Заслуженной популярностью в нашем водно-моторном клубе пользуется тахометр, принципиальная схема которого (рис. 1) описана в «КиЯ» №39. Тахометр обеспечивает измерение частоты вращения двигателя с точностью ±2% при условии подбора идентичных стабилитронов VD1, VD2 и резисторов R1, R2. Без подбора погрешность возрастает до ±3 %. Попутно заметим, что стабилитроны с напряжением стабилизации менее 7,5 В не пригодны для тахометра, так как точность измерения будет неудовлетворительной. Предлагаю конструкцию и технологию изготовления печатной платы этого простого и надежного тахометра.
Чертеж печатной платы со стороны фольги приведен на рис. 2, а расположение деталей на печатной плате в зеркальном изображении — на рис. 3. Плата имеет размеры 49X51 мм и изготавливается из фольгированного стеклотекстолита (СФПН-1-50 (можно и из фольгированного гетинакса) толщиной 1,5—2,0 мм. Калька с чертежом печатной платы с помощью пластилина приклеивается в 4—6 точках на заготовку со стороны фольги; делается разметка керном под отверстия для деталей. По точкам кернения стеклянным рейсфедером вычерчиваются нитрокраской проводники, затем плата сушится до отвердевания окраски. Опустив плату в 30—35 %-ный раствор азотной кислоты (HNO3), в течение 5— 15 мин. вытравливают незакрашенные участки фольги.
Можно также применить более безопасный метод травления хлорным железом, но при этом потребуется 30—50 мин. на вытравливание рисунка проводников. Затем плату промывают горячей проточной водой с мыльной пеной; тампоном, смоченным ацетоном, удаляют краску с печатных проводников По точкам кернения сверлят отверстия диаметром 0,6—1,0 мм. Печатные проводники зачищают до блеска «чернильной» резинкой и приступают к монтажу деталей.
Места лайки смачивают с помощью кисточки слирто-канифольным или ацетоно-канифольным флюсом. Для лайки можно использовать паяльник мощностью не более 25 Вт. Пригоревшую канифоль удаляют с мест лайки ацетоном. Для уменьшения климатических воздействий плату со стороны проводников тампонируют тонким слоем спирто-канифольного флюса или, лучше, нитролаком.
Методика регулировки тахометра хорошо и достаточно полно описана в «КиЯ» №39.