Читатель Азиев из г. Каспийска обратился в редакцию с просьбой посоветовать, как можно вывинтить болты крепления корпуса подшипника редуктора «Нептуна», которые заржавели при эксплуатации в морской воде.
Для этого можно рекомендовать несколько способов.
Наиболее простой связан с использованием нагрева, который обеспечивает значительную разность температуры болта и корпуса. Источником тепла может служить газовая горелка, при помощи которой нагревают болт. Можно также использовать электросварку, наплавляя на болт небольшое количество металла электродом. При этом болт, расширяясь больше чем корпус, сомнет ржавчину, и после остывания его легко вывернуть. Нагревать следует осторожно и постепенно, так как рядом в корпусе подшипника расположено резиновое кольцо. Но если пожертвовать этим кольцом, то можно нагревать горелкой (или паяльной лампой) корпус редуктора, одновременно охлаждая (опустив в сосуд с водой) вал редуктора и головки болтов. Из-за большего коэффициента теплового расширения алюминий расширится больше, поэтому отвинчивать болты надо, не дожидаясь остывания.
По второму способу болт высверливают сверлом, диаметр которого равен диаметру болта, затем нарезают резьбу большего размера. Однако в данном случае тонкие стенки корпуса не позволяют применить этот метод. Поэтому сначала нужно просверлить отверстие точно по оси болта сверлом, диаметр которого составляет 0,7 диаметра болта. Часто этого оказывается достаточно, так как вибрация и нагрев при сверлении дробят ржавчину и болт с отверстием можно легко вывинтить.
Если же этого окажется недостаточно, то следует рассверлить отверстие сверлом по внутреннему диаметру резьбы. Используя маленькое зубило, нужно сбить внутрь отверстия остаток первого витка резьбы и отогнуть его наружу. Затем в отверстие вставляют стержень диаметром на 1—2 мм меньше отверстия, прижимают к нему при помощи маленьких тисочков остаток витка и, вращая стержень против часовой стрелки, наматывают на него остатки резьбы.
Если это не получится, то придется просверлить на расстоянии 0,5—1,0 мм от края этого отверстия еще одно диаметром 2—2,5 мм. Вставляя в это отверстие хвостовик сверла, можно отгибать остатки резьбы внутрь, а затем извлекать их по одной нитке. Конечно, дополнительное отверстие несколько ослабит оставшуюся резьбу.
Во всех случаях хуже не будет, если на день-два разбираемый узел замочить в керосине.
Чтобы в дальнейшем при эксплуатации в морской воде такое не повторялось, рекомендуется поставить шпильки из нержавеющей стали и крепить корпус к редуктору такими же гайками. В крайнем случае можно пользоваться и обычными стальными винтами, но устанавливать их следует на краске или герметике.