Замысел кругосветного плавания возник в удивительные дни 1997 г., когда на построенной нами яхте мы прошли водами пяти морей вокруг Скандинавии до Санкт-Петербурга. Тогда едва тлеющая мечта о самом дальнем маршруте окрепла. Мы приобрели необходимый опыт, появилась уверенность в успешном исходе небывалого проекта. Нас поддержали в администрации области.
А дальше волна сочувствия и материальной поддержки, в конце концов, сделала возможным старт плавания вокруг Земли. Главный наш козырь состоял в том, что мы станем первыми, кто на спортивной яхте минует безостановочно Северо-Восточный проход.
Команда "Сибири" — это четыре человека. Капитан — Сергей Щербаков, его помощники — Сергей Кикоть и Александр Чулков, боцман — Владимир Шельменков. По одному участнику присоединялись на отдельных отрезках маршрута. Это тоже были омичи: Владимир Корниенко, Алексей Щербинин, Евгений Федоров, Алексей Декельбаум.
Наш путь "до моря" начинался, как и все дальние парусные походы из Омска, в июле. Сразу бы стоило оговориться, что речное плавание несравненно труднее морского. В море при любом направлении ветра можно продолжать свой путь к цели, используя, на худой конец, лавировку. На реке этого себе не позволишь. Шиверы, перекаты, излучины с крутыми поворотами, замысловатая плавучая и береговая навигационная обстановка (во многих местах пришедшая в негодность) требуют изнуряющего напряжения.
Впрочем, четверо в нашей команде четыре года назад уже проделали этот речной путь. Так или иначе, мы успешно справляемся с крутым нравом заметно обмелевшего Иртыша и многоликой Оби.
Все — речное плавание позади. Мы в Карском море — первом из арктических морей, получившем "прописку" на карте еще в 1737 г. Широта северная 73°, долгота восточная 73°. Магические, ни на что не делящиеся цифры. Без видимого пафоса, чтоб не сглазить начавшийся морской путь вокруг света, перебрасываем грот и стаксель на правый борт. Яхта резко прибавляет в скорости на курсе галфвинд. Курс по компасу 85° к пока еще невидимому о. Вилькицкого.
Первой же ночью (заметим, Солнце здесь не заходит — полярный день) произошло ледовое крещение: началась подвижка льдов. По образовавшемуся каналу мы прошли к подветренному берегу о. Длинный. В память о первом препятствии соорудили из плавника знак с надписью "Кругосветка яхты "Сибирь". Омск. 5.08.". Знак вынесли на вершину острова и привалили камнями. Все, как в приличной полярной экспедиции.
Наутро ломаем голову — как преодолеть ледовую перемычку. Вызвали проходящие мимо атомные ледоколы "Россия" и "Таймыр". С "России" нам погудели. Обнадежили обещанием помочь на обратном пути. Правда, не уточнили, когда это будет. Однако позднее о' проводки отказались—нет разрешения из Мурманска. Может, это и к лучшему.
Страницы из дневника.
20.VIII. С трудом нашли коридор в движущемся ледовом потоке, выбрались на чистую воду и к сегодняшнему вечеру добежали до мЧелюскин. Оказывается, вдвойне приятно придти на вершину Евразии своим ходом. Встречало нас население полярной станции — все 15 человек. А когда-то здесь был даже свой детский сад! На широте 77°43’ сделали записи в книге почетных гостей.
Очень хотелось бы поподробнее рассказать о побывавших здесь экспедициях А. Норденшельда, Ф. Нансена, Э. Толля. Из простых смертных м. Челюскина обогнул на 4-метровой прогулочной гребной лодке "Пелла-фиорд" Евгений Смургис. Он останавливался здесь 26.VIII 1990 г. во время драматического кругосветного плавания, начатого в порту Тикси На следующий год первой из спортивных парусников здесь останавливалась яхта "Якутск".
