Пневматический класс остается самым востребованным и демократичным. Именно в нем происходит сегодня быстрое обновление, это и самый молодой, и самый многочисленный парк судов нового поколения, что было хорошо заметно и на экспозиции выставки: по-прежнему наиболее полно оказались представлены надувные лодки. Такие фирмы, как "Мнев и К", "Дилер", "Фрегат", "Корсар", "Ямаран", "Баджер", экспонировали практически весь модельный ряд, который нередко насчитывал свыше 30 моделей.
Показ на трассе соревнований по-прежнему остается для многих посетителей выставки гораздо более веским аргументом в пользу приобретения той или иной модели, чем реклама и рассказы стендистов.
Чем отличались соревнования этого года? Одна из главных особенностей заключается в том, что резервы роста скорости у лодок традиционных обводов с мягким днищем практически исчерпаны. Работы конструкторов стали смещаться в сторону поиска качественно других схем обводов, в первую очередь — катамаранных. Убедительная победа надувных катамаранов "Gemini", представленных фирмой "Баджер", показала, что их прошлогодний успешный дебют не был случайным. Победа с большим отрывом П. Журавлева из команды "Корсар" (в классе до 500 см3) на новом корпусе "К-400" с туннельными обводами, первое место катамарана "Gemini" (В. Пуляк) из фирмы "Баджер" и второе — "корсаровского" катамарана — на "К-500" (С. Пламадяла) в следующем классе до 700 см3 еще раз подтвердили преимущество новых обводов.
Эти суда открывают совершенно иные возможности как в гонках, так и в дальних спортивных плаваниях. На это обратила внимание как сама компания "Баджер", так и фирма "Корсар"; они готовы выпускать собственные модели с близкими обводами, но гораздо более доступные по цене, чем продукция южно-африканской фирмы "Gemin Inflatabies" (см. наш тест в этом номере). Например, поход по Ладоге нового "Корсара" показал, что лодка с 50-сильным двигателем может развивать в длительном плавании пс метровой волне скорость 50-55 км/ч
Убедительная победа фирмы "Фрегат", которая была лидером почти во всех заездах младших классов и второй год подряд завоевала наш переходящий кубок, также продемонстрировала преимущество туннельных обводов, которые сами "фрегатовцы" называют многобалонными.
Самый младший класс лодок до 175 см3 по-прежнему особым вниманием у гонщиков не пользуется — участвовали всего три спортсмена, зато во всех остальных классах меньше семи-восьми участников не было. Наиболее массовым и зрелищным остается старший класс — свыше 700 см3: здесь было заявлено 12 участников, так что пришлось разбить состязания на два заезда. Подавляющее большинство опытнейших спортсменов выступало на РИБах, хорошо знакомых по участию в гонках "24 часа Санкт-Петербурга.". Первое место завоевал А. Сельницкий из команды фирмы "Сервис Бот", а второе — наш старейший водномоторник и тренер (68 лет!) Ю. А. Смирнов, выступавший на новом РИБе "Кальмар-Компакт" за команду "Ямаран", которая завоевала второе место в командном зачете.
В младших и средних классах подавляющее большинство спортсменов гонялось на лодках с мягким днищем, поправочный коэффициент на лодки-РИБ не дает больших шансов на победу. Однако выступление Анатолия Герасимова в классе до 400 см3 на лодке с жестким днищем оставило яркое впечатление: он со старта лидировал всю гонку, и только гандикап передвинул его на второе место. "Лидер-370" с жестким днищем показал на трассе с волной очень стабильный и устойчивый ход. (Редакция в своем традиционном осеннем сравнительном тесте планирует испытать РИБы известных производителей, поскольку к ним сегодня читатели проявляют все больший интерес.) Впервые в наших соревнованиях принял участке гонщик из ближнего зарубежья: наш белорусский читатель, активно сотрудничающий с журналом, Юрий Жуковский выступил в классе до 400 см3 на своем "Нептуне-23". Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны спортсменов, гоняющихся на импортных моторах, он смог на отечественном подвеснике занять достойное пятое место.
