Поручень на рубке
Для более удобного и безопасного передвижения по борту катера на крыше рубки обычно устанавливают поручень. Чтобы рука свободно скользила по поручню, стойки лучше сделать не вертикальными, как это чаще всего имеет место, а фигурными, как показано на рисунке справа. Выгиб стоек лучше направить к борту.
Ящик для мелких предметов
Под сиденьями кокпита можно оборудовать удобный ящик для хранения различных мелких предметов снабжения. Сделать его можно из фанеры, листового алюминия или стеклопластика.
Нижней кромкой ящик 1 закрепляется на петлях 4 к продольной стенке сиденья. Брусок 2 является ограничителем, препятствующим полному откидыванию ящика, а брусок 3, закрепленный к стенке ящика, не позволяет ему полностью «провалиться» под сиденье. Если ящик загружен, то он не будет самопроизвольно открываться при крене судна.
Компактный складной якорь
Трудно найти рыболова-любителя, имеющего резиновую лодку или разборный челнок и не сталкивающегося с проблемой постановки на якорь. Дело проще, если рыбалка происходит на спокойном озере. А если на реке, да еще с приличным течением? Чаще всего, как известно, в качестве якоря используют обычный камень весом 5—10 кг. Это далеко не всегда удобный вариант, особенно, если у места рыбалки подходящих камней нет! Приходилось мне видеть н рыбаков, применяющих настоящие якоря, но такой якорь неудобен тем, что зацепляет за корневища на дне.
Я спроектировал, изготовил и испытал (на реках Самарке, Кинеле и Волге) четырехлапый складной малогабаритный якорь. Якорь, я его назвал «Кальмар», можно «настраивать», регулируя «угол отгиба» лап. А главное — при зацепе за корягу лапы имеют возможность развернуться вдоль веретена и благодаря этому освободиться от зацепа. Достаточно резко дернуть за «якорный канат» так, чтобы разорвалась фиксирующая нить. Вытащить якорь с откинутыми лапами не представляет труда, производится смена шнурка фиксатора, и через минуту якорь снова готов к отдаче.
Откидные лапы 2 представляют собой полосы из стали толщиной 3 мм, к концам которых приварены треугольные пластинки. Крестовина 1, к которой шарнирно закрепляются лапы, надета на веретено 9 — трубку или стержень диаметром 15 мм и длиной 300 мм, и закреплена на нем. Изготовить крестовину можно любым доступным способом — литьем, сваркой, фрезерованием. В ней стоит просверлить отверстие, чтобы можно было привязать мешочек с песком, если потребуется увеличить вес якоря. Тяги или раскосы 3, задающие угол отгиба лап, нарезаны из стальной полоски толщиной 1 мм. Они шарнирно крепятся и к лапам, и к упорной крестовине — ползуну 4, свободно надетому на веретено и скользящему по нему до упора в торец регулирующей втулки 8 (стальная или дюралевая трубка). Втулка 8 свободно надета на веретено, и в ней сделаны три продольных пропила разной длины.
Скоба 5 крепления к ползуну конца фиксирующей нити согнута из миллиметровой проволоки. Сама фиксирующая нить 6 представляет собой жилку ∅0,5—1 мм (прочность ее подбирается в зависимости от силы течения). Упор 7 выполнен точеным и имеет отверстие для крепления другого конца фиксирующей нити.
Якорь транспортируется в сложенном состоянии. Для приведения его в рабочее положение необходимо, сдвигая регулирующую втулку 8, развести лапы якоря и, вращая ее, выбрать паз нужной длины для фиксации угла наклона лап. Чтобы лапы самопроизвольно не откидывались, фиксирующая нить продевается в отверстие упора, обтягивается и завязывается так, чтобы не было люфта. Якорь готов.
В зависимости от примененных материалов и размеров вес такого якоря колеблется от 500 до 800 г. Вес якоря, сделанного для моей надувной лодки с размерами 2700X1400 мм, составляет 600 г, размах лап — 280 мм.
Думаю, якорь заслуживает внимания. Таково же и мнение многих рыболовов-любителей, видевших якорь и опробовавших его в действии. Его производство было бы нетрудно наладить на любом предприятии, упростив до минимума технологию изготовления.
Парус-стабилизатор
При стоянке на якоре, особенно, если якорный клюз расположен далеко от форштевня и яхта стоит на течении, ее сильно водит из стороны в сторону, что сопровождается неприятными рывками и креном.
Советуем сделать небольшой парус-стабилизатор, который можно поставить на ахтерштаге. Шкотовый угол этого паруса крепится к ноку гика, как показано на эскизе. Яхта с таким парусом стоит на якоре значительно спокойнее.
Парус-стабилизатор можно рекомендовать и при использовании плавучего якоря, если он выпускается с носа яхты.
Ремонт такелажа в походных условиях
Лопнувшую снасть стоячего такелажа (бакштаг, ванта, штаг) можно восстановить буквально за пять минут. Для этого необходимо иметь на борту яхты стропку из стального троса соответствующего диаметра с заплетенными на обоих концах коушами.
Длина стропки (300—500 мм) должна компенсировать общее уменьшение длины снасти на привязывание обоих оборванных концов к стропке. Раздав до отказа талреп, ввяжите стропку в среднюю часть разорванной снасти или же надставьте ею оборванный конец (оба случая показаны на эскизе) с таким расчетом, чтобы снасть вновь можно было набить.