Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные устройства
  • 1990 год
  • Простой цифровой тахометр
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Самодельные тахометр и лаг
Электромеханический тахометр для двигателя
Тахометр и спидометр для лодок с подвесными моторами
Электронный тахометр с растянутыми диапазонами
Полезные мелочи: водозаборник, бензонасос, тахометр, коленвал, винт...
Тахометр-термометр фирмы «ЛПС-Интер»
Электронный акустический тахометр для подвесного мотора
Электронный тахометр для определения числа оборотов коленвала
Электронный тахометр для любого двигателя
Легкий и простой по конструкции катер «водный пикап»
Электронный тахометр катеров «Амур-М»
Простой и экономичный путь к морю по версии киевских яхтсменов
Простой однорукояточный привод дистанционного управления
Простой электронный тестер моториста


Простой цифровой тахометр

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 145
          0


Установив на борту катера или мотолодки тахометр — прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя, вы получаете возможность выбрать оптимальный гребной винт, правильно определить экономичный режим движения, заметно продлить моторесурс двигателя, весьма точно оценить скорость судна.

К сожалению, до сих пор владельцы маломерных судов вынуждены пользоваться морально устаревшими аналоговыми приборами типа «ДЛМ-1» и «ТС», которые можно купить в магазине. Их погрешность составляет ±250 об/мин в диапазоне от 100 до 6000 об/мин, причем со временем из-за «ухода» параметров деталей она растет. Стремление повысить точность аналоговых тахометров приводит к резкому усложнению их схемы.

Главные преимущества цифровых тахометров — это точность (может достигать сотых долей об/мин) и стабильность работы со временем. Главным препятствием, которое сдерживает внедрение цифровых тахометров в практику, является их относительная сложность.

Основные технические данные


Информация об изображенииЭлектрическая схема тахометра
Электрическая схема тахометра
 
Пределы измерения, об/мин120—9990
Погрешность измерений, об/мин±10
Длительность измерительного интервала, с0,5
Точность формирования интервала, с10-5
Потребляемая мощность от батареи 12 В, Вт0,6
Вес прибора, не более, кг0,2

Предлагаемый цифровой тахометр прост, причем он измеряет число оборотов маховика, а не вспомогательных импульсов поджигания, как в известных цифровых устройствах.

Конструкция прибора состоит из датчика импульсов и измерительной части. Датчиком служит серийная микросхема К1116КП4, в корпусе которой, имеющей размеры 4X6X2 мм, находятся магнитный датчик Холла и операционный усилитель. Датчик приклеен эпоксидной смолой к изолирующей пластине размерами 15X22 мм, которая установлена на плате катушек зажигания двигателя (рис. 1).


Измерительная часть прибора со стабилизатором питания собрана на шести цифровых микросхемах, которые широко используются в электронных часах, и трех транзисторах (рис. 2). Она состоит из кварцевого генератора с делителем частоты на микросхеме DD1; формирователя на элементах DD 2.1, DD 3.1; «ударного» генератора DD 3.2, DD 3.3 с одновибратором DD 2.2, DD 2.3; схемы совпадений DD 3.4 с инвертором DD 2.4 и 3-х счетчиков-дешифраторов DD 4... DD 6, подключенных к светодиодным семисегментным индикаторам HG1...HG3 типа АЛС-339А или АЛС-314А, 320А.

Информация об изображенииУстановка датчика на моторе
Установка датчика на моторе
 
Устройство работает следующим образом. При вращении маховика на выходе датчика возникают электрические импульсы амплитудой около 8 В и длительностью от 0,125 до 0,0015 с при числе оборотов маховика 120... 9990 об/мин. Формирователь по фронтам и спадам этих импульсов выдает положительные импульсы длительностью 8 мкс. Эти короткие импульсы запускают одновибратор, который разрешает работу «ударного» генератора, он выдает ровно три импульса длительностью около 75 мкс каждый и выключается одновибратором.