Как мы уже сказали, уверенно выступили спортсмены фирмы "Фрегат", которые во всех классах, вплоть до 500 см3, были в тройке призеров. В свежую погоду при волне до 0.4-0.5 м они держали высокую скорость, но на резких поворотах появлялась опасность переворота через борт. В заезде судов до 250 см3 первые два круга лидировал "Фрегат-340" Игоря Дубинского, но при огибании буя лодка опрокинулась через правый борт: водитель самостоятельно влез в лодку, но завести мотор не смог — была потеряна страховочная стропка блокировки мотора. То же самое произошло и в следующем заезде (в классе до 300 ем3) с "фрегатовцем" Игорем Макаровым, спасатели доставили неудачника на берег. К слову сказать, спасательная служба на этих соревнованиях работала довольно оперативно и слаженно, но полностью обезопасить их проведение все же не смогла — во время гонок на трассу неоднократно выходили посторонние суда, создавая аварийную обстановку. Это — серьезное упущение устроителей выставки. Но в целом организация гонок в этом году была лучше, чем раньше. Более четко работала судейская коллегия, возглавляемая главным судьей В. Д. Ребриковым. Впервые велся профессиональный комментарий гонок опытным тренером А. Беляевским. Это помогало следить за ходом состязаний многочисленным болельщикам и посетителям выставки.
Надо отметить, что наши соревнования пользуются всесторонней поддержкой со стороны Федерации ВМС города, возглавляемой А.И. Ишутиным. Мы благодарим за помощь в организации гонок и федерацию, и наших постоянных спонсоров: фирмы "Меркурий-НИИ ТМ", "Мнев и К", "Баджер", "Фрегат", "Лидер", "Петросет-Большой".
Следующие гонки на приз нашего журнала состоятся 4 июня 2005 г., как обычно — в рамках традиционной, восьмой, Петербургской бот-шоу в "Ленэкспо". Мы с благодарностью примем все предложения по подготовке будущих соревнований и уже сегодня приглашаем принять в них участие всех желающих.
Победители и призеры шестых соревнований на приз журнала "Катера и яхты"
Класс до 175 см3: I — И. Макаров. "Фрегат-эволюшн'' (Лодка "М-340"+мотор "Tohatsu-9.8"); II — И. Дубинский, ‘‘Фрегат-эволюшн" ("М-340"+"Yamaha-8"); III — Р. Геращенко. "Ямаран" ("В-300"+"Yamaha-8").
Класс до 250 см3: I — А. Буйницкий, "Лидер" ("Лидер-300"+"Yamaha-9.9"); II — И. Макаров, "Фрегат-эволюшн" ("М-340"+"Yamaha-15"); III — А. Смирнов, "Ямаран" ("В-330"+"Yamaha-15").
Класс до 300 см3: I — О. Замилов. "Фрегат-эволюшн" ("M-360FM"+"Tohatsu-18"); II — И. Дубинский, "Фрегат-эволюшн" ("М-340"+"Yamaha-15"); III — А. Буйницкий, "Лидер" ("Лидер-300"+"Yamaha-9.9").
Класс до 400 см3: I — И. Болдин, "Ямаран" ("В-380"+"Yamaha-25"); II — А. Герасимов, "Лидер" ("Лидер-370Я1В"+"Yamaha-25"); III — В. Кошурников, "Ямаран" ("В-380"+"Yamaha-25").
Класс до 500 см3: I — П. Журавлев, "Корсар" ("К-430"+"Selva-35"): II — И. Макаров. "Фрегат-эволюшн" ("М-420"+"Yamaha-30"); III — В. Кошурников, "Ямаран" ("В-380"+"Yamaha-25").
Класс до 700 см3: I — С. Пуляк, "Баджер" ("Gemini"+"Selva-50"); II — С. Пламадяла. "Корсар" ("К-490"+"Selva-50"); III — О. Крючков. "Лидер" ("Лидер-370Л1В"+"Suzuki-40").
Класс свыше 700 см3: I — А. Сельницкий, "Сервис-Бот" (РИБ "Зойка"+"Mercury-90"); II — Ю. Смирнов. "Ямаран" ("Кальмар-компакт"+"Yamaha-140"); III — И. Пылаев, "Фаворит" ("Мустанг"+"Mercury-115").