В первом номере этого года читатели познакомились с возможными путями решения сложной технической проблемы — повышения скорости хода глиссирующих катеров на взволнованном море. К перспективным типам малых мореходных судов будущего можно добавить еще один — катер на гидролыжах.
Американская фирма «Гайдро-Ски Интернейшил» успешно завершила испытания довольно большого судна этого типа. 15-метровый катер «Аквариус» водоизмещением 22 т развил скорость 45 узлов (84 км/час) на океанском волнении 3 балла. Но главным достижением было то, что экипаж не испытывал обычных на такой скорости перегрузок при ударах о волну.
Что же в конструкции судна помогло покорить волну? Прежде всего, сами лыжи. После разгона катера и преодоления им «горба» сопротивления воды при выходе на режим глиссирования основной корпус с помощью гидравлических домкратов поднимается над водой. Катер глиссирует теперь, подобно катамарану, на узких и длинных боковых понтонах. На «Аквариусе» ширина этих понтонов-лыж около 1,4 м при длине примерно 13 м. Соотношение длины к ширине составляет около 1:10.
На обычных широких корпусах (L:В=2,5÷5) гидродинамическая подъемная сила резко изменяется даже при самом незначительном изменении угла атаки; стоит волне подкатиться под нос и увеличить дифферент па корму па 2—3°, как катер оказывается выброшенным в воздух. Коэффициент подъемной силы, образующейся на узких гидролыжах, зависит от угла атаки в гораздо меньшей степени, поэтому катер на лыжах реагирует па изменения дифферента слабее. Имеет значение и то, что гидролыжи гораздо сильнее нагружены гидродинамически, чем широкие корпуса:
шириной 3 м составляет 0,08, а для гидролыжи с шириной 1,4 м возрастает до 0,36. Поэтому ударные нагрузки от воли меньше по относительной величине (по сравнению с общей нагрузкой) и сказываются не так резко. Наконец, следует заметить, что и площадь днища, встречающаяся с гребнем волны, па узком корпусе меньше, а следовательно и самый удар слабее.
Но все это лишь одна — гидродинамическая сторона проекта. Другая особенность «Аквариуса» — амортизирующее действие гидравлической системы подвески основного корпуса. Система для каждого понтона состоит из шарнирных трубчатых стоек и нескольких гидроцилиндров. Управление гидравликой осуществляется с помощью четырехходового клапана, который после подъема основного корпуса перекрывает все цилиндры, изолируя их друг от друга и остальных узлов системы. Давление в системе создается специальным насосом.
Основной корпус, надстройка и сами понтоны-гидролыжи сделаны цельносварными из алюминиево-магниевого сплава. В качестве двигателей применены четыре легкие (по 150 кг) авиационные газовые турбины мощностью по 510 л. с. Вес катера порожнем составляет 11,5 т, так что на долю пассажиров и запасов топлива остается около 10 т.
Газовые турбины с планетарными редукторами, понижающими число оборотов до 2100 в минуту, расположены в самих гидролыжах и спарены (через эластичные муфты) с водометными движителями. Судно обладает высокой проходимостью, при опущенном основном корпусе осадка составляет всего 0,4 м, при поднятом корпусе (на лыжах) — 0,7 м.
Несмотря па сравнительно высокий удельный расход топлива (305 г/л. с. час), опытная эксплуатация показала экономическую конкурентоспособность катера нового типа на лыжах, по сравнению с другими быстроходными судами, особенно — при плавании в условиях волнения. Сейчас ведутся разработки патрульного и разъездного катеров на гидролыжах, конструкция которых во многом повторяет «Аквариус».