Из Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями»:
Из статьи 10: Трудовые коллективы: содействуют массовому техническому творчеству, изобретательству и рационализации, охране прав новаторов производства; оказывают поддержку научным и научно-техническим обществам, организациям изобретателей и рационализаторов...
Неистребима тяга к творчеству. Оно необходимо человеку, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении и самоутверждении, испытать себя, показать свое искусство. Творчество развивает общественную активность, возвышает духовно, позволяет решать далеко не простую «проблему свободного времени». Это неотъемлемая черта гармонически развитой личности. Воспитание творческих способностей каждого гражданина — важнейшая задача социалистического общества, а создание необходимых для этого условий предусматривается Конституцией СССР.
С бурным развитием науки и техники техническое творчество получило у нас небывалый размах. Плодотворно работает развитая сеть организаций 24 добровольных специализированных научно-технических обществ (НТО) и Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
Как отмечалось в приветствии ЦК КПСС VI съезду ВОИР, который состоялся в мае 1923 г., «Всемерная поддержка изобретательства и рационализации в нашей стране является неотъемлемой частью государственной политики».
Состоявшийся недавно — в 1982 г.— VI Всесоюзный съезд НТО, объединяющих 13-миллионную армию людей пытливой мысли, показал, как велик их вклад в ускорение научно-технического прогресса, очертил программу их деятельности на предстоящие годы.
Прогресс в области техники для водного туризма и спорта в огромной степени обязан техническому творчеству сотен и тысяч любителей. Это неиссякаемый источник новых идей и огромный полигон для всесторонней проверки новинок. Поток предложений с мест (обратная связь потребитель — производство) позволяет заводам совершенствовать серийную продукцию, нащупывать новые перспективные типы лодок и моторов.
На кульманах конструкторов головного в этой области ЦКБ «Нептун» и заводских КБ нередко можно видеть разработки идей, подсказанных любителями.
Разборная автомобильная мотолодка с обводами Фокса, разработанная куйбышевцем М. К. Качеевым, практически без изменений была положена в основу модели, принятой для серийного выпуска. Прототипом промышленного образца малой лодки совершенно нового типа на подводных крыльях — стала оригинальная конструкция гидроцикла, предложенная горьковчанином А. Матвеевым. Его гидроцикл выполнен по высокоэффективной схеме, очень трудной в отработке, так что можно сказать определенно: творческая работа любителя сберегла массу времени, которое потребовалось бы заводу.
Нет до сих пор серийной разборной весельно-парусной лодки для туризма. И сотни туристов во всех концах страны проектируют, строят и совершенствуют. Создаются универсальные варианты парусного вооружения для байдарок и надувнушек, парусные катамараны и тримараны. Сегодня промышленность осваивает надувной парусник «Альбатрос», прототип которого разработан москвичом В. Перегудовым. Свыше двадцати больших крейсерских катамаранов построено по проектам рижского архитектора А. Эглайса (недавно он превысил мировой рекорд скорости под парусами, выступая на проа, построенном своими руками). Далеко за пределами Украины известны армоцементные яхты, построенные в Киеве инициаторами применения этого материала братьями Бирюковичами. Подчеркнем — речь идет о все более широком распространении экологически «чистого» паруса. Техническое творчество самодеятельных конструкторов всех этих больших и малых парусников помогает решать большие проблемы защиты среды, экономии топлива, улучшения условий отдыха трудящихся.
Благодаря усилиям энтузиастов-водномоторников работников Пермского судостроительного завода «Кама» отца и сына Красноперовых на этом предприятии на базе использования существующей оснастки для выпуска «Крыма-3» были разработаны новые мотолодки «Кама-2» и «Кама-3».
В. Недорезов — работник Сосновского судостроительного завода — предложил выпускать легкую стеклопластиковую мотолодку «Вятка», спроектированную им на основе обводов «Морского дротика» с расчетом на применение имеющейся оснастки от «Нептуна-3».
Из членов НТО — любителей проектировать и мастерить создано целое подразделение ЦНИИ им. акад.
А. Н. Крылова, специализирующееся на проектировании прогулочно-туристских катеров и лодок. Руководство института, поддерживая творческую инициативу молодежи, сначала организовало общественное КБ, а в 1976 г. его преобразовали в самостоятельный сектор общего проектирования малых судов. В его стенах найдены высокоэффективные тримаранные обводы мотолодки «Ладога-2»; здесь появилась целая серия «Олимпиков», знакомых читателю по выступлению на трассах гонок на приз журнала.
Все более важную роль играют и различные студенческие КБ и научно-технические общества при учебных институтах — ленинградском и николаевском кораблестроительных, киевском и московском гражданской авиации, московском авиационном. Это не только путь к улучшению профессиональной подготовки инженеров. Это еще и своеобразная опытно-экспериментальная база, объединяющая молодых смело мыслящих людей.
