Пролог
Наступивший 2004 г. обещал много интересного знатокам и любителям океанских парусных гонок. Помимо стартующих весной и осенью гонок "The Transat" и "Vendee Globe", на конец зимы был намечен старт захватывающего парусного соревнования "The Race" — кругосветной гонки нон-стоп на крупных многокорпусниках с полными экипажами. "The Race 2004", организуемая французским яхтсменом Бруно Пейроном, должна была стать вторым состязанием такого рода — первое было проведено в 2000 г. ("КиЯ" №171) и завершилось очередным абсолютным рекордом кругосветного плавания под парусами. Нечто подобное ждали и от новой гонки, специально к которой Б.Пейрон построил и спустил на воду свой новый катамаран "B I" ("КиЯ" №187), а Стив Фоссетт и Оливье де Керсосон провели серьезный ремонт своих парусных монстров ("Playstation" и "Geronimo" соответственно). В гонке должно было решиться и то, кто станет новым обладателем Кубка Жюля Верна — переходящего приза для яхты, ставшей быстрейшей на кругосветной дистанции. Никто не сомневался в том, что в ходе "The Race" будет установлен новый рекорд кругосветного плавания и престижный трофей, таким образом, сменит своего владельца.
Однако все пошло совсем не так, как планировалось. Первым об отказе от участия в "The Race" заявил Стив Фоссетт. Он сообщил прессе, что его главная задача сезона 2004 г. — новый рекорд плавания вокруг Земли, но для наиболее успешной реализации цели он хочет самостоятельно выбрать время начала рекордного плавания, исходя исключительно из погодных условий. Кроме того, бездеятельность менеджеров "The Race", вспомнивших о гонке едва ли не за полгода до даты ее начала, привела к тому, что регата осталась без широкой рекламы, как результат, не смогла найти титульного спонсора и должного количества средств. В итоге, организаторам гонки пришлось заявить, что она откладывается на неопределенный срок. Трое основных претендентов на новый рекорд кругосветного плавания — С.Фоссетт, О.де Керсосон и Б.Пейрон — стали готовиться к самостоятельным стартам.
Подготовка
Информация об изображении
Дэвид Скалли — второй вахтенный начальник, старейший соратник Стива Фоссетта
Первой еще в начале ноябре начала тренировки команда Стива Фоссетта. Поскольку его контракт с компанией "Sony" уже истек, Фоссетт присвоил заслуженному (11 действующих мировых рекордов!) судну новое имя — "Cheyenne" — в честь одного из индейских племен Северной Америки. Все наблюдатели единодушно расценили это как вызов О. де Керсосону, чей тримаран, в свою очередь, носит имя вождя другого индейского племени. Под знамена "Cheyenne" были призваны лучшие из лучших, закаленные и проверенные в рекордных плаваниях (в том числе и на борту самого "Playstation") яхтсмены. Первым среди них, безусловно, должен быть назван Дэвид Скалли, самый давний (с 1992 г.) участник многочисленных автомобильных и яхтенных "адвентюр" Стива Фоссетта (и его учитель в парусном спорте, кстати говоря).

Дэвид Скалли — второй вахтенный начальник, старейший соратник Стива Фоссетта
Вторым, конечно же, идет англичанин Брайан Томпсон, начавший ходить с Фоссеттом еще в 1993 г. и ставший с той поры бессменным вахтенным начальником "Playstation". Считается, что во всей Британии нет яхтсмена, прошедшего на многокорпусниках больше миль, чем Томпсон. Он и Скалли непосредственно участвовали в проектировании "Playstation", прекрасно чувствуют все тонкости его поведения в любых условиях и способны продолжительно вести гигантский аппарат на той неуловимой грани между предельно высокой скоростью и возможностью серьезной поломки, которая и отличает гонщика экстракласса от просто опытного яхтсмена.
