Парусников все меньше, катеров все больше
Согласно отчетам американских компаний-производителей за 2003 г., производство парусных лодок в США продолжает сокращаться, хотя и не столь быстрыми темпами, как раньше — по сравнению с 2002 г. количество выпущенных парусников снизилось на 4%, в то время как два предыдущих года спад измерялся двузначными цифрами. Об уменьшении объемов производства объявили больше трети компаний-производителей, а восемь верфей вовсе отошли от дел. В 2003 г. в Штатах было произведено 16 302 парусные лодки — на 671 меньше, чем годом ранее (пик производства парусников пришелся на 2000 г., когда их было построено 22 164 штуки). Специалистов немало насторожил тот факт, что в первую очередь "попали под сокращение" наиболее демократичные лодки длиной от 6 до 10 м, которых было выпущено всего 2 117 единиц — на 9% меньше, чем в прошлом году (в более узком диапазоне "крейсеров" от 8 до 10 м ситуация и того хуже — спад составил 21%).
Более-менее стабильно идут дела лишь у тех верфей, которые строят супер- и мегаяхты по заказам чартерных компаний. Между тем производство моторных прогулочных судов в США продолжает неуклонно расти. Наиболее динамично развивается такой класс, как стеклопластиковые катера со стационарными моторами и угловыми колонками — по сравнению с прошлым годом уровень их продаж вырос более чем на восемь процентов.
Финны настроены оптимистично
По мнению руководителей Федерации морской индустрии Финляндии ("Finnboat"), новый 2004 г. тоже станет успешным для компаний-производителей прогулочных судов. Несмотря на то, что в общемировом масштабе этот сектор финской экономики относительно невелик, в нем наблюдается устойчивый рост. Лодки местных производителей успешно продаются как в самой Суоми, так и за рубежом — общий объем продаж составил 70.7 млн. евро. Увеличиваются размеры судов — наиболее популярной категорией в прошлом году оказались лодки свыше 8 м длиной. В числе наиболее динамично развивающихся зарубежных рынков, потребляющих продукцию финских судостроителей, называется и Россия. В 2003 г. количество построенных малых судов увеличилось на 7-8%, и примерно такой же уровень увеличения объемов выпуска прогнозируется в нынешнем году. В пользу подобного прогноза говорят масштабы бот-шоу в Хельсинки, прошедшего в начале года, расширившееся участие финских судостроителей в лодочных выставках за пределами страны и значительное увеличение числа дилерских заказов, в том числе и экспортных. По мнению руководства "Finnboat", некоторые трудности могут ждать финских экспортеров только на американском рынке — по причине высокого курса евро к доллару.
Быть ли четырехтактникам в "Формуле-1"?
В нынешнем году UIM планирует представить новые правила, которые откроют производителям четырехтактных моторов широкую дорогу в мир водно-моторного спорта. Всерьез обсуждается возможность перевода на четырехтактные моторы даже "святая святых" — "Формулы-1", что и озвучил на встречах с представителями компаний-производителей во Франкфурте и Дублине генеральный промоутер класса Николо ди Сан-Жермано. Грядущие нововведения связываются в первую очередь с постоянным ужесточением международных экологических норм, согласно которым в недалеком будущем вне закона могут оказаться любые двухтактники — от газонокосилок и бензопил до сверхмощных гоночных моторов.
Компании-производители моторов проявили немалую заинтересованность. Так, например, один из инженеров "BMW", создавший двигатель для автомобильной "Формулы-1", уверенно заявил, что для него не проблема разработать четырехцилиндровый двухлитровый четырехтактник мощностью более 300 л.с. для "Формулы-1" на воде. Матиас Кестнер из "Porsche" тоже выразил готовность приспособить один из оппозитных шестицилиндровых моторов фирмы для тех же целей. Сами же спортсмены и официальные представители команд пока относятся к возможной реформе весьма настороженно — прежде всего их смущает необходимость понести большие дополнительные расходы.
Горячий телефон
Яхтсменов и водномоторников Флориды, озабоченных исчезающими видами морских животных, может ждать неожиданный сюрприз. После набора телефонного номера "горячей линии", по которой, как уверяют интернет-сайты и специальные брошюры, любой может сообщить об обнаруженных раненых ламантинах — морских млекопитающих, занесенных в Красную Книгу и охраняющихся законом, доброхот почему-то попадает в службу секса по телефону и вместо зоологов вынужден общаться с разбитными девицами, причем далеко не бесплатно. Виноваты здесь не только издатели справочников, забывшие указать новый номер Общества охраны ламантинов, но и предприимчивые дельцы секс-индустрии, давно сообразившие, что лучше использовать для своих сомнительных услуг "раскрученные" телефонные номера из числа освободившихся. Надо сказать, что торговцы "горяченьким" уже не впервой прибегают к подобному трюку — их жертвами становились бывшие бесплатные номера справочных служб, "телефона доверия", Фонда дикой природы и даже консервативного журнала "Политическое обозрение".