Основные данные катамарана "Playstation/Cheyenne"
Длина, м: | |
- максимальная | 38.1 (32.0 до модернизации) |
- по КВЛ | 36.2 (29.7 до модернизации) |
Ширина, м | 18.3 |
Осадка с опущенными швертами, м | 4.5 |
Высота мачты над водой, м | 45 |
Водоизмещение, т | 25.1 |
Площадь парусности. м2: | |
- на острых курсах | 673 |
- на полных курсах | 1081 |
Катамаран "Cheyenne" (ранее известный под именем "Playstation") был спущен на воду 21 декабря 1998 г. Эго было первое из судов, специально созданных для первой же кругосветной "нон-стоп" гонки многокорпусников с полными экипажами "The Race", организованной французским яхтсменом Бруно Пейроном. Забавно, но в момент спуска яхты на воду Стив Фоссетт — ее владелец и будущий бессменный шкипер — на торжественной церемонии не присутствовал: он в этот момент находился в небесах, предпринимая вместе с Ричардом Брэнсоном свою первую попытку облететь Землю на воздушном шаре без промежуточной посадки. Любопытно, что на церемонию не были допущены журналисты — судно создавалось в полном секрете, а некоторые его технические характеристики были скрыты вплоть до самых последних дней.
Строительство катамарана началось еще в 1995 г., после того как С.Фоссегг, уже "вошедший во вкус" парусных гонок на 60-футовом тримаране "Lacota" (и установивший на нем ряд рекордов), понял, что для реализации собственных амбиций ему нужно более крупное и мореходное судно.
Проектирование яхты было заказано американской фирме "Morelli and Melvin Yacht Design", ее постройка — новозеландской верфи "Cookson Boats". Джино Морелли (глава фирмы-проектанта) уже тогда был известен как участник разработки катамарана Денниса Коннера "Stars and Stripes"1, на котором в 1988 г. был завоеван Кубок "Америки". Еще одним поводом, в соответствии с которым Фоссетт обратился именно к этой фирме, стало ее участие в доработке тримарана "Lacota". Немалую роль сыграл и патриотизм самого Стива, который повторяет: "Люблю все американское". Характерно, что программа VPP (Velocity Predictivity Program), на основании данных которой создавался "Playstation", была написана Клеем Оливье — одним из будущих создателей рекордной мегаяхты "Mari Cha IV" ("КиЯ" №187). Эта программа уже была обкатана в ходе создания катамарана "Stars and Stripes" и серьезно доработана для проектирования "Playstation". В программу добавили модуль анализа погодных условий на протяжении всей кругосветной дистанции и несколько переработали ее гидродинамическую часть для более корректного анализа гидродинамики судна в условиях сильного волнения. Кроме того, программа изначально учитывала... потребность физических усилий, необходимых для управления парусами гигантской машины. (Забегая вперед, скажем, что эта часть программного обеспечения со своей функцией не справилась — видимо, по причине уникальности стоящей перед ней задачи.)
В проектировании катамарана и процессе подготовки к его строительству большое участие принимали специалисты NASA, предоставившего в распоряжение "М&М Yacht Design" свою уникальную базу данных о поведении различных композитных материалов в экстремальных условиях.
На новозеландской верфи строящийся катамаран немедленно прозвали довольно неприличным прозвищем BFB — "big fucking behemoth", и эта кличка держалась за ним все два года строительства. Способствовала появлению этого прозвища, в частности, и атмосфера секретности, наглухо закрывшая верфь на время работы над яхтой. Все без исключения рабочие и И ГР верфи подписывали так называемое Undisclosure Agreement (или Соглашение о неразглашении), в котором обязались держать в полной тайне не только технические подробности конструкции будущего судна, но и сам факт работы над ним. Собственно говоря, одной из причин выбора Стивом Фоссеттом столь удаленной верфи и было желание, как можно дольше скрыть уникальный катамаран от глаз журналистов и конкурентов.
Информация об изображении
Снимок с мачты катамарана. Самая маленькая из стоящих рядом яхт имеет длину 10 м
Сама постройка катамарана шла около двух лет. Корпуса лодки изготовлены исключительно из углепластикового волокна с сотовым алюминиевым заполнителем. Ни кевларовое волокно, ни пенопласгы или номекс в конструкции корпусов рекордного аппарата не применялись, что, возможно, и создало "Playstation" репутацию "очень хрупкого" судна, не пригодного для кругосветного плавания, и, хотя реальный опыт эксплуатации катамарана никак не подтверждал эту легенду, многие СМИ, как заведенные, продолжали твердить об этом едва ли не вплоть до самого дня победного финиша 5 апреля 2004 г.
Снимок с мачты катамарана. Самая маленькая из стоящих рядом яхт имеет длину 10 м
Рангоут катамарана тоже углепластиковый, хотя изначально Джино Морелли рассматривал вариант установки алюминиевой или даже... стальной(!) мачты из специального особо хитрого сплава. Мотивировал он это неполной изученностью угле-пластиковых конструкций в экстремальных условиях работы, в то время как поведение металлов в основном линейно (и хорошо исследовано). Настоял на углепластиковом рангоуте лично С.Фоссетт по совету своих давних спутников по "Lacota" — Д.Скалли и Б.Томпсона ("КиЯ" №190), внимательно надзиравших за процессом проектирования и строительства своего будущего "рабочего места". В этой связи интересно заметить, что "неизученная углепластиковая конструкция", сделанная фирмой "Southern Spars", простояла на "Playstation/Cheyenne" целых шесть лет, в то время как некоторые конкурирующие многокорпусники теряли по одной такой мачте в год! На наш вопрос к Д.Морелли, за счет чего удалось достигнуть этого, был получен очень короткий (но весьма впечатляющий) ответ: "Мы очень тщательно подошли к конструированию этой мачты, зная, что при ее поломке экипажу будет некому помочь. Детали ее конструкции мы в обозримом будущем разглашать не намерены. И больше — никаких комментариев!"
Информация об изображении
Подпалубные помещения тесны, подвахтенным приходится "отдыхать" в узкой щели
Гигантскую 44-метровую мачту поддерживает стоячий такелаж, выполненный из смеси кевлара и волокон РВО. Несмотря на свою высоту, мачта оснащена всего лишь двумя парами краспиц с ромбовантами. Аля восприятия огромного усилия от стаксель-штагов носовая балка раскреплена двумя А-образными краспицами, на которые с бортов судна заведены мощные расчалки, создающие усилие, прогибающее балку в противоположном направлении (т.е. "вниз"), что компенсирует воздействие форштага. Усилие это столь велико (около 60 т), что на стоянке расчалки в обязательном порядке ослабляются.
Подпалубные помещения тесны, подвахтенным приходится "отдыхать" в узкой щели
На изготовление межкорпусной сетки ("трамплина") пошла смесь нейлона и кевлара (сетка, как и стоячий такелаж, меняется раз в сезон). Для управления парусами в каждом из корпусов катамарана были установлены по пять больших лебедок с парой приводов типа "кофейная мельница". Требуемые характеристики этих приводов рассчитывались с помощью уже упомянутой программы VPP, но тут произошел большой конфуз. Программное обеспечение не смогло верно экстраполировать рост необходимых для работы с гигантскими парусами усилий, в итоге на первом "демонстрационном" выходе судна в море для обычной постановки грота не хватило усилий 13 человек штатного гоночного экипажа и к работе пришлось привлечь еще семерых присутствующих на борту гостей: от этой обязанности освободили лишь представителя титульного спонсора — заместителя генерального директора концерна "Sony" Т.Якэду, поставив его к штурвалу. Как следствие, немедленно пришлось менять весь комплект лебедок —в дополнение к которому на палубе "Playstation" была установлена пара вовсе уж чудовищных "кастрюль", охватить которые не под силу и Шварценеггеру. Почти такой же гигантский размер (диаметр — 1.10 м) имеют и барабаны закруток трех стакселей. Пришлось увеличить и количество "кофейных мельниц" — их число выросло до пяти. Все паруса яхты изготовлены из смеси кевлара и спектры фирмой "North Sails".
Вообще же, все основные размеры катамарана поражают воображение "обычного" яхтсмена. Узкие и длинные, как ножи, 38-мегровые корпуса судна имеют отношение ЦБ, равное 20:1. На палубу "Cheyenne" можно погрузить сразу три 60-футовых тримарана ORMA, причем, что характерно, поставив их поперек. Общая площадь меж-корпусной сетки — 629 м2, или два с половиной теннисных корта! Высота надводного борта в районе кокпита — целых 3 м. 11о некоторым данным, только строительная стоимость этого парусного гиганта (без учета НИОКР) составила 5 млн. долл. США, а общие затраты владельца на момент спуска судна на воду превысили 7 млн.