Еще одним важным членом экипажа стала австралийка Адриена Кагалэн, признанная в 2003 г. у себя на родине "яхтсменкой года", победительница бесчисленного множества парусных регат и дипломированный метеоролог. Австралийцы утверждают, что в мире нет яхтсменки, прошедшей под парусами больше миль, чем Адриена. Вместе с С.Фоссеттом она стала мозговым центром экипажа, отвечая за прокладку, коррекцию поступавших с берега метеопрогнозов и выработку окончательного решения об оптимальном курсе яхты. Для берегового метеопрогнозирования была нанята синоптическая фирма "Commander's Weather Corp." (давно специализирующаяся на "парусных" проектах и обслуживающая "специальные" интересы ВМС США). Группу синоптиков возглавил опытный британец Кен Кэмпбелл, автор ряда теоретических работ об энергетической мощности циклонов и прогнозировании их траектории.
Тогда еще никто не знал, чем вызваны такие затраты Фоссетта и что он поставило на кон, но все отметили необычность запланированных сроков старта. Большинство претендентов на Кубок начинали плавания ближе к началу весны — в первой (и во второй) декаде февраля, резонно опасаясь за прочность своих сверхлегких машин в условиях зимней Северной Атлантики. Капитан же "Cheyenne" объявил о том, что экипаж готов к старту и ожидает погодного окна уже 11 января. Однако старт не состоялся ни 11, ни 18, ни 26 января, хотя над Бискайским заливом дули, в общем, "правильные" ветры.
Атлантика (7-25 февраля)
Неожиданно для всех 5 февраля прозвучало заявление о том, что яхта выходит в плавание. Журналисты тут же начали изощряться в остроумии по поводу "престарелого амбициозного миллионера", намекая на то, что у Фоссетта просто не выдержали нервы, ведь на другом берегу Ла-Манша готовились к старту сразу два французских претендента на Кубок: "Geronimo" де Керсосона и с иголочки новенький катамаран Пейрона. Никак не комментируя подобные высказывания, необычно сдержанный и молчаливый, Фоссетт вывел катамаран в море, взяв старт у о.Уэссан 7 февраля в 5 ч 35 мин утра.
В первые дни со стороны все выглядело именно так, как писали обозреватели — опасаясь соперников, американский яхтсмен не выдержал, сорвался и отправился в плавание, не дождавшись благоприятного прогноза. Сведения, приходившие с борта "Cheyenne", были неутешительны для поклонников Фоссетта — катамаран с первых часов похода начал серьезно отставать от рекордного графика Бруно Пейрона 2002 г. ("КиЯ" №180), и к исходу третьего дня разрыв превысил уже 300 миль.
Когда "Cheyenne" миновал побережье Португалии, в плавание вышел "Geronimo" де Керсосона. Французской команде с ветром повезло, и она пошла почти точно по рекордному графику, с каждым часом догоняя американцев. "It's nice to have company", — прокомментировали старт соперников с борта "Cheyenne". Подобное хладнокровие наблюдатели расценили лишь как попытку сохранить хорошую мину при плохой игре — к этому моменту катамаран уступал графику Пейрона уже более полутора суток. Немалые проблемы создали Фоссетту паруса — на четвертый день пути с грохотом рухнул на палубу гигантский ричер с оторванным фаловым углом. 12 часов без перерыва парусный мастер "Cheyenne" чинил огромный парус, пока катамаран терял милю за милей, но сразу же после этого ему пришлось заняться ремонтом порванного геннакера. Только к 13 февраля паруса удалось привести в порядок.
Не все удачно складывалось и на борту "Geronimo". Порвав оба своих спинакера (как раз в пятницу тринадцатого!), команда де Керсосона не смогла починить их на борту судна, и Адмирал почел за лучшее возвратиться в Брест за новыми. Тем временем в Лориене прошло торжественное крещение катамарана Б.Пейрона — он получил ожидаемое имя "Orange II".
