Моторы «Вихрь» изготовляются с 1964 г. За это время выпущено несколько различных моделей, которые постоянно подвергались значительным изменениям с целью улучшения технических параметров, повышения надежности и удобства эксплуатации. В частности, моторы комплектовались последовательно системами зажигания с магдино МГ101, МГ101А, МВ-1 и электронной системой МБ-2. В настоящее время в эксплуатации находятся даже моторы первых выпусков. Естественно, у их владельцев возникают вопросы, связанные с ремонтом, заменой отдельных узлов и целиком системы зажигания.
Моторы «Вихрь» первых выпусков до октября 1972 г. комплектовались наиболее простым по конструкции магдино МГ101, не имевшем катушек освещения и подзарядки аккумуляторов. На основании магнето монтировались сердечник с первичной обмоткой катушки зажигания, имеющей 210± ±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,93 мм (7 рядов по 30 витков), два конденсатора емкостью по 0,3 мкФ и два прерывательных механизма. Из основания выходят только два провода, идущих к высоковольтным катушкам (трансформаторам) ИЖ56сб39.
Магдино МГ101А отличается наличием второй катушки питания освещения, имеющей 150±7 витков провода ПЭТВ диаметром 0,74 мм, установленной на месте конденсаторов, вынесенных из-под маховика. Это магдино имеет четыре вывода: два — к высоковольтным катушкам и два — для отбора электроэнергии в бортовую сеть освещения. Катушка питания бортовой сети обеспечивает напряжение 12 В мощностью 30 Вт, она по габаритам меньше катушки зажигания. Прерывательные механизмы магнето МГ101 и МГ101А одинаковые, величина зазора между контактами 0,3—0,4 мм регулируется с помощью отвертки через окно в маховике, расположенное диаметрально противоположно пазу крепления шнура аварийного запуска.
В моторах «Вихрь» и первых партиях «Вихря-М» применяли маховик с шестью постоянными магнитами, расположенными внутри обода с постоянным шагом 60°. В каталоге «Вихря» этот маховик имел номер 2.119.000, для мотора «Вихрь-М» — 4.119.000.
С начала 1971 г. на маховик не ставились два магнита (3-й и 6-й, считая от шпоночного паза по часовой стрелке), в результате чего шаг магнитов стал неравномерным (120—60—120—60°). Номера маховиков по каталогам не изменялись. При полной, на первый взгляд, идентичности маховики мотора «Вихрь» и «Вихрь-М» различны и не могут переставляться с одного мотора на другой. Величина опережения зажигания у мотора «Вихрь» — 38 ° (до верхней мертвой точки поршня 7,87 мм), у «Вихря-М» — 30° (5,02 мм). Эта разница получена за счет разворота на 8" кулачка, расположенного на ступице маховика. На «Вихрь» можно устанавливать только маховики 2.119.000, а на «Вихрь-М» — 4.119.000. Отличить их можно по расположению кулачка на ступице маховика относительно шпоночного паза: на маховиках 2.119.000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси паза на 10°, а на маховике 4.119.000 — на 18°.
С октября 1972 г. «Вихрь-М», а затем и «Вихрь-30» комплектовались более современной и надежной системой зажигания с магдино МВ-1. На основании магдино установлены два стальных сердечника, два прерывателя и два конденсатора емкостью 0,3 мкФ. На одном сердечнике расположены две катушки системы зажигания. Каждая из них имеет 360±5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,57 мм. На другом сердечнике расположены две катушки системы освещения, содержащие 150±5 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,86 мм. Катушки освещения вырабатывают ток напряжением 12 В при мощности 30 Вт.
Система комплектуется маховиком 4.119-700 с четырьмя постоянными магнитами, расположенными по окружности через 90°. Отличительная особенность маховиков — удлиненные полюсные башмаки на постоянных магнитах. Моторы, оборудованные электростартером, комплектуются маховиком с зубчатым венцом (номер по каталогу — 3.119-701).
С 1982 г. на моторах «Вихрь» всех моделей устанавливается электронная бесконтактная система зажигания МБ-2. В этом случае в наименовании каждой модели мотора имеется слово «электрон».
