В предыдущем номере сборника рассказывалось об усовершенствованиях на «Вихре», упрощающих снятие и установку на дейдвуд редуктора. Для любителей, которые по тем пли иным причинам не могут воспользоваться предлагавшимися ранее конструктивными решениями, В. Табаньков из Коломны рекомендует более простой вариант. Снятие редуктора производится как обычно, а для того, чтобы при сборке можно было попасть тягой переключения реверса в отверстие поддона, не снимая пол топа, используется отрезок прутка длиной 500 и диаметром 8 мм с резьбой на конце. В верхнем конце тяги по центру заранее сверлится отверстие и нарезается резьба M8.
При установке редуктора на дейдвуд пруток просовывается в отверстие для тяги в поддоне и ввертывается в тягу; теперь остается только потянуть тягу за пруток, следя за совпадением квадрата шестерни с рессорой и трубки подачи воды с корпусом помпы, — тяга реверса попадет в отверстие. Пруток вывертывается, детали переключения собираются как обычно.
Очень неудобно отсоединять пластину дистанционного управления мотором «Вихрь» на «Прогрессе» — нужно манипулировать двумя ключами, находясь в неудобном положении в моторной нише; при этом легко теряются крепежные болты, гайки и шайбы. А если мотор приходится снимать после каждой поездки? Днепропетровец С. Я. Близнюк применяет несложное запорное устройство, позволяющее быстро "отсоединять пластину дистанционного управления одним нажатием на толкатель замка.
Прежде всего на пластине ДУ устанавливаются снизу два штырька (см. эскиз) ∅8 с лысками, повернутыми влево. Затем паз в ручке мотора увеличивается фрезой ∅10 на глубину 15 мм. В паз вставляется стальной сухарь размерами 10Х10Х10, неподвижно фиксируемый штифтом ∅3, который проходит через щечки ручки.
Теперь можно установить пружину и захват-фиксатор. Фиксатор удерживается винтом М5 с потайной головкой, пропущенным через овальное отверстие фиксатора и ввернутым в щечки ручки. Место для отверстия под этот винт определяется наложением фиксатора поверх ручки и переносом на нее контура овального отверстия в крайних положениях фиксатора. Сбоку ручки сверлится отверстие ∅4,1, через которое пропускается толкатель, вворачиваемый в тело фиксатора.
Нажав на фиксатор, можно поставить на ручку мотора пластину ДУ. После отпускания толкателя фиксатор под действием пружины войдет в лыски штырьков и надежно закрепит пластину.
Для снятия пластины достаточно нажать на толкатель.
Ю. Лазарев (г. Воронеж) уже два года эксплуатирует на своем «Вихре» кнопку «стоп», установленную на румпеле. Кнопка срабатывает только при полностью сброшенном газе за счет упругости валика румпеля. На стенке румпеля изнутри двумя винтами М1,5 крепится микровыключатель МВ-1 (ч). В валике сверлится сквозное отверстие ∅1—1,5 мм и в него вставляется стальной шпенек так, чтобы он своим концом при полностью выведенной ручке газа доходил до грибка микровыключателя. Затем, слегка подгибая шпенек, следует добиться того, чтобы замыкание микровыключателя происходило несколько далее положения «стоп» за счет упругости валика. Провода от микровыключателя изолируются хлорвиниловыми трубками, протягиваются в поддон и подключаются либо к выводам штатной кнопки «стоп», либо непосредственно к низковольтным выводам бобин.
Мы уже не раз писали о важности контроля за системой охлаждения, особенно на катерах с дистанционным управлением, когда мотор находится сравнительно далеко от водителя и видеть, идет ли вода из контрольного отверстия или нет, практически невозможно. Усовершенствования, о которых сообщалось до сих пор, представляли собой различные блокировки зажигания или устройства, сигнализирующие о том, что двигатель уже перегрелся.
Перегрев наступает в результате нарушения или полного прекращения циркуляции воды в системе охлаждения мотора из-за неисправностей помпы или засорения системы. Поэтому лучше всего контролировать работоспособность системы охлаждения непосредственно по давлению в ней воды, как предлагает М, М, Асеев из Саратова. Устройство несложно в изготовлении и состоит из двух фланцев (см. эскиз), между которыми зажата резиновая мембрана. В одном из фланцев перемещается подпружиненный шток с диском-контактом на наружном конце. На этот же фланец надета контактная чашка из изоляционного материала, на которой смонтированы два контакта. К контактам подсоединены две лампочки от карманного фонарика (красная и зеленая), расположенные на пульте управления. Устройство крепится на водяной рубашке верхнего цилиндра; для этого в ней сверлится отверстие, в котором нарезается резьба М10 для ввертывания фланца.
На работающем моторе с исправной системой охлаждения давление воды, постоянно действующее на мембрану, держит шток в отодвинутом положении и замыкает контакт с зеленой лампочкой. При падении давления пружина вернет шток в исходное положение и замкнется контакт с красной лампочкой, загорание которой своевременно сигнализирует о неисправности. Красную лампочку при длительной остановке мотора можно выключить тумблером. В качестве источника тока подойдут любые батареи или аккумулятор — все зависит от наличия бортовой системы электроосвещения и напряжения контрольных лампочек. При использовании батарейки от фонарика лучше установить тумблер и в цепи зеленой лампочки; тогда в пути можно будет проверять систему охлаждения периодически. Следует подчеркнуть, что это устройство можно установить на любой мотор.