В конце января этого года по центральному телевидению прошел репортаж о гонке многокорпусных парусных судов, в котором российский экипаж на катамаране, как сказал ведущий, изготовленном в Москве, впервые одержал победу правда, с незначительным отрывом). В интервью ведущему капитан рассказал о больших планах на будущее, вплоть до кругосветного путешествия и о том, что необходимо совершенствовать конструкцию катамарана.
Думаю, что проблема совершенствования конструкции и повышения скорости и экономичности судов волнует не только спортсменов. Круг заинтересованных велик, от любителя-конструктора до руководителей серийного производства.
Предлагаемая идея покажется вам несколько необычной. Отмечу, что на данную конструкцию у меня имеется патент. Для заинтересовавшихся устройством катамарана и теоретическим его обоснованием я готов предоставить конкретные выкладки. А пока объясню идею кратко.
Мы знаем, что при движении судна от 30 до 60 % ходовой энергии (в зависимости от его конструкции и скорости) расходуется на преодоление фронтального — лобового сопротивления воды. Эта энергия уносится носовыми расходящимися волнами (НРВ) безвозвратно. Известно также, что НРВ распространяются по определенному закону: все волны находятся внутри так называемого клина Кельвина с углом полураствора около 19°. Кроме того, направление их распространения составляет угол 35° к траектории движения судна, а длина и скорость волны вблизи судна строго зависят от его конструктивных и динамических параметров.
Поэтому первичная НРВ вблизи корпуса имеет вид стоячей волны относительно судна и, следовательно, для утилизации энергии НРВ можно применять жесткие конструкции. На этом основании мною разработана конструкция катамарана, в которой каждый из корпусов имеет в плане форму обводов в виде плоско-выпуклого крыловидного профиля. Расположены корпуса зеркально-симметрично друг другу (относительно оси катамарана), расширенной частью вперед — по ходу движения, а выпуклыми в плане частями — внутрь, к ДП катамарана. Прямолинейные линии обвода внешних поверхностей параллельны траектории движения и при движении катамарана не создают носовых расходящихся волн. Носовые расходящиеся волны, возникающие от внутренних поверхностей, достигая противоположного корпуса в кормовой сужающейся части, отражаются от него и передают энергию катамарану, т. е. сообщают дополнительный импульс его движению.
Идея достаточно проста, но есть сложности в расчете геометрических параметров корпусов и их взаимного расположения, поэтому желающих экспериментировать и строить катамаран такой конструкции прошу обращаться ко мне по адресу: 644123, г. Омск-123, ул. 70 лет Октября, д. 20, корп. 2, кв 80. Сырчину Л. А.