21.VIII. В наших условиях расслабляться — смерти подобно. Но, с другой стороны, в понедельник грех выходить в море. Остаемся, тем более что пограничники дали в нашу честь обед. Мы тоже не сплоховали — добавили к столу знаменитую обскую нельму. Повод торжественно отметиться был: решили создать Клуб покорителей мьса Челюскин "77 — 43" по аналогии с Ассоциацией покорителей мыса Горн "56 — 05". Еще успели и пошутить, но, как только по местным часам наступил вторник 22.VIII, мы помчались на яхту и отдали концы.
В час ночи этого дня миновали знаменитый мыс, о котором его первооткрыватель Семен Иванович Челюскин написал в своем путевом журнале так: "8 мая 1742 г. Берег лежит небольшим выгибом... гораздо низок и пещаной".
Только здесь, на мысе Челюскин, осознали, что обречены на постоянную гонку на всем пути вокруг света. А как сказать иначе, если любое опоздание в Арктике грозит зимовкой и потерей темпа. Опоздание на финише будет не менее опасно: Обская губа может замерзнуть прежде, чем мы появимся вблизи нашей ключевой точки 73° с. ш. — 73° в. д. Мы вынуждены спешить — не задерживаться даже там, где очень бы хотелось! При этом нужен резерв времени на непредвиденные обстоятельства. Так что не мешкая, вперед — до Тикси!
Весь дальнейший путь на восток врезался в память, как очень тревожный, временами — угрожающий. Иногда наша затея с переходом без зимовок до самого "Тихого моря", как называли Тихий океан русские первопроходцы, казалась опаснейшей фантазией. Все же надежда на авось не внушала твердого оптимизма. Вот и вглядываемся в горизонт всякий раз после получения ледового прогноза. При этом всячески используем уже полученный урок: в любом случае быть ближе к берегу. Оказаться зажатым во льдах далеко от него — худший вариант сценария, отжимной ветер может унести яхту вместе с пленившими ее льдами.
25.VIII. В бухте Прончищевой полярная станция заброшена, но целехонька — хоть сейчас запускай дизель-генератор. Прибыли сюда вчера вечером, а утром устроили охоту на гусей. Отличился боцман. Вскоре на специально устроенных кострах начали опаливать добытых птиц. Увлекшись записями в дневник, я вдруг почувствовал мягкие толчки.: "Да это же отлив пошел. Аврал!" — кричу береговой команде. Завели спинакер-фал, раскачали яхту и стащили ее на глубину...
30. VIII. Вчера утром прибыли в Тик-си. Мелкий ремонт, баня, пресс-конференция, фотографирование спонсорских флагов на фоне Тикси. Но надо спешить. Вечером того же дня вышли. .. Через сутки ветер, покрутив туда-сюда, задул с зюйд-веста со скоростью 30-40 уз. Целые сутки идем в снежном буране. Между вахтами резвимся на палубе, лепим снежную королеву, играем в снежки.
Стоянка в Певеке была такой же короткой и, как всегда, насыщенной событиями. Глава района Вячеслав Золотарев обеспечил нас всем необходимым. Мне показалось, что он отдал нам последнее районное знамя Чукотки. Такое тяжелое — на штаг не поднимешь, с древком, украшенным бронзовым сердечком со звездочкой внутри, с кистями и бахромой, но все равно — полку знамен от регионов России прибыло.
К 7.IX. приблизились к прол. Лонга, отделяющему материк от о. Врангеля. Даже боимся сказать вслух — неужто пронесло? Без особой помпы и шума пересекли 180-й меридиан и оказались уже в западном полушарии. Только перевести дух не удалось. Затянуло нас в лед, и долго бились мы со встречным ветром, рискуя быть выброшенными на берег. На траверзе Колючинской губы— попутный ветер, снег, туман и появившаяся надежда.
15.IX. не менее знаменательное событие — пересекаем Северный полярный круг. Таким образом наше 50-дневное плавание в Заполярье заканчивается, а между тем с момента старта в Омске минуло 75 суток. Теперь, когда до Берингова пролива остается 20 миль, мы уже смело вносим коррективы в свои планы. В общем-то запаздываем (ах, эти атомные ледоколы!), но зато мы прошли Севморпуть без посторонней помощи. Чтобы сократить маршрут, решаем в Ном на Аляске не заходить, а идти на о. Кадьяк — первую столицу бывшей Русской Америки.
