У меня возникла идея. Что если не «долбить» выхлопными газами глушитель, а заставить их работать: раскручивать ротор-турбину, насаженную на вал-шестерню. Не теряем ли мы дармовую и, судя по всему, огромную энергию?
Безусловно, с выхлопными газами теряется значительная энергия, но использование ее в том виде, в каком вы предлагаете, нерационально по ряду причин.
Для того чтобы турбина эффективно работала на отработавших газах, необходима высокая частота ее вращения — значительно выше частоты вращения коленчатого вала двигателя. В противном случае газы будут просачиваться между лопатками, не создавая крутящего момента. Попытка же повысить напор выхлопных газов сужением проходных сечений и уменьшением зазоров между корпусом и турбиной приведет к возникновению эффекта «запертого» выхлопа, что значительно ухудшит продувку цилиндров и снизит мощность двигателя, т. е. приведет к обратному эффекту при усложнении конструкции мотора.
Принципиально возможно осуществить передачу энергии отработавших газов с вала отдельной турбины на вал двигателя через редуктор. Но выигрыш в мощности в этом случае не оправдывает значительного усложнения и удорожания конструкции.
На сегодняшний день наиболее распространенным способом утилизации энергии выхлопа является установка на двигатель турбокомпрессора, т. е. применение турбонаддува. При использовании турбонаддува (см. «КиЯ» №134 и №145) мощность двигателя удается повысить на 140—200% при небольшом снижении удельного расхода топлива. Однако на подвесных моторах данный метод практического применения еще не нашел.