Я слышал о взрывах газа на яхтах, а несколько лет назад и на моей мини-яхте «Нина» произошел такой взрыв. Я и напарник получили тяжелые ожоги и только благодаря искусству врачей остались живы. Этот случай заставил меня более основательно изучить свойства газа, проанализировать причины взрыва и свои ошибки.
Основными причинами были признаны две. Первая — сжиженный газ не был заправлен этилмеркаптаном. Это вещество добавляется в сжиженный газ, чтобы был ощутим его характерный запах при возможной утечке. Поэтому мы не обнаружили утечку и не могли принять меры по ее устранению.
Второе — на заправке нам заменили на баллоне резиновое кольцо под редуктор, причем кольцо оказалось ниже заводского и при закрытом редукторе газ выходил из баллона.
Пропан С3Н8 и бутан С4Н10 — углеводородные газы. Они практически не содержат балласта и ядовитых примесей. Смесь этих газов отличается особенно высокой теплотой сгорания, составляющей в газовой фазе 22 000—28 000 ккал/м3. Удельный вес сжиженных газов 2—2,7 кг/м , а удельный вес воздуха 1,6—2 кг/м . Температура пламени пропан-бутана 2400—2500°С.
Пропан и бутан не обладают характерными запахами, поэтому-то они и подвергаются одоризации этилмеркаптаном.
Вдыхание воздуха с 10% газа вызывает головокружение. Значительные концентрации газа вызывают опьяняющее действие. При содержании всего 1,7—2% газа в воздухе образуются взрывоопасные газовоздушные смеси.
Даже небольшое повышение температуры в баллонах вызывает заметное повышение давления в них. Газы в жидком состоянии обладают очень высоким коэффициентом теплового расширения, поэтому газ не должен занимать более 85% объема баллона.
Большой удельный вес паров пропан-бутана и их слабая способность к смешиванию с воздухом обуславливают возможность растекания этих газов и скопления их в низких местах (трюмах, отсеках, колодцах), где возможно воспламенение и взрывы.
Следует учесть и низкую температуру воспламенения пропан-бутана — около 450—500°С, что создает опасность легкого воспламенения и взрыва.
Нижний предел содержания пропан-бутана в воздухе, при котором возможен взрыв, составляет 1,8—2,31% или около 36 г/м3 при 20°С, а верхний предел — 8,5—9,5% или около 200 г/м3 при 20°С.
При резком вытекании сжиженного газа возникает явление электризации, появление электрического потенциала, в результате разряда которого могут появиться искры, сопровождаемые взрывом или пожаром.
В длительно эксплуатирующихся баллонах со сжиженным газом образуются сернистые соединения, пирофорные соединения железа и серы, способные самовоспламеняться при контакте с воздухом.
При использовании пропан-бутана на малых судах необходимо выполнить по крайней мере следующие основные условия:
- 1. Так как пропан-бутан тяжелее воздуха и при вытекании из баллона стремится заполнить нижние отсеки судна, необходимо баллоны с газом устанавливать выше ватерлинии в кассетах с отводом газа за борт (см. рисунок). Еще лучше устанавливать баллоны на палубе, но при этом их необходимо защитить от нагрева солнцем.
- 2. Выпускаемые малые баллоны емкостью 5—12 л приспособлены только под редуктор «Балтика», который не надежен. Поэтому устанавливать редуктор на баллон необходимо только на время работы плиты, а потом снимать его.
- 3. Газовые баллоны применять емкостью не более 5 л.
- 4. Газовые баллоны устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от плиты. Внутренний объем помещения при установке двухконфорочной газовой плиты должен быть не менее 8 м3; в противном случае плиту нужно устанавливать к кокпите.
На наш взгляд, совершенно необходимо, чтобы по вопросу применения газа на малых судах были разработаны конкретные технические условия, согласованные с газовой инспекцией, а промышленность наладила бы выпуск безопасных газовых установок для применения их на катерах, яхтах и в других условиях, когда плиты приходится устанавливать в помещениях ограниченного объема.