Солнечный вентилятор
Компактное устройство, объединяющее солнечную батарею, электродвигатель и осевой вентилятор, повышает комфорт в тесных каютах катеров и яхт. Для монтажа «Солавента» требуется только вырезать круглое отверстие диаметром 125 мм в иллюминаторе или комингсе рубки и закрепить устройство на трех винтах. Фотоэлемент на силиконовой основе, располагающийся снаружи. преобразует световую энергию в электрическую, которая питает двигатель вентилятора. При нормальном дневном освещении солнечный вентилятор полностью заменяет воздух в каюте объемом 4,5 м3 каждые 20 мин. Производительность увеличится, если фотоэлемент окажется на солнце. Устройство не боится брызг морской воды и включается автоматически, когда есть достаточная освещенность.
Вентилятор освоен в серийном производстве английской фирмой «Соляр Вентилэйшн».
Эмаль для ледокола
Кухонную посуду эмалируют, чтобы выглядела нарядной и не ржавела. А зачем эмаль ледоколу?
Финская фирма «Текнос-Маалит» предлагает разработанную ею синтетическую эмаль для защитного покрытия обшивки судов ледового плавания. Эмаль оберегает красочный слой от царапин, а следовательно, и металл от проникновения влаги и коррозии. Но не это главное. Состав марки «Инерта-160» снижает трение между льдом и корпусом судна примерно на 25%; благодаря этому при ходе во льдах ледокол затрачивает на 12% меньше топлива.
Любителям статистики
Регистр Ллойда утверждает, что в 1982 г. по морям и океанам плавало 75151 судно, не считая мелких — валовой вместимостью до 100 per. т. Если можно было бы одновременно загрузить все эти суда мирового флота, они подняли бы 702 млн. т грузов.
Гигантов, имеющих грузоподъемность свыше 200 тыс. т, насчитывается 663. В числе 30 тыс. грузовых судов — 245 новомодных ролкеров (с горизонтальной погрузкой — разгрузкой), 718 контейнеровозов и 34 лихтеровоза. Промысловых судов — 22 тыс., морских буксиров — 6000, пассажирских — 3526, научно-исследовательских — 6001, ледоколов — 94.
Мечта моряка
Совместить достоинства прочной якорцепи и амортизирующего рывки резинового жгута удалось одной из шведских фирм. Изготовлена массивная резиновая якорная цепь для морской буровой платформы. Вероятно, это самое тяжелое изделие в мире, которое когда-либо делалось из резины. Длина каждого звена — 1 м, вес — 500 кг. 82-метровая смычка цепи выдержала разрывное усилие в 2000 тс.
Держатели для кранцев
Фирма «Мэрпэк Продактс» (США) выпускает простые по конструкции и эффективные держатели для резиновых кранцев диаметром от 125 до 250 мм. Держатель представляет собой два кольца, согнутых из прутка нержавеющей стали диаметром 8 мм. При помощи шарнирных петель их можно закрепить на релинге, переборке или палубе.
Прежде всего следует продеть кранец в кольца (поскольку они имеют несколько больший диаметр, это не представит труда), затем сдвинуть кольца, как показано на рис. 2, и при необходимости зафиксировать дополнительным стопором.
При швартовке кранцы легко освобождаются от креплений, а кольца принимают вертикальное положение (или падают на палубу, если кранцы по-походному закреплены горизонтально) и не занимают полезного места.
На рис. 2 представлены держатели для трех кранцев; выпускается также приспособление для одного кранца, состоящее из двух колец.
Самый северный чемпионат Европы
Ассоциация класса «Топпер» (легкий пластмассовый швертбот-одиночка длиной 3,37 м и парусностью 5,2 м2) избрала для очередного чемпионата Европы необычное место — Рейкьявик — столицу Исландии. Как утверждают устроители соревнований, погода здесь в августе не намного отличается от весенних месяцев в традиционных парусных центрах Европы. Недостаток тепла спортсмены могли компенсировать горячим душем, а 21,5 ч светлого времени суток позволил им эффективно использовать переменчивую северную погоду.