Как показывает практика, правильная организация коллективного технического творчества быстро окупает любые затраты. Так, в 1971 г. в ЛКИ было создано студенческое КБ «Яхта». Было выделено оборудование, помещение. А сегодня это СКВ заняло одно из ведущих мест по проектированию парусных судов. По его проекту «СТ-28» уже построено свыше 20 судов; на Ленинградской экспериментальной верфи готовится к запуску в серию яхта однотонного класса. Сейчас здесь регулярно занимаются более 100 студентов; есть и школьники, твердо решившие связать свое будущее с судостроением.
Сегодняшние мальчишки не только любознательны, но и хорошо информированы. Стать авторитетом, примером для них нелегко. Ребята тянутся к людям, об-падающим умелыми руками и широким кругозором. Как вокруг мелкой песчинки незаметно образуется жемчужина, так вокруг этих беспокойных, душевно щедрых людей складывается коллектив. Работа с детьми имеет огромное и прикладное, и воспитательное значение, помогает в профессиональной ориентации школьников. И в этой связи просто необходимо упомянуть добрым словом такую новую форму работы, как детские секции водно-моторного спорта. Именно творчеству — сознательному овладению гоночной техникой, ее непрестанному совершенствованию, а затем и созданию — учат на собственном примере такие опытные тренеры, как Ю. Алиев (Ленинградский СТК «Молния»), В. Вейнберг (яхт-клуб флота), А. Раудва (Тарту}.
Общепризнано, что без такого творческого отношения к технике невозможны серьезные занятия спортом. Не случайно же, например, практически все наши чемпионы-водномоторники выступают чуть ли не каждый сезон на новых гоночных лодках, построенных по собственным проектам. А ленинградец Андрей Берницын выиграл в прошлом году чемпионат Европы в классе SB на катамаране, сделанном своими руками. Поэтому подлинными очагами творчества становятся многие спортивные центры страны (например, Киевский крейсерский яхт-клуб).
Не редеет и прогулочный флот, построенный собственными руками. И движет самодеятельными конструкторами и судостроителями-любителями не жажда наживы, а стремление «проверить идею», потребность ставить новые задачи и находить их решение — испытывать счастье творчества.
На домашних стапелях создаются подчас уникальные конструкции, в полном смысле слова двигающие вперед науку и технику, рождаются изобретения. Может быть, некоторые из них не могут дать сиюминутную выгоду, не могут быть тотчас внедрены — запущены в производство. Но вспомните слова Виктора Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь».
Полетел над водой, опираясь на четыре винта-пропеллера, диковинный гидролет магнитогорского энтузиаста спортсмена-водномоторника А. Бакшинова. Полетел вопреки мнениям многих экспертов и выкладкам профессионалов. И в конце концов А. Бакшинов получил авторское свидетельство на совершенно новый способ динамического поддержания судна на воде, а работой любителя заинтересовались ученые Института механики МГУ имени М. В. Ломоносова и ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова.
Однако было бы наивно думать, что сделанные умельцами открытия немедленно получают счастливое признание и воплощение. На пути встает немало препятствий, преодолеть их удается не каждому. Двадцать лет боролся за свою идею тот же А. Бакшинов! Окажись на его месте человек менее упорный — все кончилось бы после первой же отрицательней рецензии «безымянного» московского эксперта. И никогда не узнали бы мы с вами, что такое гидролет!
Печально, но факт, что кое-где на местах к техническому творчеству одиночек, не поддерживаемых авторитетом НТО и мощными коллективами организованных собратьев-изобретателей, относятся зачастую лишь как к безобидной форме времяпровождения. Дело, мол, добровольное. Никто изобретения одиночек не планирует, следовательно, ни помогать, ни внедрять никто не обязан. А разве не об атом говорит статья 47 Конституции!
Отдача, польза для народного хозяйства страны была бы гораздо больше, если бы бескорыстная работ? многотысячной, но никем не объединенной армии одиночек направлялась лучше.
За возрастным барьером, отделяющим детство, нет уже ни домов и станций технического творчества, ни школьных мастерских. Нет на сегодня взрослого журнала, подобного нашим «Юному технику» или молодежному «Моделисту-конструктору». Выставки технического творчества молодежи регулярно устраивает ВДНХ. А где можно посмотреть выставку творчества взрослых! Кто должен собирать и делать общим достоянием бесценные крупицы опыта! Кто поможет самодеятельным конструкторам!
При таком положении трудно переоценить роль проводимых НТО имени акад. А. Н. Крылова открытых конкурсов на лучший проект мотолодки, яхты, мотора. Показательно, например, что упоминавшийся проект М. Качеева прежде, чем заинтересовать завод, был отмечен на одном из таких конкурсов и рекомендован к внедрению. На наш взгляд, многообещающей формой работы мог бы стать выход активистов НТО в гущу умельцев — на лодочные стоянки, в спортклубы.