15 февраля, на восьмой день, "Cheyenne" миновал экватор, начав потихоньку наверстывать проигранные графику "Orange" часы. Однако полностью компенсировать проигрыш удалось только на 13-й день пути, уже в Южной Атлантике. Здесь команда "Cheyenne" выбрала несколько неожиданный маршрут — если до того катамаран в точности повторял траекторию своего рекордного предшественника, то, начиная с этого момента, их пути разошлись. Фоссетт взял курс на юго-восток, хотя два года назад Бруно Пейрон пошел по прямой к м. Доброй Надежды. И хотя южная дуга удлинила путь "Cheyenne" почти на полторы тысячи миль, его экипаж выиграл на этом маневре гораздо больше — когда маршруты "Cheyenne" и "Orange" вновь пересеклись, претендент уже опережал рекордный график более чем на двое суток.
18 февраля из Лорьена вышел в плавание и третий участник гонки — "Orange II". Перед стартом его шкипер весьма самоуверенно заявил о том, что команда будет спорить лишь с собственным рекордом — намекнув тем самым, что ни Фоссетта, ни де Керсосона он как серьезных соперников не рассматривает. Самоуверенность Пейрона, однако, была сурово наказана: уже 20 февраля ему пришлось поворачивать яхту назад для срочного ремонта — носы корпусов его нового судна начали расходиться по швам от ударов волн.
На фоне подобных технических проблем своих соперников "Cheyenne" стремительно мчался вперед, отыгрывая потерянные в первые дни мили. Средняя скорость судна стала быстро расти и перевалила за 19 уз, а суточные переходы стабильно превышали 550 миль. Со стороны казалось, что это не яхта следует за ветром — напротив, ветер "привязан" к ней и дует исключительно в нужном направлении и с нужной силой. Можно представить, каких трудов стоила Адриене Кагалэн подобная точность расчетов в те дни, когда на яхте не работала часть радиоэлектронной аппаратуры.
Первой кризисной точкой стал 16-й день пути. Ночью 23 февраля яхту потряс сильный удар. Выскочившая на верхнюю палубу команда быстро обнаружила причину — лопнувший форштаг. Точнее, лопнул ли он или с ним случилось что другое, еще предстояло определить, вручную сняв закрученный вокруг штага парус. Но сначала следовало закрепить мачту, что и было моментально проделано опытным экипажем, который завел на носы катамарана запасные фалы. "Cheyenne" в этот момент находился примерно в 800 милях от Кейптауна и мчался на восток со скоростью свыше 27 уз. Только надежность конструкции (яхта шла в бейдевинд, имея истинный ветер по курсовому углу 120°) спасла мачту от немедленного падения.
Десять часов мучительной работы ушло у команды на то, чтобы отдать штаг от мачты, раскрутить геную и извлечь поврежденную снасть на свет. Выяснилось, что самопроизвольно "отдался" один из наконечников — в срочном порядке пришлось запрессовывать новый и вновь заводить штаг на мачту. Весь ремонт занял 16 часов — и все это время катамаран по-прежнему несся вперед по курсу, практически не снижая темпа: средняя скорость за сутки составила 18.6 уз! Стив Фоссетт оценил всю потерю, вызванную поломкой и ремонтом, примерно в 60-80 миль, но это его не расстроило, ведь превосходство над рекордным графиком составляло уже более 400 миль.
Пока команда "Cheyenne" ремонтировала штаг, во Франции на верфи "Multiplast" лихорадочно отрезали поврежденные носы "Orange II", пристраивая к его корпусам новые. По заключению специалистов, причиной дефекта стал неверно выбранный сорт пенопласта, использованный в качестве заполнителя. Его слишком высокая жесткость и послужила причиной возникновения резонансных явлений, приведших к расслоению корпусов. Подобная грубая ошибка проектировщиков позволила ряду обозревателей присвоить создателю катамарана Жилю Ойллье сомнительный титул "худшего яхтенного конструктора 2003 г."
После ремонта средняя суточная скорость "Cheyenne" вновь превысила 20 уз, и уже 25 февраля (на 18-й день пути) катамаран миновал траверз м. Доброй Надежды.
Индийский и Тихий океаны (26 февраля — 17 марта)
Дальнейший путь "Cheyenne" пролегал значительно южнее трассы рекордного плавания Б.Пейрона 2002 г., но экипаж желтого катамарана миновали те проблемы, с какими встретился их "оранжевый" соперник двумя годами раньше. Если для команды Пейрона плавание через Индийский океан стало "непрерывной пляской на гигантских волнах", когда она думала не о скорости, а только о сохранении целостности судна, то "Cheyenne" стремительно мчался к Австралии, удерживая курс между 47° и 48° ю.ш., а стрелку лага — далеко за отметкой 20 уз. Лихие осенние ветра на границе "ревущих сороковых" и "неистовых пятидесятых" стремительно гнали катамаран вперед — и уже на 20-й день пути он опережал график своего соперника без малого на двое суток. Как раз в этот день из Франции пришло сообщение, что оба французских претендента на рекорд почти одновременно взяли повторный старт.
Только сейчас до наблюдателей стало помаленьку доходить, чем был вызван столь неожиданный (на первый взгляд) старт Фоссетта. Если год назад в этих же широтах экипаж "Kingfisher 2" шел под штормовым спинакером и тремя рифами на гроте, борясь с пятиметровыми волнами, то "Cheyenne" чуть ли не глиссировал по ровной поверхности океана, неся всю свою тысячу квадратных метров парусины. Умозрительные теории Кэмпбелла в сочетании с вычислительными мощностями "Commander's Weather" и практическим опытом Адриены Кагалэн дали свой результат — там, где и год, и два назад претенденты на рекорд боролись с тяжелейшими штормами, "Cheyenne" мчался, словно по шоссе. Точно рассчитать время старта так, чтобы через три недели оказаться в Индийском океане именно в тот момент, когда осенние циклоны словно расступились и "дали дорогу", сопровождая парусник попутными ветрами, — это блестящее практическое достижение синоптической метеорологии. Собственно говоря, нечто подобное уже было продемонстрировано Фоссеттом во время его рекордного плавания вокруг Британии ("КиЯ" №183), но тогда масштабы были несоизмеримо меньше.
Подгоняемый попутными ветрами, катамаран стремительно промчался через Индийский океан, обогнув с севера о.Кергелен. "Никаких новостей, никаких проблем, лишь необычно хорошие для Индийского океана условия плавания, да киты и айсберги поблизости", — писал с борта яхты 29 февраля Дэвид Скалли.
Тем временем "Cheyenne" миновал м. Льюин, четко зафиксировав свое превосходство над графиком Пейрона 2002 г. — 3 дня и 17 ч пути. По иронии судьбы, именно в этот день "Orange II" окончательно сошел со сцены из-за повреждения шахты выдвижного гребного винта — в корпус катамарана стала поступать вода. Шедший практически вровень с ним "Geronimo" на тот момент опережал рекордный график на 80 миль. За следующие два дня "Cheyenne" отыграл у Пейрона еще полтораста миль — как раз в этом месте океана два года назад на "Orange" началось расслоение обшивки. На весь путь через Индийский океан у яхты ушло всего 9 дней 20 ч и 29 мин — средняя скорость на этом отрезке маршрута составила 22.56 уз! Выход в Тихий океан ничего не изменил в условиях плавания, и уже на 30-й день парусник прошел линию перемены дат, сделав в этот день лучший суточный переход — 623 мили.
Второй серьезный кризис на борту разразился 13 марта — примерно в 1100 милях к западу от Горна на мачте оторвало рельс ползунов грота в районе первой полки рифов: срезались сразу 13 мощных болтов, но каретка грота-фала, по счастью, оказалась неповрежденной. Команде удалось поставить частично зарифленный грот и продолжить движение. Тяжелый ремонт было решено отложить на "после Горна" — Стив Фоссетт передал, что планирует произвести его, зайдя в спокойные воды Фолклендских островов.
Пока наблюдатели гадали, в какую потерю времени обойдется эта поломка и последующий ремонт, 15 марта с "Cheyenne" пришло сообщение о том, что "экипаж уже все исправил". На это ушли почти целые сутки утомительной работы, но яхта упрямо продолжала идти вперед, преодолев за день 346 миль. Однако этим тихоокеанские неприятности экипажа еще не исчерпались. Бог морей словно потребовал компенсации за исключительно благоприятные обстоятельства, доселе сопровождавшие парусник — через два дня злополучный рельс оторвало вновь, на этот раз почти у топа 43-метровой мачты. Не успели журналисты и болельщики переварить и это сообщение, как экипаж вновь доложил, что дефект ликвидирован. Трудно даже представить себе, как ощущали себя яхтсмены, высверливая обломки злополучных болтов на высоте 40 м над поверхностью океана — амплитуда качаний мачты парусника превышала 10 м. Спустившись с мачты, Джастин Слэттери заявил, что ему помогал сам Святой Патрик (в Ирландии как раз отмечали его праздник). Совершенно синего от холода Джастина, выглядевшего, по словам одного из членов экипажа, "как неандерталец, вернувшийся с тяжелой охоты", увели вниз, где вручили бутылку согревающего напитка.
Буквально сразу же после этих событий катамаран миновал м. Горн и вернулся в Атлантику.
И вновь Атлантика (18 марта — 5 апреля)
Начался тактически сложный "подъем вверх по шарику". Никто на борту "Cheyenne" не забывал о том, к чему год назад привело всего одно неверное решение на "Geronimo" ("КиЯ" №185). Тщательно нащупывая оптимальный маршрут и уклоняясь от противных ветров, желтый катамаран продвигался все ближе и ближе к зоне экваториальных штилей, по-прежнему сохраняя превосходство над графиком Бруно Пейрона примерно в два дня пути. Демонстрируя бодрость духа, экипаж, как мог, развлекал своих болельщиков забавными письмами и даже конкурсами. На 48-й день пути "Cheyenne" вошел в зону пассатов — и вновь суточные переходы стали превышать 500 миль. Экватор был пересечен на 50-й день, опережение уже превысило трое суток.
Когда казалось, что уже ничто не сможет помешать стремительному движению яхты к финишу, с ее борта пришло тревожное сообщение: крепление носовой балки катамарана к правому корпусу стало буквально "трещать по всем швам". Именно подозрительный треск из носовой части и помог обнаружить дефект — соединительный узел разошелся почти полностью. Лопнули мощные стальные (диаметром 250 мм) стержни, соединявшие балку с корпусом. Она удерживалась на месте лишь за счет уцелевшей узкой "декоративной" полоски углепластика. "Еще пара часов плавания — и для нас все было бы кончено", — сказал Стив Фоссетт. Временно корпуса судна для предотвращения их возможного расхождения стянули запасными фалами и легли на полный курс, чтобы снизить нагрузки от форштага на балку. Сразу же установили "горячую линию" с "Morrelli and Melvin Yacht Design" — проектировщиками судна — и после получения их рекомендаций на яхте закипела работа. Диагноз был очевиден — усталость металла, а вот технологию ремонта пришлось изобретать на ходу. Но опытная команда справилась и с этой проблемой — уже через два часа судно легло на нужный галс и вышло на полную скорость. Во избежание неожиданностей за подозрительным узлом установили получасовое наблюдение, но ремонт был проведен на совесть. До самого финиша ни одна из контрольных точек не отошла ни на миллиметр.
Несмотря на полученное повреждение, превосходство катамарана над соперником по-прежнему продолжало расти. Стало очевидно, что если подобный темп сохранится, то будет побит не только существующий рекорд, но взят и 60-суточный барьер.
Однако этого, похоже, Стиву Фос-сетту было недостаточно. Хотя рекорд был уже, что называется, "в кармане", он (невзирая на поврежденную балку) вновь "нажал на газ" — на яхте подняли все паруса, и "Cheyenne", идя со скоростью 20-25 уз все оставшиеся дни, прошел меридиан о. Уэссан вечером 5 апреля.