От перечня важных, нет, великих терминов и названий, никак не отделаться. Всего за неделю мы пересекли границу двух полушарий, Северный полярный круг, обогнули в районе м. Дежнева крайний северо-восточный выступ Евразии, пересекли границы двух морей и океанов и, наконец, 17.IX прибыли в порт Провидения. Здесь нам поставили печати в паспорта—яхта получила право на плавание в международных водах. У пограничников эта процедура почему-то называется тяжеловесно и настороженно: закрытие границы.
19.IX покидаем Россию. Как звучит! А между тем в море ничего не изменилось, все буднично и привычно. Первую землю Соединенных Штатов — о. Лаврентия — мы оставляем по левому борту без всякого внимания. Преодолеваем следующее, теперь уже Берингово, море. Держим курс на прол. Унимак на Аляске. Встречный шторм переносим на энтузиазме, накопленном за месяцы неопределенностей и переживаний.
Состоялось еще одно важное событие. Мы пересекли Линию перемены дат еще 19.IX и при движении на восток попали во вчерашний день — таково правило. Этот сэкономленный день решили растратить сегодня — в воскресенье 24.IX. По окончании "выходного дня" даю команду вместо 25-го числа на компьютере, часах и прочей технике оставить прежнюю дату и устроить себе второе воскресенье подряд.
Но вот и пролив. Попутный норд-вест с мощной догоняющей волной делает яхту малоуправляемой. Стаксель закрутили почти до предела, но и эта малая часть его шкотового угла тянет неплохо. Для управляемости включаю дизель на малом ходу. Используя GPS и электронную карту, вслепую становимся на якорь в бухте, где царит полнейший штиль.
29.IX. Вчера ночью после четырех дней отстоя решили пересечь прол. Шелихова и перейти на о. Кадьяк Ветер нам не показался сильным — до 30 уз — и ничто не предвещало беды Однако, как только мы вышли на открытое место, встретились с аномальным явлением — волнами высотой более 10 м. Ветер попутный, курс — полный бакштаг. Одна, из волн прошла под нами, яхта внезапно перевернулась через правый борт и, сделав полный оборот, через 4-6 секунд снова стала на ровный киль. В это время на вахте стоял Сергей, пристегнутый страховочным конц ом (иначе бы мы его не выловили из беснующейся воды), а я отдыхал. Я четко осознал, что успел побывать на всех поверхностях, окружающих мою койку, включая подволок. Трое других ребят попали в "бетономешалку", вращаясь вместе с водой, продуктами, снаряжением. На палубе всем нам поначалу предстала не очень страшная картина, потому что дизель работал, как ни в чем не бывало. Потом, когда мы огляделись, стало неуютно. Полностью сломало обе мачты на высоте краспиц; мы лишились спутниковой связи, навигации (спутниковой антенны), УКВ-связи, ветрогенера-тора, радара и анеморумбометра. Нам, однако, ничто пока не угрожало, подавать сигнал бедствия мы и не думали... Мы подняли обломки рангоута, восстановили связь, подключили GPS и электронную картографию и к вечеру вошли в бухту на южной оконечности о. Кадьяк.
3.X. Сегодня перешли в главный город острова — Кадьяк Это рыбацкий порт с населением около 6000 человек. Здесь у властей получили визы на полгода. Встречают нас как героев и всячески балуют вниманием. Планируем поставить новые мачты, но это дорого и пока — на переход в более теплые места — решаем за умеренную плату восстановить сломанные во время "оверкиля." старые мачты На это денег должно хватить, но мы останемся "на бобах". Разговоры о мачтах невольно подводят к мыслям о стратегии дальнейшего перехода. Проход Панамским каналом пока не рассматривается, но ясно и другое — мыс Горн с таким рангоутом огибать нельзя.
Когда-то это должно было случиться. В 2.00 пополудни 18.X мы покидаем гостеприимный Кадьяк так, словно покидаем родину. Настроение подстегивает тихая умиротворенная погода, будто мы не где-то на краю света, а у друзей на петляющей среди лесов реке Оми. Гонка, сидящая в мозгах, делает нас равнодушными даже к символам нашей великой истории. Где-то слева проплыл в туманной мгле о. Каяк — место, где первые русские с корабля Беринга "Св. Петр" высадились на берег Америки 20 июля 1741 г. Как и для журавлей — наш курс на юг, к теплу. Нам сказали, что плавать в шхерах архипелага Александра, состоящего из более чем 1000 островов, одно удовольствие. Тем более что большинство из них носят имена русских моряков. Центром всей "русскости" на Аляске является, конечно же, Ситка — бывший Ново-Архангельск. Здесь была резиденция правителя Александра Баранова и его преемников, вплоть до дня продажи русских владений Америке. Нет, не хочется смотреть ни на храм Михаила, ни на злополучный флагшток, с которого спустили некогда российский флаг. Лучше пойдем в Петерсбург.
На узкий и извилистый путь среди островов вступили после ночевки в уютной марине Элфин коув. Тем более что задуло до 40 уз. Наутро идем между островами. Слева — о.Адмиралтейс-кий, справа—о.Чичагова. Далее проливы Чатам и Фредерик. Названия проливов — американские, а всех островов — русские. Да и сам Питерсбург — главный город графства (по-нашему — района) "Врангель—Питерсбург" — приютился на о. Купреянова. Мало того, рядом с тезкой бывшей российской столицы приютился городок Купреянов — и все это в честь одного из правителей Русской Америки Ивана Купреянова.
Здешний Питер — очень уютный и приветливый городок с 3000 жителей, в основном рыбаков. Он типичен для "столиц" графств во всей Америке. В этой стране чужаков можно "встретить" столицы многих стран. Есть лондоны или парижи с населением от 2000 до 4000 человек. Не тешьте себя иллюзиями насчет логики. К примеру, пару петербургов в ранге "столиц" графств, кроме "нашего" аляскинского, можно найти в Иллинойсе и Индиане. А в штате Вирджиния тамошний Питер — центр военно-исторического парка на месте сражений южан и северян. В данном случае русская столица ни при чем — мы просто забыли об апостоле Петре — кумире христиан. Но есть в США город — подлинный тезка Санкт-Петербурга, действительно основанный уроженцем этого города Петром Дементьевым и названный в честь российской столицы. Это он протянул на Флориде железную дорогу от глухих тропических лесов, кишащих крокодилами, до самого Мексиканского залива, где и основал в 1888 г. город. Теперь это знаменитый зимний курорт и рыбный порт.
9.XI. После коротких стоянок в порту Харди на канадском о. Ванкувер и в городе Принс-Руперт "Сибирь" подошла к узкому проливу, отделяющему этот остров от материка. Это чарующее место и в то же время очень опасное. Скорость течения здесь свыше 15 уз. Надо точно выбрать момент для прохода узкости.
13.XI. Вчера прибыли в Сиэтл. Прекрасная марина в зал. Эллиот В гости к нам пришел консул России Юрий Герасин. Замечу, что консула здесь не было, пока русское население в трехмиллионном Сиэтле не превысило 40.000 человек. Так что в этой "русской глубинке" мы надеемся найти русскую верфь для капитального ремонта яхты.
20.XI. Теперь мы в оз. Юнион на территории русской фирмы, которая с нас берет за стоянку вместо 40 долл. в сутки — всего 40... центов. Все складывается неплохо. И наши спонсоры нас не забывают. Более того — у меня появилась возможность в период ремонта слетать в Россию, что, наверняка, поможет дальнейшему движению по маршруту. А пока что решаем крупную проблему по установке тяжелой (двухтонной) свинцовой бульбы на шверт.
Утром 31.XII "Сибирь" идет на выход в океан, но на встречу Нового года решено зайти в зал. Ниа-Бей — центр резервации индейцев мака. День смены столетий и тысячелетий совпадает с днем рождения Саши Чулкова. Втройне торжественный ужин. Достаем подарки из дома, слушаем в записи поздравления родных и близких.
И вот мы снова в море. Налетевший шторм вынудил нас зайти на отстой в бухту Ла-Пуш. С этого началось наше прибрежное плавание вдоль берегов Нового Альбиона. Так назвал эти земли знаменитый мореплаватель и пират Фрэнсис Дрейк. Без особых проблем нашли фарватер, ведущий в устье р. Колумбия, и оказались в Ньюпорте. Здесь нас поджидал Александр Щербинин, прибывший на замену Володи Корниенко. А затем у нас было еще одно пополнение: появился врач Евгений Федоров, зачисленный на должность варяга-матроса.
Жаль — не удалось посетить Форт-Росс — русское поселение в Калифорнии. Нельзя объять необъятное! Мост "Золотые ворота" на входе в Сан-Франциско обозначился едва ли не за 20 миль! Вскоре мы уже рулим к нашей марине Ойстер-поинт. Телевидение и пресса встречают нас и хорошо отрабатывают свой хлеб.
11.II.2001. Две недели пребывания в Сан-Франциско отдыхом не показались. Но все было интересно. Побывали в центре управления всеми 48 спутниками и наземными станциями системы, три из которых расположены в России, Яхту для ремонта дейдвуда и центровки двигателя подняли на берег. Многие бескорыстно оказывают нам помощь, особенно из числарусских, никогда не бывавших в России, Затем мы посетили "Силиконовую долину", город Сан-Хосе, где провели важную встречу с нашим спонсором "Глобал-стар". Представители спонсора вручили нам цифровой фотоаппарат и портативный компьютер с правом подключения к сети интернет, откуда мы черпаем самые надежные прогнозы погоды.
2.III. Вчера вышли из Сан-Диего курсом на Акапулько. В пути делали короткие заходы в Монтерей ихорошо известную у нас Санта-Барбару. Получили журнал "Latitude 38" с подробным репортажем о нашем пребывании в Сан-Франциско и о маршруте "Сибири". Ветер благоприятный, норд-вест 15-20 уз. Работает вся "парусина", что случается нечасто.
14.III. После трех дней стоянки в олимпийской марине Акапулько, наконец уходим, спасаясь бегством после уплаты грабительского сбора за стоянку. По пути сюда наблюдали летающих кальмаров. Никогда бы не поверил, если бы мы сами их не подбирали на палубе вместе с летающими рыбками. Наконец, мы попали в настоящее лето. Идем под генакером. Теперь окончательно утвержден наш план: делаем заходы в один из портов Коста-Рики, посещаем о.Кокос, в районе архипелага Галапагос пересекаем экватор в двух направлениях (иначе плавание не считалось быкругосветным) и следуем на вход в Панамский канал. Для перехода вокруг м. Горн нам не хватает средств, да и сваренные мачты не годятся для тамошних зимних штормов. К тому же из-за потери времени мы были бы обречены на зимовку в родимом Мурманске. Нет, уж...
Середина марта. Мы в полном одиночестве идем вдоль берегов Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса. В полдень устраиваем купание за бортом. Чулков с Шельменковым пытаются оседлать черепах и прокатиться, но эта затея черепахам не нравится, и они ныряют под нашу яхту. Жара донимает. Над рулевым соорудили навес. Встретили стадо китов, уступивших нам дорогу метров за десять. Странно наблюдать за чайками, которые, оказывается, могут хватать летучих рыбок прямо над нашей палубой.
В Коста-Рике визы не нужны, но все-таки к нам приехал российский консул Алексей Белоногов. Привез свежие газеты, рассказал новости. Коста-Рика — одна из благополучных стран Центральной Америки. Этой же стране принадлежит о.Кокос. Это тот самый реально существующий "остров сокровищ", на который свозили награбленное целые поколения пиратов. Теперь на острове национальный парк, и он для любых кладоискательских экспедиций закрыт. К этому изумрудному холму в океане подходим 25.III. Тут же подруливает катер, и мы покупаем входные билеты по 15 долл. плюс — оплачиваем яхтенный сбор — 25 долл. Теперь получаем право осмотра острова — пройти по тропинке длиной точно 2500 м от бухты Чатем, где мы стали на якорь, до бухты Уэйфер на противоположном конце острова. В середине тропы гора Иглесиас высотой 589 м. Мы ее обходим стороной. Встретили французов с яхты на той стороне да служащего, который подстригал травку на тропе. Всего на острове 10 жителей — служащих парка. Здесь нет ни ядовитых растений, ни хищных животных. Жара, 100%-ная влажность, диковинная растительность, богатейший подводный мир и все, что можно запретить, запрещено. Прощай тропический Кокос, используй наши сто баксов во благо!
29.III в полдень пересекли экватор. Боцман изображал гаишника-Нептуна с трезубцем вместо жезла. Приставал ко всем нагло, требовал мзду за ветер в паруса. Откупались от него шампанским — нечасто приходится праздновать такое! На GPS шкала широты украсилась нулями. Редкое зрелище для понятливых. Как тут не балдеть! Пока балагурили и обливались водой, на нас свалилась приличная стайка "пернатожаберных", но есть их не стали: Нептун приказал всех помиловать и бросить за борт...
I.IV. Три часа пополудни. Снова пересекаем экватор, на этот раз — с юга на север. Предыдущие три дня мы обходили четыре острова в архипелаге Галапагос, что в переводе на русский означает черепашьи. На островах Санта-Крус и Сан-Кристобаль останавливались в бухтах.
Экваториальное течение съедает нашу скорость. Работает дизель. После о. Кокос (заходили сюда снова за питьевой водой) попадаем в попутную струю Североамериканского прибрежного течения, которая помогает нам быстрее добраться до Панамы.
13.IV. Пятый день стоим в Бальбоа на входе в Панамский канал. Готовимся к оплате прохода по каналу — 1300 долл. Но это еще не все: предстоит оплата стоянки. Перезваниваемся со спонсорами. Надо, к тому же, иметь определенный запас средств на всякие непредвиденные расходы.
22.IV. Вчера прошли Панамский канал, событие впечатляющее. На канале шесть двойных: шлюзов (две полосы движения). Три — с подъемом наверх, три — для спуска в Атлантику. Середину перешейка занимает озеро. Расстояние всего 35 миль, но уходит на них весь световой день. Вот, наконец, порт Кристобаль. Снова кругом мангровые заросли. Почти полное отсутствие приливов, тогда как в Бальбоа — до 9 м!
Карибское море. Берем курс на север — на вход в Мексиканский залив через широкие ворота Юкатанского пролива. До столицы Кубы всего неделя пути.
В Гаване нам отвели место в "Марине Хемингуэй", предназначенной для состоятельных иностранцев. И мы, выходит, в их числе. А почему бы и нет? Кубинцы на свою месячную зарплату могут купить всего лишь 20 банок пива. У нас и то побольше выйдет. Началась процедура гостеприимства. Сначала — береговая охрана и служба безопасности марины. Потом санитары, до того поджидавшие "работы" в тени пальм. А в это же время подводные пловцы обследовали днище нашей яхты и очень заинтересовались системой подъема киля. Потом симпатичный спаниель обнюхивал яхту в поисках наркотиков. Затем спаниеля сменили таможенники. Впрочем, вся эта тягомотина заняла не более четырех часов, и мы, наконец, смогли сойти на Остров свободы. Здесь в нашу команду влился последний "варяг" — Алексей Декельбаум. Теперь нас шестеро.
Из Гаваны вышли 5.V. Добрались до Ки-Уэст — на самом южном кончике Флориды. Здесь пришлось нырять и заниматься починкой линии вала. Боремся со встречным ветром при сравнительно попутном течении. Именно здесь Гольфстрим подобен широкой реке. В Майами решили не задерживаться, а пройти еще 20 миль к северу, к просторным гаваням Форт-Лодердейла. Отсюда Щербинин отправляется в Нью-Йорк — на самолет до Москвы, и снова мы остаемся впятером — в штатном режиме. Здесь встречаем многих наших земляков, причастных к славе отечественного яхтинга. Это Иван Киселев, строители "Фазиси" и "Одессы" — участники гонок Уитбред Валерий Сафиуллин и Игорь Куторгин. Приятной для нас была высокая оценка нашего труда профессионалами.
8.VI. Неделя пути до Бермудских о-вов была настоящим океанским плаванием: попутный ветер 20 уз, солнечно, но не жарко. Нас пытается догнать довольно высокая (до 3 м) волна. Тут же меняем паруса, скорость возрастает, яхта становится более управляемой. Смену парусов производим довольно часто, хочется выжать из яхты все, 0. Св.Георга. В группе Бермудских о-вов, названных в честь испанского мореплавателя Хуана Бермудеса, их насчитывается около 640, но обитаемы лишь два десятка. Теперь эта британская территория — очень модный и дорогой морской курорт.
15.VI. Бермуды покинули после двух дней отдыха. Сегодня мы попали в ловушку: идем между двумя циклонами. Поворачиваем к югу, чтобы попасть в зону попутных ветров, но здесь нас достает другой циклон — со встречными (30-35 уз) ветрами. До Азорских о-вов осталось 1200 миль, дней 10 пути.
1.VII. Сегодня годовщина нашего выхода в кругосветное плавание. Позади почти 20 тыс. миль, есть с чем себя поздравить! За три дня до этого мы отмечали 50-летие нашего клуба "Водник". Поздравили омичей и всех друзей.. Боцман расстарался с обедом.
Знаю по опыту: долгое благополучие должно окончиться чем-то иным. Путь к Португалии казался вполне терпимым, хотя в свистопляске циклонов больше всего досталось нашему двигателю. Перед самым побережьем зацепили циклон с 6-8-метровой волной. Движок молотил трое суток подряд — без него яхта на попутной волне опасно зарыскивает. И вот расплата. Оборвался впускной клапан, которым разбило поршень и цилиндр. Нам крупно повезло, что родина нашего движка недалеко — это славный город Барселона. Вот мы и связываемся с изготовителем — фирмой "Sole Diesel" уже в португальском порту Фигейра-да-Фош, это милях в 80 от Лиссабона и совсем рядом с древней столицей Португалии — чарующей Коимброй. Хочется думать о песенке в исполнении Лолиты Торрес и еще о чем-то легкомысленном, но все мысли только о суммах, необходимых для оплаты ремонта. Кончилось все неожиданно хорошо и быстро. Питерская фирма "Фордевинд-Регата", в свое время поставившая нам "полетевший" дизель, согласилась оплатить установку нового, и вот срочно доставленный новенький "Mini-26" уже тарахтит на своем месте.
Впереди Бискай, о коварстве которого разговоры тут на каждом шагу.
25.VII. Прибыли в Брест. Бискай был благосклонен и нас ничем не наказал. Правда, снова забарахлила линия вала. Ремонтироваться здесь легко — высота прилива 6 м, что позволяет обсохнуть, где угодно, и осмотреть свое подводное хозяйство.
29.VII вошли в Амстердам. Четыре года назад на нашем пути в Питер мы уже побывали здесь. Так что "Сибирь", строго говоря, замкнула свою кругосветку. Что касается команды, то лишь трое из нас могут прицепить серьгу или покрасить волосы в цвет океана: это я — капитан, Кикоть и Шельменков. В Омске об этом знают, и мы тут же получаем поздравление.
9.VIII. Осло. Сегодня четвертый и последний день стоянки в столице Норвегии. Здесь нас встречали представители спонсоров Ирина Никольская-Роддвик и Сергей Губернаторов, а также помощник губернатора Омской области Виктор Бабкин. Безусловно, родная область — наш основной кормилец, и дорогим землякам — самая искренняя благодарность! С этими мыслями и пускаемся в путь вокруг Скандинавии...
25.VIII. Мурманск. Не верится, что это случилось. В своем Отечестве мы щегольнули точностью и подошли к причалу в назначенные день и час — в 10.00.
Всегда трудно писать о прошедших событиях. Тогда все было в нормальном, рабочем темпе, еще не сжатом дефицитом времени. А теперь — галопом по Европам, как говаривал классик.
После выхода из Осло зашли в Эгерсунн. Этого никак нельзя было избежать, поскольку штаб-квартира спонсора "C-Map" расположена именно в этом городе. На следующий день в Олесунне нас встречает представитель компании ‘Теленор". Заодно отпраздновали день рождения нашего молодого (47 лет!) матроса Алексея.