Таким образом, в течение измерительного интервала 0,5 ±10 с на выходе делителя кварцевого генератора (штырек 5DD1), на вход счетчика DD4...DD6 поступает от 4x3 до 333X3 импульсов длительностью по 75 мкс, что и обуславливает показания индикатора от 012 (120 об/мин) до 999 (9990 об/мин).

Для более четкой фиксации момента смены показаний, а также для уменьшения энергопотребления тахометра предусмотрено гашение индикатора в течение измерительного интервала с помощью ключа на транзисторах VT2, VT3.

Прибор выполнен на интегральных микросхемах серии К176. Микросхемы DD2, DD3 могут быть заменены на аналогичные серий К561 или 564. Все резисторы — типа МЛТ-0,12 или С2-23, конденсаторы типа К73-9 (С5, С6), КМ-5 (С8), К50-6, К50-16 (С10), К10-7В (остальные). Резистор R6 — типа СП5-16ВА, С5-2 или другой малогабаритный.


Детали измерительного устройства вместе с цифровыми индикаторами смонтированы на одной печатной плате, изготовление которой доступно даже начинающим радиолюбителям. Размеры платы 120X70 мм.

Измерительная часть расположена на приборном щитке катера и соединена тремя проводами типа МГШВ длиной до 6 м с датчиком на двигателе.

Для налаживания устройства подают питание напряжением 12 В, убеждаются, что на выходе стабилизатора (эммитер VT1) напряжение составляет 9±0,5 В. Затем подключают датчик, установленный в двигатель и несколько раз с разной силой прокручивают маховик шнуром ручного запуска. Если показания тахометра каждый раз кратны цифре 3 (3, 6, 9, 12), то наладка закончена, если нет — поворачивают ось резистора R6.



Разработанный прибор пригоден для использования с любым двигателем, у которого на внутренней поверхности маховика для работы системы зажигания укреплены постоянные магниты. Следует отметить, что для повышения надежности работы печатная плата после монтажа и испытаний должна быть покрыта 2—3 слоями изоляционного компаунда или клея БФ-2.

Для удобства наблюдения показаний прибора светодиодные индикаторы помещены в светозащитную шахту.


Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Шлифовальный диск для обработки стеклопластика
Моторная лодка: путевой расход топлива на полном ходу
Пять вопросов на проверку знаний правил парусных соревнований (часть 2)
Управление «Летучим Голландцем» на волне
Испытания спасательных жилетов для спортсменов
Швертовый колодец со створками
Полезные мелочи: якорь, спуск лодки, багажник, ткань, наконечник...
Пробник электрика для походных условий
Съемник гребного винта для мотора «Нептун»
Спидометр на моторной лодке с датчиком из алюминиевого сплава
Возможность использования на катере двигателя от «Запорожца»
Нужны ли четыре лопасти на гребном винте?
Пять вопросов на проверку знаний правил парусных соревнований (часть 3)
Отзыв об эксплуатации швертбота «ЛЭС-750»
Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Простой цифровой тахометр

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Два варианта отопления на яхтах и катерах
Консультации по моторам «Нептун», «Вихрь» и прочим
Ножевое устройство на гребной вал для защиты винта
Мастерство управления швертботом класса «Финн»
Надежные способы старта парусной яхты
Опыт постройки и эксплуатации мотолодки тримарана «Радуга-46»
Полиэтиленовый тент для байдарки от дождя
Использовать энергию выхлопных газов
Байдарка на подводных крыльях
Консультации по моторам «Ветерок», «Стрела», «Вихрь» и прочим
Исправление и доводка парусов путем перешивания
Испытания новой картоп-лодки «Океан-1»
Ремонт виндсерфера «Мустанг» своими руками
Обогрев рубки мотолодки от системы охлаждения мотора
Полезные советы по работе со стеклопластиком


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 17 + 14 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории