Тихий океан: 274 дня одиночества
В июне 2000 года в забытом богом перуанском порту Ило царило необычайное оживление. Градоначальник и капитан порта дали разрешение англичанину Джиму Шекдару покинуть порт на гребной лодке "Акула". Все 40-тысячное население этого небольшого городка высыпало на окружающие сопки, чтобы наблюдать за событием, которого в истории города никогда не бывало. Семиметровая лодка, названная в честь лондонских спонсоров гребца — сети магазинов готовой одежды "Le Shark", — загруженная восьмимесячным запасом продуктов, ожидала 54-летнего покорителя океана у причала.
29 июня 2000 года под вой сирен портовых буксиров Шекдар сделал первые гребки. Джим понимал, что предстоящие полгода, а может быть и больше, ему не ступить ногой на сушу. Этот рейс должен быть безостановочным — от материка до материка — и стать рекордным плаванием на веслах. Еще оставался непревзойденным рекорд по продолжительности, установленный американцем Джоном Фэрфаксом, который в 1969 году на пути от Канарских островов до Флориды шел на веслах ровно шесть месяцев. Но предшественники Шекдара не смогли безостановочно пересечь Тихий океан на гребной лодке от материка до материка. И теперь Джим был полон решимости не только встретить новое тысячелетие в самом большом океане планеты, но и достичь побережья Австралии.
Протяженность пути Шекдара в тропической зоне южного полушария составляла 7154 морских мили, или 13250 км.
Вот некоторые записи из его дневника.
"15 сентября, 79 день в пути. Самый благоприятный день. Греб всего восемь часов со скоростью не более трех узлов, а спутниковый навигатор показал, что лодка прошла по маршруту 40 миль!"
"20 сентября, 84 день плавания. Абсолютно несчастный день, все 24 часа. Сначала ветер понес меня назад, на восток, потом направление его много раз менялось и мое движение к цели вовсе прекратилось. От расстройства отправляюсь спать и тут меня накрывает волна. Мокрый до нитки в душной и сырой донельзя каюте. Подвожу итоги: всего 6 миль за сутки. Но телефон и электронная почта в порядке. Привет жене и дочерям в Лондоне...".
"24 ноября — 148 день. Похоже, я пройду милях в пяти от острова Матуари, что к юго-востоку от Туамоту. А где-то там, южнее, легендарный остров Питкерн, заселенный повстанцами с британского корабля "Баунти" в 1790 году. В селении с многозначительным названием Адамстоун около ста потомков британцев и их таитянских жен. Теперь наследники бунтовщиков, некогда высадившие в море своего жестокого капитана Блая, объект усиленного интереса искателей приключений, которые добираются сюда на своих яхтах.
За бортом оживление нарастает. Меня "охраняют" пять больших акул длиной почти три метра и около сорока мелких. Они мельтешат и сосчитать в точности их невозможно...".
"2 декабря — 158 день. Акула, нарисованная на бортах лодки, видимо, привлекает собратьев. Они кружат за бортом и преследуют лодку изо дня в день. Попытка отпугнуть акул ни к чему не приводит. Символ недоброжелательности и убийства прикрепился к акуле не случайно. Беру обломок весла, приделываю к оконечности нож. Захваченный в пасть акулы мой снаряд едва не увлекает меня за борт и я прекращаю опасные опыты".
Новое тысячелетие Джим встретил на 185 день своего плавания на 23°20' южной широты и 176° восточной долготы. Это уже рекорд одиночной гребли в океане по продолжительности. Позади 5137 миль (9514 км), что составляет две трети от намеченного пути.
Финиш гребного марафона состоялся не в городе Кэрнс, как намечалось при старте, а в более южном Брисбене. Это было разумным решением. Джим тем самым миновал риск оказаться разбитым на Большом Барьерном рифе и тем пополнить печальный опыт своего предшественника Питера Берда. Именно на этих рифах в 1983 году Берд закончил свой легендарный рейс из Сан-Франциско. Он так и не смог пересечь океан от материка до материка без остановок.
В 16.42 по местному времени — в 06.42 по Гринвичу — 30 марта на 274 день плавания Шекдар благополучно закончил свое безостановочное путешествие от порта Ило (Перу) до порта Брисбен (Австралия).
В прибойной волне на подходе к желанному берегу лодка попала в серфинг, перевернулась и "вытряхнула" гребца за борт. Такого не случалось за весь переход благодаря тому, что Джим избегал любого приближения к берегу, который всегда опасен из-за рифов и прибойной волны. Правда, все обошлось благополучно и Джим на последних метрах выступал в роли пловца. На мелководье его встречали друзья, в тесном обрамлении журналистов, жена и две дочери, только что прилетевшие из Лондона.
В Атлантике «Брат Иаред» — библейский вояж
Ричард Джонс — коллега нашего Вячеслава Кавченко. Оба они должны были в День Колумба — 12 октября 2000 года — стартовать с острова Тенерифе на семиметровых гребных лодках по самому протяженному маршруту до полуострова Флорида. (Но старт Вячеслава из-за ряда осложнений был перенесен — см. "КиЯ", №176). В биографиях и характерах обоих есть элементы сходства. Это прежде всего одержимость и уверенность в себе. У обоих одинаковый возраст — 57 лет. Пристрастие к сплавам по горным рекам и к марафонским маршрутам на велосипедах делает их просто братьями!
Информация об изображении
Старт лодки "Брат Иаред" с Ричардом Джонсом из порта Лос-Гигантес 10 октября 2000 г.