1.IX "юбилей" — ровно 14 месяцев с момента нашего старта из Омска. Отметили уже в море, пока еще Баренцевом. Мы не зря стараемся и торопимся. В Мурманске нам хватило четырех дней, хотя швертовый колодец после поломки в норвежских шхерах так до конца и не исправили. Опасность в том, что ледовый массив вокруг Новой Земли сползает на юг и может перекрыть нам путь к устью Оби. Паруса, особенно большая генуя, как решето. Смотреть на них страшно!
Все-таки мы прорвались в наше родное море — Карское, негостеприимное по погоде Баренцево осталось позади. До нашей магической точки — 73°—73° — остается 250 миль.
И вот 6.IX мы именно в этой точке: широта 73° северная, долгота 73° восточная. Это наш день победы. Мы замкнули виток вокруг Земли, завершили "Северную Кругосветную Парусную Экспедицию "Сибирь-2000". Сейчас 21.45 по Москве, а тогда, когда мы начинали этот круг 28.VII 2000 г., было 18.45.
За 405 дней пройдено около 22 000 миль. Это истинное расстояние по нашему генеральному курсу, не учитывающее мучительные сотни миль штормовых сносов и дрейфов, которые мы все-таки смогли преодолеть. Теперь предстоит путь "от моря до дому". Здесь, на этом пути, мы ставим еще один рекорд, поскольку нет в мире более удаленного от моря порта, яхтсмены которого обошли Землю без зимовок на маршруте, включающем в себя Северо-Восточный проход.
30.IX. Омск. За три дня до финиша привели яхту в порядок. И вот — точка. Официальный финиш состоялся сегодня в 12.00 на том же месте, что и 15 месяцев назад на старте — в устье Оми, в историческом центре нашего города. "Сибирь" встретили салютом — выстрелом из береговой пушки. На флагманском судне Иртышского пароходства экипаж доставили на берег для торжественной встречи. Приветствовать нас приехали губернатор Омской области Л.К. Полежаев и Президент Всероссийской федерации парусного спорта А.А. Котенков. Конечно, встречали нас наши друзья и родные.
Последним словом в моем рассказе будет спасибо: администрации области, всем регионам России, чьи флаги полощутся на нашем штаге в этот торжественный день, нашим спонсорам из других городов и зарубежных стран, а главное спасибо — тем многим людям, которые своим незаметным вкладом способствовали нашей победе.
Теперь наш родной Омск навсегда занесен в список почетных членов своеобразного Клуба кругосветных плаваний.
Яхта (швертбот) построена по проекту С. Щербакова в Омске — в яхт-клубе "Водник", которому в 2002 г. исполняется 52 года. Заложена в 1987 г., спущена на воду и освящена 31 мая 1997 г. Корпус длиной 12.5 м — ламинированный (диагональная обшивка в четыре слоя из полос авиационной фанеры на эпоксидном связующем) покрыт двумя слоями стеклоткани плюс четыре слоя кевлара и декоративного покрытия. Борта выше КВЛ утеплены пенопластом, внутренняя зашивка — краснодеревая фанера. Корпус получился очень жесткий, ни разу "не скрипнул". Шверт кинжальный из нерж. стали (1 т). Подъемное устройство — подвижный блок и червячный редуктор.
После первого путешествия 1997 г. корпус удлинили, нарастив с кормы внахлест.
Парусное вооружение — бермудский кеч; яхта несла множество парусов (грот — 28 м2, генуя — 42, внутренний стаксель — 10, бизань — 14, спинакер — 70, генакер — 100, трисель — 4). Это позволяло двигаться по маршруту в разных условиях. Подъемный шверт помогал выбирать свободный проход на мелководье (осадка с поднятым швертом — 1,2 м), между льдами и береговой чертой. 25-сильный дизель и отличное навигационное оборудование позволяли без проблем заходить в иностранные порты, нередко в штормовых условиях...
Сергей Щербаков, капитан яхты "Сибирь"; фото автора и участников плавания; литературная запись Василия Галенко.