Больной вопрос — материалы. В торговой сети выбор их, как правило, чрезвычайно скудный. Магазинов типа «Умелые руки» в стране очень и очень мало. Да и существующим магазинам, как и предприятиям, по случаю реализующим через них «некондицию», гораздо выгоднее продавать не материалы — дешевые обрезки мелкослойной еловой рейки, скажем, а дорогостоящие «полуфабрикаты» типа полированных спинок от дивана. Подбором ассортимента, изучением спроса никто не занимается — что не завези, разберут! По этому вопросу неоднократно выступала наша печать (см., например, заметку «Гайка для умелых рук» в «Правде» от 4.VI 1983 г.), но «воз и ныне там». По-прежнему на многих предприятиях предпочитают уничтожать отходы, которые торговая сеть не принимает для реализации, хотя никто не запрещает продавать их непосредственно населению (см. разъяснение Минфина СССР в «Неделе» от 30.V 1983).
Опыт подсказывает, что решать все вопросы технического творчества гораздо легче на основе объединения энтузиастов. Так, организованные судостроители-любители могли бы, связавшись с магазином или прямо с предприятием, заранее оформить соответствующую заявку на приобретение ненужных заводу материалов, бракованной продукции. Трудовые коллективы предприятий могли бы таким образом содействовать самодеятельному техническому творчеству трудящихся. Была бы гарантия, что при организованной постановке дела дефицитные материалы действительно попадут именно тем, кого принял под свое шефство коллектив.
У людей, занимающихся художественным творчеством, есть «Лавка писателя» и «Лавка художника», где они могут приобрести все то, без чего нельзя творить. Есть специальные магазины для автомобилистов, а знаменитый ВАЗ предлагает свою «некондицию» через специальный (и очень прибыльный) магазин. Почему бы не наладить продажу опять-таки — организованным судостроителям-любителям бракованных, но пригодных для дела деталей, а то и остатков снятой с производства продукции там, где сосредоточено производство лодок и подвесных моторов!
На крупных лодочных стоянках обычно оказывается много любителей, работающих или работавших в прошлом на одном предприятии. Так, многие члены ленинградского самодеятельного водно-моторного клуба «Балтиец» работают на судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Руководство этого предприятия и его профсоюзная организация могут теперь — с выходом нового «Закона о трудовых коллективах» — оказывать тому же клубу более широкую помощь, предоставив, например, возможность использовать старое списываемое оборудование, необходимое при самостоятельной постройке и ремонте лодок, катеров и яхт.
Другой сложностью, нередко сдерживающей творчество судостроителей-любителей, является отсутствие места для постройки судна. В лучшем положении находятся члены мощных стоянок-кооперативов. На коллективные взносы со временем удается оборудовать помещение для стапеля, купить сварочный аппарат, циркульную пилу. В этом отношении есть чему поучиться у членов рижских лодочных кооперативов, на стоянке № 7 в Херсоне, на водной станции «Прибой» в Кургане.
Мастерские городских станций детского технического творчества летом чаще всего пустуют. Аренда этих помещений, как показывает опыт ряда самодеятельных клубов, также оказывается делом реальным. Хорошие плоды приносит сотрудничество спортивно-технических клубов ДОСААФ и водно-моторной общественности. Например, ленинградские любители отдыха на воде с увлечением помогали спортсменам Морской школы № 2 при подготовке к соревнованиям; а те в свою очередь предоставили возможность пользоваться мастерскими и даже причалами, делились навыками работы с мотором.
Одной из проблем остается недостаток необходимой литературы, невозможность вовремя получить квалифицированную консультацию, особенно необходимую, например, при переоборудовании старых шлюпок в парусно-моторные суда и других сложных, с судостроительной точки зрения, случаях. Результаты такого положения приходилось встречать, наверное, многим. Нет-нет да и встретится такое «создание», которое уже своим видом вызывает невольный озноб, не говоря уже о том, что может оказаться небезопасным. Попадаются и такие «ультрасовременные» суда с «модными» обводами, что с одного взгляда на них ясно: сколько бы «Вихрей» не навесили, возрастать будет не скорость, а расход бензина! Затрачен труд, использован дефицитный материал, а возможности неправильно выбранного проекта вряд ли смогут раскрыться в полной мере. Нередко любитель, не соизмерив возможности, замахивается на столь грандиозное сооружение, что завершить его не хватает сил. Годами оно загромождает берег. И достроить не удается, и бросить жалко. Такое творчество вряд ли принесет удовлетворение! Думается, что в коллективе единомышленников дружеская критика проекта только помогла бы строителю: еще один довод в пользу объединения.
Не во всех районах страны решена проблема «узаконивания» самодеятельных конструкций. Бывает, что без всяких оснований, а то и без всяких объяснений некоторые работники НТИ отказываются их регистрировать. Излишне говорить, сколько это приносит огорчений и разочарований.
Словом, проблем много. И решать их надо сообща.
Техническое творчество людей, отдающих свою любовь и досуг нашему малому флоту, — дело нужное, оно должно пользоваться уважением и поддержкой, оно должно и может быть направлено на решение таких важных народнохозяйственных проблем, как улучшение условий отдыха, охрана природы, экономия топлива. Надо беречь эти родники творческой инициативы, не давать им замутиться проявлениями равнодушия и бюрократизма.