Второй год при яхт-клубе «Лена», созданном на базе Якутского речного училища, работает детско-юношеская спортивная парусная школа. Первые шаги по ее организации были сделаны еще осенью 1981 г.: составлены учебные планы (по «Программе для ДЮСПШ»), разработана организационная структура. В школах стали отбирать ребят — учеников 6—7 классов. Число принимаемых решили ограничить 40, но на первое же организационное собрание пришло больше 60 ребят.
К этому времени клуб располагал только шестью «Финнами», крейсерской яхтой, «голландцем» и несколькими шестивесельными ялами. Теперь нужно было приобретать яхты детских классов. Мы благодарны работникам Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения — они быстро выполнили наш заказ, и уже в ноябре были получены посылки с парусами и дельными вещами для наших десяти «Кадетов».
В аудиториях Речного училища наладили теоретические занятия. Каждая группа приходила на них дважды в неделю. Мы не только учили ребят теории парусного дела, но и рассказывали об истории мореплавания, о знаменитых кораблях, изучали устройство судна. Другими словами, школа стала проводить работу по профориентации школьников, многие из которых в дальнейшем станут речниками и моряками.
Часть ребят отсеялась, и к январю у нас осталось 30 человек. Организовали дополнительный набор школьников и создали вторую группу из 25 ребят. Теперь в школе стали работать две группы учащихся — «рулевые» (те, кто пришел осенью) и «юнги» (ребята зимнего набора). Установилась более тесная связь со школами. Яхт-клуб начал контролировать успеваемость ребят, что заставило отстающих подтянуться. К марту 1982 г. ДЮСПШ можно было назвать уже сложившимся коллективом. Из ребят был создан Совет школы. Уже не два, а три-четыре раза в неделю собирались школьники на занятия.
Преднавигационный ремонт яхт проводился в оборудованной станками мастерской яхт-клуба. А по воскресеньям весь состав школы выходил на лыжах на ленские острова и протоки. Это позволяло изучить район будущих плаваний в окрестностях Якутска, где река разбита на протоки десятками островов. С первого года создания в «Лене» стало традицией выходить на первую тренировку в один из майских праздников. Следует заметить, что тренировка эта проходит на обширной и теплой акватории электроцентрали, которая вскрывается ото льда раньше на две-три недели, чем вся река.
Первый выход был назначен на 9 мая. Нужно ли говорить, как волновались ребята в этот праздничный день? На воду был спущен один «Финн» и каждый из ребят успел провести на борту швертбота не более 15 минут, но этот день фактически стал днем открытия нашей навигации.
В конце мая с первым теплоходом нам были доставлены 10 «Кадетов», и на другой же день они уже были спущены на воду.
Программа июньских тренировок была напряженной. С наступлением школьных каникул мы собирались в клубе каждое утро и выходили на воду. Ребятам нужно было не только освоить управление «Кадетами», но и подготовиться к участию в Республиканском первенстве, которое открывалось 18. VI. Ежедневно мы проводили три-четыре гонки с отработкой определенных пунктов «правил соревнований». Ребята довольно быстро овладели техникой управления «Кадетом». Несмотря на свежие ветры, были допущены всего три опрокидывания. Стоит отметить, что безопасность экипажей обеспечивалась не только городской спасательной службой, но и «Финнами», управляемыми старшими рулевыми.
Для участия в первенстве ЯАССР яхт-клуб «Лена» выставил 12 экипажей — самую многочисленную в республике команду. Эти соревнования были хорошей школой для новичков. Первые три места в классе «Кадет» завоевали наши гонщики (у них, практически, не было соперников), а в классе «Финн» лучшим нашим результатом было 7-е место, завоеванное старшиной клуба Юрием Петровым.
Следующим крупным мероприятием был 10-дневный крейсерский поход протяженностью 300 км вниз по течению Лены по маршруту Синек — Якутск. Особым его условием было то, что подвесные моторы применять не разрешалось. Мы убеждены, что пропаганда подобных безмоторных плаваний по рекам в наше время очень важна.
Готовили поход тщательно. Особое внимание уделялось вопросам организации движения на маршруте. Надо сказать, что большую роль в обеспечении безопасности плаваний ребят играет состояние дисциплины и внутри каждого экипажа, и в клубе в целом. В нашей школе разговор о дисциплине шел с первых дней ее работы. И вот результат: за все лето в клубе не было ни одного ЧП.
Яхты были доставлены в Синек на палубе теплохода. Погода стояла прекрасная, держались ровные встречные ветры. Первые дни на лавировке «Кадеты» еще разбегались в разные стороны, пяти «Финнам» то и дело приходилось сбивать их вместе. Но уже на третий день плавания рулевые научились держать при движении дистанцию 30—60 м. В целях безопасности курс был проложен в стороне от судового хода — не по главному руслу, а по боковым протокам, ширина которых, однако, доходила до 2—3 км.
Крейсерство в программе детской парусной школы нам представляется элементом совершенно необходимым. Кроме шлифовки водительских навыков такие походы воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к природе, т. е. качества, крайне необходимые ребятам. Мы убедились еще и в том, что без особой перегрузки и «Кадеты» и «Финны» вполне вмещают все необходимое для длительного плавания. Время не торопило нас; за 6—8 ходовых часов отряд проходил от 40 до 70 км по генеральному курсу.
Из плавания наши «Кадеты» пришли буквально без единой царапины. Экипажи поверили в себя. В последний день июля наша команда из десяти человек выехала в Новосибирск, чтобы представлять «Лену» на знаменитой Сибирской регате.
В конце августа мы подняли свой флот с воды и поставили на зимнее хранение. Пришла пора подводить, итоги первого года работы. 34 юных парусника дошли до его финиша; 17 из них получили удостоверения яхтенных рулевых III класса, трое — II класса; 10 человек стали разрядниками. Сложился хороший коллектив, теперь смело можно было думать о будущем.
С ноября прошлого года мы начали занятия в двух группах: в первой занимаются новички, а во второй (мы назвали ее «школой яхтсмена-гонщика») делается упор на изучение секретов гоночного мастерства. Всего занимаются 60 ребят.
Работа школы обеспечивается двумя тренерами-общественниками. Начал работать судомодельный кружок. Здесь ребята изготавливают учебный тренажер, на котором будут отрабатывать элементы Правил парусных соревнований. Выполняются заказы Ленского музея судоходства. На его стендах уже стоят изготовленные руками наших кружковцев модели казацкого коча и бота «Иркутск».
В перспективе (па ближайшие два-три года) мы планируем довести число постоянно занимающихся ребят до 100—120, а наш флот — до 40-50 вымпелов. Предполагаем организовать филиал школы в колымском поселке Зырянка.
Мы считаем, что новое направление работы якутского яхт-клуба «Лена» позволяет решать две важнейшие задачи — обеспечивать массовость парусного спорта и давать начальные морские навыки будущим речникам и морякам.