Электронная система состоит из основания магдино МБ-2, двух высоковольтных трансформаторов ЦШ 5.720-001-01, маховика с измененными полюсными башмаками (4.121-000; с венцом для электростартера — 4.121-000-01) и двух свечей зажигания. Из основания магдино выведены три пары проводов: белого цвета — от катушек освещения, синего — к трансформатору нижнего цилиндра, зеленого — к трансформатору верхнего цилиндра, красного (или черного) — к кнопке «стоп».
С целью повышения качества и надежности моторов и комплектующих их агрегатов в конце 1983 г. электронное магдино МБ-2 было модернизировано; переработана схема, понижены начальные обороты искрообразования. увеличена надежность конденсатора, датчика и т. д. Внешне отличить модернизированное магдино очень просто: оно имеет пять выводов проводов вместо шести на ранее выпускавшихся. На кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный). Второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «массой» с помощью провода-перемычки.
В связи с отсутствием механических прерывателей и контактов электронное магдино не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировок. Электронный блок выполнен на бескорпусных элементах, защищен заливкой компаундом и разборке и ремонту не подлежит. Поэтому относиться к электронному магдино следует бережно, не перекручивать выходящие провода, предохранять от ударов и быть особенно внимательным при эксплуатации с системой, имеющей аккумуляторную батарею. Следует помнить, что замыкание проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс (+) аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя магдино. Поэтому до начала ремонтных работ следует отключить аккумуляторную батарею. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «Стоп».
Несколько слов о взаимозаменяемости различных систем.
Поскольку первая модель «Вихря» имела угол опережения зажигания 38°, то системы с магдино МГ101 и МГ101А устанавливать на последующие модели «Вихрь-М» и «Вихрь-30», имеющие угол опережения зажигания 30°, нельзя. Систему зажигания МВ-1 устанавливать на моторы «Вихрь» комплектно с маховиком можно, но при этом нужно сместить отверстие в рычаге поворота основания магдино на 8° против направления вращения маховика или же соответственно сместить кулачок маховика. Можно также укоротить на 8 мм рычаг поворота магдино на приводе воздушной заслонки (2.126-000).
На моторы с индексом «электрон» можно устанавливать контактную систему МВ-1 (речь идет о замене полным комплектом — магдино с маховиком и пр. деталями). Установленную на моторы систему МВ-1 можно заменять электронной системой МБ-2, также в полном комплекте.
Допустимы и некоторые некомплектные замены в системах. Катушку зажигания ИЖ56сб39 и трансформаторы ЦШ 5.720-001-01 можно заменять трансформаторами ТЛМ. Обратная замена трансформаторами ЦШ 5.720-001-01 трансформаторов ТЛМ и ИЖ56сб39 недопустима. Посадочные места магдино всех систем на картере всех моделей моторов «Вихрь» и их крепление — одинаковы. Кронштейны крепления трансформаторов ТЛМ и ЦШ 5.720-001-01 различны.
Надежная и безаварийная работа мотора во многом зависит от работы системы зажигания. Своевременный профилактический осмотр контактной системы, регулирование зазоров и чистка — залог четкой и бесперебойной работы. Не допускается работа магдино с отсоединенным от свечи колпачком высоковольтного провода или со вставленной в него и не соединенной с массой мотора свечой. Амплитуда импульсного напряжения в системе зажигания может превысить рабочие значения, на которые рассчитаны элементы магдино, и привести к пробою конденсатора и высоковольтного трансформатора.
При запуске мотора бортовую систему электропитания необходимо отключать — иначе запуск будет затруднен.
Снимать магниты с маховиков и переставлять их местами нельзя, так как можно перепутать чередование полюсов, нарушить балансировку маховика и изменить рабочий зазор в магнитопроводе. Необходимо беречь маховик от ударов и чрезмерного нагрева. Для ремонта маховика нельзя использовать сварку, так как при температуре выше 200 °С магниты теряют свои свойства и при вращении маховика будет вырабатываться ничтожно малый ток, не обеспечивающий работу системы зажигания. Нельзя заменять латунные винты крепления башмаков стальными.