58 дней 9 ч 32 мин и 45 с — таким стал новый абсолютный рекорд кругосветного плавания. Прежний был улучшен почти на шесть суток, но что интереснее, Стиву Фоссетту и его экипажу удалось превзойти "предел Пей-рона", обозначенный французским яхтсменом ("КиЯ" № 188) в 59 ходовых дней, который, как он считал, можно достичь лишь теоретически: при идеальных погодных условиях на всем маршруте и отсутствии серьезных поломок. Стив Фоссетт и его команда блистательно завершили труднейшее плавание — и на этом американский миллионер решил поставить точку. Однако переходящего трофея, который вручается "яхте, обогнувшей земной шар вокруг трех мысов за кратчайшее время, лишь бы оно было меньше 80 суток" (так написано в правилах Кубка), Стив Фоссетт не получил. Приз был вручен Оливье де Керсосо-ну, члену закрытого клуба "Jules Verne Society", который финишировал 29 апреля и показал результат 63 дня 13 ч 59 мин и 46 с. Безусловно, он получил заслуженную награду, но не обесценится ли Кубок Жюля Верна оттого, что теперь он вручен не быстрейшей из яхт? Коллеги из "Yachting world" назвали вручение Кубка французскому гонщику "пирровой победой" ...
Де Керсосону, шедшему по следам Фоссетта, не повезло — в Тихом океане на его тримаран обрушилась серия просто жесточайших штормов. В одном из своих писем Адмирал, восемь раз обогнувший земной шар, писал: "То, чем мы сейчас занимаемся, не имеет никакого отношения к рекордному плаванию. Это просто борьба за выживание. ... Если в ближайшее время погода не улучшится, мы будем вынуждены сойти с дистанции — я просто не вижу иного выхода. . Если бы я столкнулся с подобным штормом во время своего самого первого плавания, то, вероятнее всего, просто оставил бы парусный спорт".
Послесловие
Подведем некоторые итоги этого, безусловно, ярчайшего парусного события последних лет. Нельзя не отметить те особенности подготовки, которые помогли С.Фоссетту выиграть гонку. Во-первых, это синоптическая бригада, которая имела доступ к суперкомпьютеру и координировалась незаурядным ученым, получившим возможность на практике проверить правильность своих теорий. Во-вторых, видимо, должна быть названа сама яхта. Шестилетний катамаран, ветеран океанских битв за рекорды скорости под парусами, сейчас уже порядком изношенный, с блеском прошел все 28 850 миль пути, что выглядит немым укором строителям французских многокорпусников, разваливающихся через несколько дней после старта. Трудно сказать, что именно здесь сыграло свою роль: то ли американская школа проектирования взяла верх над французской, то ли новозеландские строители оказались добросовестнее и квалифицированнее французских, но факт остается фактом: несмотря на все поломки, возникавшие на борту "Playstation/Cheyenne", на нем никогда не ломалась мачта, не лопались по шву корпуса и не расслаивался ламинат обшивки. И, в-третьих, подобный рекорд нельзя было бы установить, не будь на борту "Cheyenne" великолепной команды, возглавляемой амбициозным, опытным и волевым лидером. С этим мнением согласен Дэвид Скалли, который в интервью "КиЯ" распределил составляющие успеха так: 30% — точное прогнозирование, 30% — отличная яхта, еще 30% — сыгранная команда, а оставшиеся 10% — "Х-факторы" или просто удача.
И последнее. После завершения кругосветного плавания Стив Фоссетт принял решение покинуть парусный спорт, которому он отдал 11 лет своей жизни. За это время он установил более 30 мировых рекордов скорости на различных океанских дистанциях, 15 из которых не побиты до сих пор. Это феноменальное достижение: ближайший соперник — Бруно Пейрон — удерживает за собой лишь два таких рекорда. Теперь Стив Фоссетт решил сосредоточиться исключительно на рекордах в области аэронавтики.
Артур Гроховский. Фото Ника Леггатта, Тьерри Мартинеза и Клэйра Бейли