Основные данные яхты "Adrien"
Длина, м | 25.70 |
Ширина, м | 5.40 |
Осадка, м | 4.60 |
Полная масса, кг | 30 000 |
Балласт,кг | 11 800 |
Площади парусов, м2: | |
- грот | 165 |
- генуя | 170 |
- стаксель | 285 |
- легкий спинакер | 420 |
- тяжелый спинакер | 310 |
Материал корпуса | Алюминий |
До Ван ден Хееде лучший результат подобного плавания принадлежал его соотечественнику Филиппу Моне, который обогнул земной шар на тримаране за 151 день 19 ч 54 мин и 17 с. Новый рекорд равен 122 дням 14 часам 3 минутам и 49 секундам — Жан-Люку удалось улучшить предыдущее достижение ни много ни мало на целый месяц! Причем, что не менее существенно, на однокорпусной яхте, а не на тримаране. Пожалуй, это первый официально зарегистрированный случай в истории, когда многокорпусник проиграл по времени (пусть и заочно) на длинной дистанции, примерно равной по размерам однокорпусной яхте одного с ним поколения. Конечно, в плавании, которое проходит в направлении против господствующих ветров, преимущества тримарана перед однокорпусной яхтой не столь очевидны, но ведь не все 30 000 миль Моне прошел в лавировку...
Плавание Ван ден Хееде, начавшееся 6 декабря прошлого года (см. "КиЯ" №187), было далеко не первой его попыткой совершить подобный кругосветный переход. Последний раз он пытался сделать это год назад — тогда все завершилась поломкой мачты вблизи Австралии. Со свойственным ему юмором опытный моряк (только мыс Горн Жан-Люк обогнул 10 раз) вспомнил этот конфуз перед своим повторным стартом: "Теперь, по крайней мере, дорогу до Австралии я знаю хорошо".
Эта неудачная попытка, однако, дала яхтсмену возможность серьезно усовершенствовать свое судно — алюминиевую 26-метровую яхту "Adrien". Первое плавание показало, что при усилении ветра яхта начинала приводиться — да так сильно, что на порывах для ее удержания на курсе не хватало усилий авторулевого. Жан-Люк был вынужден долгое время находиться в кокпите возле руля, что, конечно, не способствовало нормальному отдыху. "Я настолько уставал, что не всегда мог контролировать состояние рангоута, парусов и такелажа. Именно этим в первую очередь можно объяснить поломку — будь я бодрее, возможно, смог бы своевременно обнаружить поврежденный путенс", — так прокомментировал журналистам неудачу мореплаватель после своего возвращения во Францию.
Итогом консультаций с конструкторами яхты стала доработка ее гидродинамики. В корме "Adrien" появились два побортно расположенных наклонных плавника с регулируемой высотой выдвижения. Чем сильнее был ветер, тем сильнее Жан-Люк должен был выдвигать подветренный плавник. Как следствие, при увеличивающемся на порывах крене лодки в действие вступала увеличивающаяся площадь плавника, смещая ЦБС в корму и удерживая яхту от броска на ветер. Это нехитрое устройство, пришедшее с яхт класса "Mini 6.50", позволило спортсмену довериться своему авторулевому и уделять больше внимания тактике ведения гонки — да-да, именно так. Хотя Жан-Люк находился в море один, свое плавание он рассматривал исключительно как гонку — гонку с заочным противником Филиппом Моне. Одновременно это было и бескомпромиссное соревнование со временем. "Каждые несколько часов я проверял, где находился Филипп на этот час и где сейчас нахожусь я. И так все 122 дня пути", — рассказал впоследствии Жан-Люк.
Нового рекордсмена одним из первых горячо поздравил именно Филипп Моне — "человек, дважды лишившийся одного рекорда", как назвала его французская пресса. Действительно, ситуация с достижениями Филиппа может показаться для непосвященных слегка запутанной: первоначально рекорд одиночного "нон-стоп" кругосветного плавания отобрал у него Франсуа Жуайон (см. "КиЯ" №188). После этого Моне оставался лишь обладателем лучшего результата кругосветного плавания в "обратном направлении", но и его теперь улучшил Жан-Люк. Тем не менее Филипп Моне по-прежнему остается действующим рекордсменом: быстрее него земной шар с востока на запад на многокорпуснике не огибал никто.