Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные советы
  • 1990 год
  • Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Слагаемые безопасности малых судов
Проблема шумности на малых моторных судах
Радиолокатор и его применение на малых судах
Системы пожаротушения на малых судах
Двигатели с воздушным охлаждением на малых судах
Конференция об использовании парусов на морских транспортных судах
Первопроходцы пересечения Атлантики на малых судах
Использование на современных грузовых судах энергии ветра
Новые пассажирские суда для малых рек
Повышение безопасности гоночного судна
Гарантия безопасности и безаварийности — в надежности судна
Правила и советы по безопасности экипажа судна
VI соревнования по технике водного туризма на разборных судах
VIII соревнования по технике водного туризма на разборных судах на приз «КиЯ»


Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 145
          0


Использование сжиженного газа — пропан-бутана — для приготовления пищи на яхтах и катерах давно уже не редкость. Однако специальное оборудование для этих целей наша промышленность не выпускает, владельцы малых судов на свой страх и риск устанавливают газовые баллоны и плиты, имеющиеся у них под рукой.

Я слышал о взрывах газа на яхтах, а несколько лет назад и на моей мини-яхте «Нина» произошел такой взрыв. Я и напарник получили тяжелые ожоги и только благодаря искусству врачей остались живы. Этот случай заставил меня более основательно изучить свойства газа, проанализировать причины взрыва и свои ошибки.

Основными причинами были признаны две. Первая — сжиженный газ не был заправлен этилмеркаптаном. Это вещество добавляется в сжиженный газ, чтобы был ощутим его характерный запах при возможной утечке. Поэтому мы не обнаружили утечку и не могли принять меры по ее устранению.

Информация об изображенииУстановка баллона с газом на лодке
Установка баллона с газом на лодке
 
Второе — на заправке нам заменили на баллоне резиновое кольцо под редуктор, причем кольцо оказалось ниже заводского и при закрытом редукторе газ выходил из баллона.

Пропан С3Н8 и бутан С4Н10 — углеводородные газы. Они практически не содержат балласта и ядовитых примесей. Смесь этих газов отличается особенно высокой теплотой сгорания, составляющей в газовой фазе 22 000—28 000 ккал/м3. Удельный вес сжиженных газов 2—2,7 кг/м , а удельный вес воздуха 1,6—2 кг/м . Температура пламени пропан-бутана 2400—2500°С.

Пропан и бутан не обладают характерными запахами, поэтому-то они и подвергаются одоризации этилмеркаптаном.

Вдыхание воздуха с 10% газа вызывает головокружение. Значительные концентрации газа вызывают опьяняющее действие. При содержании всего 1,7—2% газа в воздухе образуются взрывоопасные газовоздушные смеси.


Даже небольшое повышение температуры в баллонах вызывает заметное повышение давления в них. Газы в жидком состоянии обладают очень высоким коэффициентом теплового расширения, поэтому газ не должен занимать более 85% объема баллона.

Большой удельный вес паров пропан-бутана и их слабая способность к смешиванию с воздухом обуславливают возможность растекания этих газов и скопления их в низких местах (трюмах, отсеках, колодцах), где возможно воспламенение и взрывы.

Следует учесть и низкую температуру воспламенения пропан-бутана — около 450—500°С, что создает опасность легкого воспламенения и взрыва.

Нижний предел содержания пропан-бутана в воздухе, при котором возможен взрыв, составляет 1,8—2,31% или около 36 г/м3 при 20°С, а верхний предел — 8,5—9,5% или около 200 г/м3 при 20°С.

При резком вытекании сжиженного газа возникает явление электризации, появление электрического потенциала, в результате разряда которого могут появиться искры, сопровождаемые взрывом или пожаром.

В длительно эксплуатирующихся баллонах со сжиженным газом образуются сернистые соединения, пирофорные соединения железа и серы, способные самовоспламеняться при контакте с воздухом.

При использовании пропан-бутана на малых судах необходимо выполнить по крайней мере следующие основные условия:
  • 1. Так как пропан-бутан тяжелее воздуха и при вытекании из баллона стремится заполнить нижние отсеки судна, необходимо баллоны с газом устанавливать выше ватерлинии в кассетах с отводом газа за борт (см. рисунок). Еще лучше устанавливать баллоны на палубе, но при этом их необходимо защитить от нагрева солнцем.
  • 2. Выпускаемые малые баллоны емкостью 5—12 л приспособлены только под редуктор «Балтика», который не надежен. Поэтому устанавливать редуктор на баллон необходимо только на время работы плиты, а потом снимать его.
  • 3. Газовые баллоны применять емкостью не более 5 л.
  • 4. Газовые баллоны устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от плиты. Внутренний объем помещения при установке двухконфорочной газовой плиты должен быть не менее 8 м3; в противном случае плиту нужно устанавливать к кокпите.

На наш взгляд, совершенно необходимо, чтобы по вопросу применения газа на малых судах были разработаны конкретные технические условия, согласованные с газовой инспекцией, а промышленность наладила бы выпуск безопасных газовых установок для применения их на катерах, яхтах и в других условиях, когда плиты приходится устанавливать в помещениях ограниченного объема.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Права и обязанности при разговоре с госинспектором
Шлифовальный диск для обработки стеклопластика
Моторная лодка: путевой расход топлива на полном ходу
Пять вопросов на проверку знаний правил парусных соревнований (часть 2)
Управление «Летучим Голландцем» на волне
Испытания спасательных жилетов для спортсменов
Швертовый колодец со створками
Полезные мелочи: якорь, спуск лодки, багажник, ткань, наконечник...
Пробник электрика для походных условий
Съемник гребного винта для мотора «Нептун»
Спидометр на моторной лодке с датчиком из алюминиевого сплава
Возможность использования на катере двигателя от «Запорожца»
Нужны ли четыре лопасти на гребном винте?
Пять вопросов на проверку знаний правил парусных соревнований (часть 3)
Отзыв об эксплуатации швертбота «ЛЭС-750»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Техника безопасности использовании пропан-бутана на малых судах

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Простой цифровой тахометр
Два варианта отопления на яхтах и катерах
Консультации по моторам «Нептун», «Вихрь» и прочим
Ножевое устройство на гребной вал для защиты винта
Мастерство управления швертботом класса «Финн»
Надежные способы старта парусной яхты
Опыт постройки и эксплуатации мотолодки тримарана «Радуга-46»
Полиэтиленовый тент для байдарки от дождя
Использовать энергию выхлопных газов
Байдарка на подводных крыльях
Консультации по моторам «Ветерок», «Стрела», «Вихрь» и прочим
Исправление и доводка парусов путем перешивания
Испытания новой картоп-лодки «Океан-1»
Ремонт виндсерфера «Мустанг» своими руками
Обогрев рубки мотолодки от системы охлаждения мотора


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 18 + 23 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории