Для улучшения ходовых качеств шлюпки мы заменили разрезной фок шпринтовым вооружением. Испытав его в походах прошлого года, убедились в правильности решения — шлюпка пошла круче к ветру, стала меньше крениться, повороты оверштаг выполнялись быстро и при любом ветре. Помимо этого появилась возможность маневрировать площадью парусности в широких пределах в зависимости от силы ветра. Шпринтовое вооружение позволяет нести семь вариантов парусности, а это заметно повышает мореходность яла и его лавировочные качества. При ветре свыше 5 баллов мы шли в лавировку под одним стакселем, помогая парусу четырьмя веслами. Этот вариант продвижения быстрее и легче, чем выгребать на шести веслах прямо против волны и ветра.
При шпринтовом вооружении остойчивость шлюпки улучшается, так как вместо рейка близ топа мачты использован шпринтов, центр тяжести которого расположен значительно ниже. Сама площадь парусности в нашем варианте уменьшилась примерно на 1,5 м2.
Недостатком нового вооружения по сравнению со штатным является некоторое усложнение бегучего такелажа — добавились два фала и топенант шпринтова. Но если учесть, что шлюпка используется для обучения молодежи, то данный недостаток не следует считать критическим.
При соответствующем навыке постановка и уборка парусов не представляют большой трудности. Наши школьники ставят паруса за 30—35 секунд, а убирают — за 5.
Паруса мы использовали от штатной оснастки. У кливера срезали передний нок-бензельный угол. Отпороли ликтрос от бывшей передней и верхней шкаторин, затем перегнули парус по диагонали, проходящей от заднего нок-бензельного до галсового угла, и совместили верхнюю шкаторину с задней. Получили треугольный стаксель, верхняя часть которого оказалась двухслойной. Это место прошили и в новую переднюю шкаторину продернули ликтрос, заделали кренгельсы фалового и шкотового углов, для крепления паруса к штагу поставили карабины.
Шпринтов сделали из штатного рейка, сняв шкалу и уменьшив диаметр рейка от середины к нокам до 20 мм. На одном ноке поставили стропку из стального троса, оплетенного капроновым жгутом, на втором — рассверлили штатное отверстие для удобства пропускания штерта заднего нок-бензельного угла паруса.
В бугель с обушками на топе мачты поставили стропку из стального троса, за которую крепятся блоки для проводки фалов, топенанта, и стаксель-штаг.
В штатный шкив мачты продернули фал, закрепленный концом за ракс-бугель, на гак которого надевается стропка пятки шпринтова. По аналогии с яхтой, этот фал назвали гарделью. Второй фал для подъема грота по мачте завели через дополнительный блок на стропке мачты. Через третий блок провели стаксель-фал.
Кроме штатного нагеля в мачтовой наметке, нужно сделать дополнительные гнезда для нагелей фалов и топенанта на баковой банке.
От редакции
Ознакомившись с модернизацией парусного вооружения 6-весельного яла, необходимо сделать несколько примечаний о шпринтовом парусе, ныне почти забытом яхтсменами и строителями яхт.
Прежде всего, нельзя считать его более совершенным, чем разрезной фок. Шпринтовый парус является одной из самых древних разновидностей парусов косого типа, то есть расположенных по одну сторону от мачты и позволяющих ходить под острым углом к направлению ветра. В старинных книгах можно обнаружить, например, рисунки парусника Герона Сиракузского (I в. н. э.), оснащенного шпринтовыми парусами. Получив первоначальное развитие в странах Средиземноморья, шпринтовые паруса были надолго забыты. Только в XV в. на Северном и Балтийском морях появились грузовые баржи и рыболовные лодки, оснащенные подобными парусами. Позже они использовались даже на яхтах, которые строились в Дании и Норвегии. Затем шпринтов (в обиходе эту деталь рангоута часто неправильно называют шпринтом) был вы теснен более удобным гафелем.
Разрезной фок является усовершенствованием балансирного люгерного (или рейкового) паруса; появился он значительно позже шпринтового — вероятно, в середине XIX в. Рейковый парус стоит и работает лучше шпринтового, так как профиль последнего на одном из галсов искажается шпринтовом. Для постановки и уборки разрезного фока используется только один фал, тогда как на варианте, описанном Очереднным, имеются два фала рейка и стаксель-фал. Шпринтовый парус обычно пришиуровывается к мачте и может быть убран только вместе с нею или после растравливания шнуровки (слаблиня).
Заметим, что юные яхтсмены усложнили оснастку яла, скопировав ее с гафельного шлюпа. Ведь у «настоящей» шпринтовой оснастки нижний конец шпринтова крепится в стропке на банке-сиденье у мачты или же к мачте в ее нижней трети таким образом, чтобы реек можно было быстро освободить из стропки и выдернуть из нок-бензельного угла паруса. Это позволяет при внезапном шквале уменьшить площадь паруса наполовину — вся его задняя часть отбрасывается на подветренную сторону.
Как показывает практика парусных гонок на ялах, имеются определенные резервы в повышении эффективности их «родных» парусов, если использовать современные знания о форме паруса и его аэродинамике (раскрой полотнищ, профилирование «пуза», применение лат и т. п.).