта «а» из положения чисто позади не имеет права приводиться круче курса гоночный бейдевинд, чтобы помешать яхте «б», идущей чисто впереди, выполнить поворот оверштаг для огибания знака (Правило 42.2 b).
Разбирая ситуацию, изображенную на рис. 11, необходимо вспомнить, что поворот оверштаг начинается лишь с момента, когда яхта из положения левентик начинает уваливаться на другой галс. До этого момента, когда яхта сошла со стартовой линии и идет чисто впереди, она может приводиться как угодно (Правило 38.1). Если столкновение яхт произойдет в момент, изображенный на рисунке в положении 2, то скорее всего будет дисквалифицирована яхта «а».