Организатором "Московского бот-шоу на воде" уже традиционно выступила группа компаний "Адмирал", включающая в себя торгово-сервисный комплекс водно-спортивных товаров "Адмирал Маркет-Марин" и Морской Клуб "Адмирал", на территории которого и размещалась экспозиция. У клуба хороший опыт в организации праздников, поэтому слово "шоу" в названии мероприятия было оправдано на все сто. Церемония открытия проводилась с большой помпой: с парадом катеров, над которыми кружили вертолет и мотодельтаплан, длинноногими барабанщицами, стрельбой из пушки, фейерверком, эстрадным концертом и дискотекой.
— Наша выставка практически открывает сезон на воде, — говорит директор бот-шоу Армен Есаян. — Как показывает многолетний опыт, именно в этот период возрастает потребительский интерес к водной технике, а продажи ведутся наиболее активно. Главный плюс нашего мероприятия — это возможность испытать лодки, катера и яхты в деле, поскольку большая часть экспозиции располагается на воде. Такой вариант выгоден и потенциальным клиентам, и продавцам, ведь одно дело, когда лодка стоит в выставочном зале магазина или на береговой площадке, и совсем другое, когда можно сесть за штурвал, завести мотор и совершить хотя бы непродолжительный пробный выход. Длительный период работы выставки (восемь дней, из них две субботы и одно воскресенье), а также расширенный рабочий день (с десяти утра до девяти вечера) позволяют выкроить время для ее посещения и очень занятым людям, для которых, собственно, и создан сам клуб "Адмирал", где во время бот-шоу можно по-прежнему совмещать полезное с приятным, пользуясь всем набором предоставляемых услуг. А экспонентам, представляющим технику, мы постарались создать все условия для плодотворной работы, и в первую очередь я хотел бы обратить внимание на невысокие цены экспомест.
Опрос нескольких участников показал, что стоимость выставочных площадей действительно оценивается ими как вполне разумная, тем более по московским меркам — квадратный метр открытой площадки на весь срок работы бот-шоу обходится всего в 35 долл.; на воде — 40 долл., а под крышей (в качестве выставочных павильонов используются разборные тенты) — 80. Кроме того, та часть услуг клуба, которая имеет непосредственное отношение к лодкам (использование подъемного крана, слипа и т.д.), в обычное время далеко не дешевая, предоставляется участникам абсолютно бесплатно.
При всем том нельзя сказать, что выставка оказалась по-настоящему массовой. Честно говоря, иногда создавалось впечатление, будто вооруженных рациями секьюрити и вообще обслуживающего персонала здесь больше, чем участников и посетителей вместе взятых. В официальном каталоге перечислены всего лишь 13 компаний (правда, общее количество представленных ими лодок переваливало за сотню), а центральное место среди экспонентов занимали "хозяева" выставки — "Адмирал Маркет-Марин" и клуб "Адмирал".
— Отсутствие толпы нас ничуть не смущает — и как организаторов, и как участников, — говорит хорошо известный в яхтенных и водно-моторных кругах Юрий Пильчин, бывший тренер сборной СССР по парусу, а ныне генеральный директор ТСК "Адмирал Маркет-Марин". — Обеспечить массовость в принципе просто, но, боюсь, в этом случае среди посетителей окажется слишком много случайных людей, обычных зевак. Главная же задача большинства участников — это бизнес. Опыт показывает, что в нынешнем формате посещают выставку в основном те, кто преследует вполне определенную цель — выбрать и купить лодку. Хотя согласен, самих участников могло быть и больше, как, например, в прошлом году. По имеющимся у меня сведениям, многие не приехали на бот-шоу по очень отрадной причине, свидетельствующей о быстром развитии рынка прогулочных судов — у них попросту успели закончиться торговые запасы. А представлять свою продукцию только по каталогам, сидя у воды, согласитесь, не совсем оправданно.
К числу компаний, успешно открывших новый сезон, относится, к примеру, московская фирма "Нептун-НБ", официальный дистрибьютор компании "Quicksilver". По словам ее генерального директора Олега Ровне-ра, всего за две недели перед выставкой было продано 120 стеклопластиковых мотолодок и катеров этой марки, однако и для экспозиции в "Адмирале" кое-что осталось, так что с несколькими потенциальными клиентами заранее договорились встретиться на бот-шоу, чтобы провести тест-драйвы. По этому же пути пошла и компания "Автопик-М", представившая в числе прочего судно пока что не очень распространенного типа — тихоходную плавдачу "Voyager-860", и временами желающим осмотреть ее изнутри приходилось дожидаться своей очереди. В общем, часть посетителей по предварительной договоренности сразу шла на определенные стенды.
Москвичам, составлявшим львиную долю участников, было в этом смысле проще, но положительно оценивает свое участие в выставке и единственный иногородний экспонент — нижегородская фирма "Пласт", представившая лодки "Гарпун", "Вектор" и "Мираж".
— Народу действительно немного, но подавляющее большинство относится к категории заинтересованных покупателей, имеющих определенную цель, — говорит генеральный директор "Пласта" Павел Плева. — Зримый экономический эффект был виден уже после первых двух дней работы нашего стенда.
Возможно, что в определенных условиях ставка на элитарность, которую делают организаторы Московской бот-шоу на воде, имеет право на жизнь. Надо сказать, что на отсев "случайных людей" направлены и стоимость входных билетов (150 руб. — гораздо выше, чем даже на "MIBS"), и цены в открытых кафешках. Однако российский "лодочный" мир меняется буквально на глазах, о чем свидетельствует, в частности, чуть ли не ажиотажный спрос на определенные виды недешевой техники, наметившийся еще в самом начале сезона. Да, выставка в "Адмирале" ориентирована в основном на крупные лодки и очень богатых и занятых людей, но не рискует ли она в ближайшем будущем замкнуться в своем тесном элитарном мирке? Ведь то, что совсем недавно считалось эксклюзивом, в наши дни может стать вполне обыденной вещью. И тогда хочешь не хочешь, а придется обеспечивать массовость — чтобы удержать позиции среди растущей на глазах "элиты".