Не засосет, так подстрелят...
На английских аквабайкеров, помимо прочих служб и департаментов, ополчились еще и военные. В частности, не так давно представители береговой охраны выступили с официальным заявлением, в котором выражается озабоченность тем фактом, что гражданские лица чересчур уж часто стали подходить к военным кораблям в устье р. Клайд, опасно сближаясь с ними на высокой скорости. Публично обращаясь к подобным отчаянным головам, английские военные дипломатично оповещают, что подобное поведение чревато как минимум двумя серьезными последствиями. Первое (цитируем): "Физический эффект, производимый движущимся по воде крупным судном, приводит к возникновению вокруг его корпуса зоны пониженного давления, способной вызвать засасывание под него малого судна". И второе (а это уже посерьезней будет!): "В связи с усилением мер безопасности. предпринимаемыми во всем мире, все военные суда и береговые части могут предпринимать любые меры для самозащиты от террористических действий". В общем, даже если ты не террорист, а обычный хулиган, все равно берегись — подстрелим!
Как разводить волну
В отличие от обычных водных лыж. чрезвычайно популярный ныне вейкбординг требует от судна-буксировщика не только тяги, но и кильватерной волны — причем волны "правильной", наиболее подходящей для прыжков и иных трюков. Чтобы ее добиться, лодку обычно загружают балластом значительного веса, что отрицательно сказывается на скорости, маневренности и топливной экономичности. Специалисты американской компании "Pivotal Design" нашли остроумное решение проблемы, представив на выставке "MAATS" в Лас-Вегасе приспособление под названием "WakezUP Z111". Увесистая конструкция из нержавейки, на вид несколько напоминающая якорь, крепится к транцу буксировщика со стационарным мотором. Приспособление "запараллелено" со штатным рулевым механизмом, благодаря чему выступает в качестве дополнительного руля. При помощи электропривода угол атаки "лап" можно менять на ходу, регулируя величину кильватерной волны. А в качестве опции предлагается пульт управления, установленный непосредственно на рукоятке фала, что позволяет "настраивать волну" самому спортсмену-вейкбордисту.
"Ловушка" для трейлера
Прицепить тяжелый трейлер с лодкой к автомобилю — не столь простая задача, как кажется на первый взгляд. Попытка точно состыковать шар фаркопа с ответной частью прицепа при движении задним ходом может привести к повреждениям машины, да и все равно без физических усилий не обойтись. Несложное приспособление под названием "Couple-Mate", удостоившееся специального приза за инновацию на выставке "MAATS", позволяет значительно облегчить эту задачу, а в ряде случаев и вовсе не прикасаться руками к дышлу прицепа. Съемная V-образная пластина из нержавейки служит своеобразной ловушкой, направляющей сцепное устройство трейлера к шару. Когда шар упрется в изгиб, пластина слегка отклоняется вперед, приподнимая дышло и автоматически надевая его на фаркоп. Понятно, что при движении задним ходом тоже требуется точность и осторожность, чтобы избежать удара. Устройство пригодно для установки практически на любой фаркоп со съемным шаром.
Английские речники не хотят "дышать в трубочку"
Представители Ассоциации внутренних водных путей Соединенного Королевства обратились в министерство транспорта страны с предложением отменить "драконовские меры" в отношении судоводителей-любителей, плавающих по рекам, каналам и озерам. Дело в том, что с недавних пор на них распространяются те же правила в отношении употребления алкоголя, что и на автовладельцев, железнодорожников и профессиональных капитанов. При малейшем подозрении на то, что водитель катера или мотолодки "подшофе", закон требует отправить его на экспертизу и в случае положительного ее результата подвергнуть нарушителя очень серьезным санкциям. Ассоциация предлагает отменить обязательную экспертизу и вообще алкогольные ограничения для непрофессиональных судоводителей, управляющих лодками до 22 футов длиной и максимальной скоростью до 17 уз на большей части внутренних водных путей страны, мотивируя это тем, что от водителя тихоходного судна на тихой воде не требуется такой же быстроты реакции, как от автомобилиста на скорости 70 миль/ч. Кроме того, доказывает председатель ассоциации Роджер Сквайре, если поведение судоводителя несет угрозу окружающим, его и так можно отстранить от управления на основании иных законов и правил. Мол, если же он плывет спокойно, никого не трогает — пусть и плывет себе, хотя бы и "поддавши".
