Если вы, подобно большинству, думаете, что паровые катера сошли со сцены полсотни лет назад, взгляните на эти фотографии. Они сделаны в 1970 г. на севере тихоокеанского побережья США, у маленького островка Шоу, где находится постоянная резиденция «Клуба действующих паровых катеров».
Никто не может объяснить, почему именно в этой местности собралось самое большое в мире число любителей «поддать пару» на воде, но в гавани клуба постоянно стоит не менее 25— 30 катеров с паровыми силовыми установками, от самого маленького — 5-метрового «Дай дорогу!», на котором стоит котел, сделанный из корпуса огнетушителя, до 22-метрового «Мастера», во время второй мировой войны таскавшего баржи вдоль канадского побережья. А всего в клубе насчитывается 152 члена, каждый из которых владеет судном, работающим на экзотическом для судов нашего времени топливе — угле, а то и дровах.
Ежегодно клуб устраивает гонки с очень своеобразной системой зачета. Перед стартом разводят пары на самую полную мощность, причем соответствующее этой мощности положение клапанов тут же пломбируется членами судейской комиссии, затем по сигналу пароходы устремляются вперед. Когда лидирующее судно обойдет последний буй дистанции, оно сигнализирует об этом троекратным гудком. После этого все остальные, в каком бы месте дистанции их не застал этот сигнал, поворачивают и торопятся обратно. Победителем считается тот катер, который вернется первым.
В 1970 г. в гонке участвовало 62 паровых катера. Более 10 из них было доставлено по суше с атлантического побережья, а 9 привезли из-за границы — из Канады и из Южной Америки.
Несколько прошений о приеме в клуб недавно поступило из Англии, где на озере Уиндермир находится стоянка крупнейшего в Европе флота паровых катеров, и одно из Индии! Интересно, будут ли новые члены добираться до острова Шоу своим ходом? Дело в том, что участие в гонках является обязательным условием: члены клуба, пропустившие более трех гонок подряд, подлежат исключению.
Любопытно, что для ухода за старинными машинами потребовались уникальные инструмент и оборудование, поэтому ремонтная мастерская клуба представляет собой своеобразный механический музей, неплохо посещаемый.