Успех олимпийской лотереи
Британская олимпийская парусная ассоциация постоянно озабочена сбором средств, необходимых для подготовки яхтсменов к олимпийской регате. Солидным вкладом послужили 5750 фунтов стерлингов, вырученные ассоциацией от реализации 23 тысяч лотерейных билетов. Лотерея была проведена во время очередной выставки лодок, катеров и яхт в Лондоне. Главными же выигрышами участников розыгрыша стали гоночный двухместный швертбот, двухнедельное плавание на яхте в Эгейском море и комплект дакроновых парусов для швертбота.
Яхты из рыбацких судов
Целая флотилия — около 40 «допотопных» парусных судов появилась на рейде Ростока. Друзья парусного спорта восстановили стоявшие на приколе заброшенные (а то и давно затопленные) рыбацкие суда, найденные на побережье от Висмара до Грейфсвальда. Инициатором этого движения стал яхтсмен Эккехардт Раммин, работающий слесарем в судовой мастерской «Барт». Федерация парусного спорта ГДР официально Узаконила появление такой разновидности «исторических яхт». Самому старому судну «Олд леди» 105 лет.
Вояж года
Королевский крейсерский яхт-клуб (Англия) присудил специальный переходящий кубок за наиболее выдающееся плавание, совершенное на яхте в 1982 г., доктору Майку Гиллу, Яхтсмен совершил путешествие на яхте «Дреолин» в Вест-Индию и обратно. За 10 месяцев яхтенный лаг отсчитал 10 642 морские мили. «Дреолин» посетил 114 портов и гаваней, Гилл высаживался на берег на 60 островах.
Во время плавания М. Гилл выполнил ряд медицинских экспериментов и наблюдений.
Регата в Каннах
Первое соревнование европейского сезона собрало свыше 500 экипажей. Состав гонщиков в некоторых классах оказался очень неровным. В самом многочисленном — «470» (73 экипажа) выступали стабильно и выиграли регату голландцы Ставенюйнтер и Алкеманд. В гонках на «Финнах» сильнейшие яхтсмены Европы поляк Блашка, испанец Бланко и англичанин Мак-Интайр заняли соответственно 1-е — 3-е места. На «голландцах» сначала лидировали венгры братья Детре, но затем из-за болезни шкотоврго они пропустили вперед француза Делажье и братьев Фишер из ФРГ. В классе «Солинг» (14 экипажей) борьба за победу шла между австрийцем Фертхофе-ром, англичанином Лоо и Юнгблатом из ФРГ. Фертхофер, дважды финишировавший первым, выиграл регату. В столь же немногочисленном «Звездном» классе призовые места заняли швед Карлссон, англичанин Ховлетт и испанец Горостегю. Советские яхтсмены в регате не участвовали.
Восемь месяцев на гребной лодке
Пересечь на веслах Тихий океан — из Сан-Франциско в США до Брисбена в Австралии — такую задачу поставил перед собой 37-летний англичанин Питер Бирд. Специально построенная для этой цели лодка «Британия» имела длину 9,9 м и свободно вмещала полугодовой запас питьевой воды и провизии. Путешественнику предстояло преодолеть 8500 миль. Однако через 20 дней после выхода из Сан-Франциско «Британия» вынуждена была вновь подойти к американскому материку: следовавшие один за другим шторма сильно потрепали судно.
После ремонта в октябре прошлого года Бирд вновь вышел в путь и пять месяцев находился в лодке один на один с океаном. Только в конце февраля он впервые ступил на твердую землю острова Тарти, поставив таким образом своеобразный рекорд длительности плавания человека в океане на весельной лодке. А закончилось путешествие Бирда 26 мая 1983 г., когда его «Британии» угрожало разбиться о Большой Барьерный риф в 350 милях от австралийского побережья. Путешественник был принят на борт военного корабля, а лодка при попытке отбуксировать ее в порт сломалась и утонула. Добавим, что это была вторая попытка лондонского фотографа пересечь Тихий океан на веслах».