Шварценеггер наводит порядки в Калифорнии
Арнольд Шварценеггер, нынешний губернатор Калифорнии — самого "лодочного" штата США, преисполнен решимости ликвидировать государственный департамент прогулочного судоходства и водных путей, дабы сократить значительный дефицит госбюджета. Вся инфрастуктура, относящаяся к прогулочному флоту и находящаяся в ведении этой организации — в первую очередь частные и общественные марины, без помех получает государственные ссуды и дотации, чему решено положить конец. Попытки распустить департамент предпринимались и предшественниками актера, но всякий раз владельцы маломерных судов грудью вставали на его защиту, опасаясь вполне объяснимого повышения расценок на услуги марин и берегового сервиса. Кстати, как до недавних пор и наш ГИМС, упомянутый департамент относится к министерству природных ресурсов, и сторонники ликвидации напирают на то, что его чиновники больше преследуют интересы природоохранных организаций, а не судовладельцев, у которых с "зелеными" то и дело возникают серьезные трения.
"Зеленые" во Флориде
На противоположной стороне Штатов тоже кипят страсти — по южному побережью Флориды прокатилась волна демонстраций, участники которых были одеты в одинаковые красные футболки с надписью "Просвещать, а не запрещать!" Возмущение владельцев прогулочных судов и представителей судостроительной индустрии вызвало значительное расширение зон ограничения скорости, установленное местными властями и инспирированное поборниками охраны окружающей среды. Сторонники очередного "затягивания гаек" утверждают, что на меньшей скорости судно значительно безопасней — прежде всего для охраняемых законом ламантинов. Их противники аргументируют свое возмущение тем, что границы зон ограничения скорости "взяты с потолка" и никакими объективными факторами не обоснованы, а кроме того, выражают озабоченность судьбой местных судостроителей, которым подобные запреты способны только навредить. Демонстрации демонстрациями, но с обеих сторон в конфликт вступили опытные адвокаты, и окончательную точку в деле должен поставить суд.
Ситуация с гидроциклами в Швеции остается неопределенной
Ситуация с использованием в Швеции так называемых персональных средств передвижения по воде, к числу которых относятся в первую очередь гидроциклы, остается крайне неясной — даже невзирая на то, что Европейская комиссия недавно опротестовала попытку министерства окружающей среды Швеции ужесточить законодательство, способную привести к полному запрету гидроциклов. Никакой ответной реакции природоохранного министерства не последовало, и, по мнению Бьерна Лагерквиста, управляющего директора "Sweboat" — федерации малого судостроения Швеции, не последует в ближайшем будущем.
И по сей день использование гидроциклов на территории Швеции практически запрещено, хотя вопрос о том, каким образом его регулировать, возлагается на органы местного самоуправления, которые призваны решать его применительно к конкретному региону.
— Примерно с год тому назад на владельцев гидроциклов несколько раз подавали в суд, пытаясь лишить их права на эксплуатацию машин, но и суды первой инстанции, и апелляционные суды каждый раз приходили к мнению, что гидроциклы являются обычными прогулочными лодками и, следовательно, использовать их можно на законном основании, — говорит Лагерквист. — В результате все больше людей стали кататься на гидроциклах, которые опять начали появляться на бот-шоу и у дилеров. И все это по новой подстегнуло министерство окружающей среды вернуть старые порядки.
Поскольку Швеция является частью Европейского Сообщества, вопрос был передан для обсуждения в ЕС, и в прошлом году Еврокомиссия в довольно жесткой форме заявила, что использование гидроциклов следует разрешить и что к ним должны применяться те же правила, что и повсюду в Европе. В ответе комиссии подчеркивается, что все вопросы, связанные с эксплуатацией персональных средств передвижения по воде, учтены Директивой по прогулочным судам, а запрет или ограничение их использования противоречат принципам свободной торговли. Однако, по словам Лагерквиста, министерство до сих пор не откликнулось на официальное письмо Еврокомиссии, а его чиновники в личной беседе объяснили ему, что надеются все-таки убедить комиссию в правильности своей точки зрения и что старый порядок, отдававший судьбу гидроциклов в руки региональных властей, должен быть восстановлен.
Сам управляющий "Sweboat" очень сомневается в том, что природоохранному министерству удастся склонить Еврокомиссию на свою сторону, ситуация по-прежнему остается в подвешенном состоянии. А если ЕС все же сумеет заставить министерство выполнить свое предписание, то в самом ближайшем будущем органы власти на местах получат право не только узаконить гидроциклы, но и отменить запреты на использование их на определенных акваториях.
КСТАТИ: В США, где до недавних пор на территориях национальных парков действовали подобные запреты, дело сдвинулось с мертвой точки. Число водоемов, открытых для гидроциклов, продолжает расти, причем инициаторами процесса нередко выступают администрации самих парков. Для того чтобы отменить запрет, предварительно требуется провести специальное исследование и получить официальное заключение — наносят гидроциклы вред окружающей среде конкретного водоема или нет.