Условия пребывания экипажа на борту катамарана самые что ни на есть спартанские — на 13 членов экипажа приходится всего восемь коек. Имеется крошечный камбуз, но, безусловно, и речи не идет о какой-либо кают-компании. Специальная теплоизоляция на яхте тоже отсутствует, мощность отопителя — минимальна. Все подчинено одной цели — уменьшению гоночного веса. Любопытно, что внутренние помещения катамарана никак не окрашены — и все ради той же экономии веса. Этому же подчинено и применение вместо ламп накаливания в электрической сети судна светодиодов—они легче, надежнее, потребляют меньше электроэнергии, что, в свою очередь, позволяет брать на борт меньше топлива для дизель-генератора (помимо него электрическую сеть судна подпитывают еще два ветрогенератора).
Кстати сказать, при спуске судна на воду в электрической сети яхты возник непонятный дефект, следствием которого стал разгоревшийся белым днем прямо у причала верфи пожар в одном из корпусов. Выгорело все электросиловое оборудование — генераторы, аккумуляторы, преобразователи напряжения. Один из руководителей верфи прямо заявил об акте саботажа со стороны конкурентов С.Фоссетта, новозеландская общественность тут же вспомнила о недавнем подрыве французскими диверсантами судна "Rainbow Warrior" — службы безопасности Новой Зеландии получили команду искать "французский след". Неизвестно, чем бы кончилось дело (дошло уже до дипломатического скандала), но вернувшийся "с небес" С.Фоссетг молча внес миллион долларов на ремонт и по его завершении увел катамаран на ходовые испытания.
Спущенный тогда на воду "Playstation" заметно отличался от нынешнего — потерпев неудачу в гонке "The Race" и сойдя с дистанции, Стив Фоссегг понял, что его катамарану нужна серьезная доработка. Одной из главных проблем "Playstation", выявившихся в этой гонке, стало зарывание судна в волну длинными и узкими носами. Кроме того, носовая балка катамарана постоянно подвергалась сильным ударам волн. Решительный миллионер долго не раздумывал: и вскоре корпуса судна были удлинены почти на 7 м (их "надставили" в носу), а в корме увеличен угол наклона обратных транцев. Дополнительно к этому носовую часть корпусов сильно подняли вверх, образовав характерный силуэт — это дало возможность, во-первых, увеличить объем корпусов, исключив их зарывание, а во-вторых, увести балку вверх от сильных ударов волн. Интересно, что это решение не было впоследствии повторено ни на одном из крупных многокорпусников, хотя все экипажи, прошедшие "The Race", жаловались на подобную проблему. Модернизированное таким образом судно позволило Джино Морелли и Питу Мелвину стать лауреатами почетнейшей для яхтенных конструкторов награды — "Prix de L'Architecture Navale", врученной им в декабре 2001 г. в Париже.
Характерно, что определенная атмосфера секретности вокруг "Playstation", возникшая сразу после закладки судна на верфи, сохранялась вплоть до самых недавних дней. Например, истинное водоизмещение "Playstation" никогда не называлось — ни до, ни после модернизации. И только после победного завершения кругосветного плавания Стив Фоссетт все же назвал эту величину — 25.1 т2. Таким образом, получается, что энерговооруженность катамарана на полных курсах составляет 40 м2/т, т.е. примерно соответствует швертботу класса "Finn" (со спортсменом на борту, естественно).
Неоднократно модернизировавшееся радиоэлектронное оборудование судна всегда включало в себя самые современные системы позиционирования, навигации и связи. Его последние доработки позволили экипажу, даже в ходе напряженной гонки, заниматься, например, обновлением веб-сайта команды "Fossett Challenge" и отвечать на многочисленные электронные письма своих болельщиков.
В настоящий момент заслуженное гоночное судно ожидает решения своей судьбы: Стив Фоссетт заявил, что уходит из парусного спорта и продаст катамаран тому, кто готов бросить вызов его последнему рекорду...
Павел Игнатьев. Фото "Fossett Challenge", Кристиана Феврие, Яна Ричардса и Ника Леггатта Редакция "КиЯ" благодарит Б.Томпсона и Д.Скалли за помощь в работе.
Примечания
1. Кстати сказать, "Stars and Stripes" сейчас тоже принадлежит С.Фоссетту — он выкупил его после кубковых гонок.
2. Нам особенно приятно подчеркнуть тот факт, что "КиЯ" стали первым специализированным яхтенным изданием в мире, в интервью которому С.Фоссетт озвучил эту цифру.