Старт Ричарда состоялся не 12 октября, а двумя днями ранее. Это для того, чтобы во всей последующей истории избежать упоминаний о Колумбе, которого считают виновником геноцида коренного населения Нового Света. Такой "пустяк" окажется еще более важным, если мы упомянем название лодки, на которой отправился Ричард. Она называется "Брат Иаред". Имя, ничего не говорящее даже просвещенному читателю, широко известно среди мормонов. Иаред — один из пророков некоего народа с берегов Средиземного моря. Народ под его предводительством за 600 лет до н.э. пересек Атлантику и обосновался на новой обетованной земле — в будущей Америке — задолго до ее официальных первооткрывателей. Такова мормонская версия заселения Америки и поскольку Ричард — активный деятель "Церкви Иисуса Христа Святых Последнего Дня", его пересечение Атлантики в некотором роде миссия для подтверждения церковного канона мормонов.
Старт лодки "Брат Иаред" с Ричардом Джонсом из порта Лос-Гигантес 10 октября 2000 г.
Когда ему было 10 лет, семья переехала в Солт-Лейк-Сити. В этой своеобразной столице мормонов Ричард и формировался как личность. В 15 лет он впервые сплавился на плоту по знаменитому каньону Колорадо и это плавание навсегда определило его интересы. Он прошел путь парашютиста. Как член мормонской церкви пробыл два с лишним года миссионером в Баварии, затем учился в университете на археолога, а к 1991 году стал президентом крупной туристской компании "World Wide River Expeditions". Именно в этом году он узнал о феноменальном рейсе француза Жерара ДГАбовиля через Тихий океан на гребной лодке и сказал сам себе, что и он сделает то же самое, если у него будет такая лодка.
Коммерческие дела в 1995 г. привели его в Англию. Здесь он знакомится с такими британцами, как Кеннет Крачлоу — будущий директор Общества океанских гребцов, знаменитый Питер Берд, уже одолевший на веслах два океана, и строитель его лодки Ник Байли из Бристоля. Именно там, в бристольском ангаре, Ричард увидел процесс создания еще одной гребной лодки для знаменитого теперь Эндрю Холзи. Однако копия такой лодки Ричарда не устраивала, поскольку его огромный рост — 191 см — требовал особого подхода к конструкции. Тут же условились о новой лодке для Ричарда за 18 тысяч долларов.
Осенью 1998 года он делает первую попытку пройти звездный путь своих библейских предшественников и отправляет 40-футовый контейнер с построенной для него лодкой в Лиссабон. Однако выбранный по всем канонам классического мореплавания маршрут оказался не слишком удачным. После старта из устья реки Тежу началась неделя безуспешных попыток преодолеть течения и ветры, стихия упрямо возвращала лодку назад — к берегам Португалии. Однажды изможденный бесполезной греблей Ричард залез отдохнуть в каюту — свой крошечный желтый кокон, уютный и сухой, тут-то ему и привиделся вещий сон, он услышал голос: "Ричард, этот рейс окончен и ты должен возвратиться в гавань". Он отделался лишь сбитыми в кровь ладонями (похожими, по его выражению, на сырой гамбургер), когда отгребал от зловещих скал: ему повезло — случайно его обнаружила круизная яхта. Потом был недолгий спасительный путь на буксире у яхты до марины Белем в эстуарии Тежу. Сьюзен — старшая дочь Ричарда - бывшая все эти дни на связи с отцом, была потрясена неудачей. Ричард, напротив, казался вполне спокойным.
Оказывается, еще в период строительства лодки Ричард молил Всевышнего сказать ему в урочный час "нет", если его затея не понравится Создателю. Он должен был поблагодарить Провидение: на его пути в ту злополучную осень начали бушевать ураганы Карл, Иван и Дженни. В ту самую пору, когда Ричард уже возвратился домой к трем дочерям, сыну и двум внукам, в 800 милях к югу от Азорских островоов зарождался самый жестокий ураган для поздней осени в Атлантике. Тот самый, который мог погубить Ричарда и его лодку.
Вскоре после встречи нового 1999 года началась подготовка к повторному старту — спортивному подвигу с целым букетов всякого рода рекордов (Джонс — самый "пожилой" гребец, к тому же — глава обширного семейства и дедушка, второй по счету покоритель Атлантики по самому протяженному маршруту).
Второй старт той же лодки состоялся 10 октября. Джонсу предстояло прогрести 3700 миль (6850 км).
Нынешний маршрут Джонса проходил в более благоприятных условиях, чем первый, ему помогали попутный северовосточный пассат и течение. Говоря о его жизни на борту, заметим что по мормонским канонам даже чай и кофе, не говоря уже о любых спиртных напитках, употреблять запрещается. Но зато хорошо помогало сознание, что он гребет к дому.
Лодка была оснащена прекрасно. Он получал питьевую воду из морской в неограниченном количестве, имел постоянную связь со штабом перехода в интернете и по спутниковому телефону. Средняя суточная скорость — около 60 км. Момент нового тысячелетия — а это был 82-й день его пути к Флориде — он встретил на широте 23°40' и долготе 56°40'. Учитывая указанные показатели, Ричард считал, что пристанет к пляжу во Флориде где-то в середине февраля и это плавание, конечно же, будет рекордным.
Но все оказалось не так просто. Ричард угодил на мелководья Багамских островов, лодка получила пробоины. Утонуть она не могла, благодаря запасу плавучести (пенопласт). Тем не менее, в наполненной водой лодке грести было тяжело и неприятно. 20 февраля Ричард прекратил мучительное плавание, как только увидел нечаянно забредший на эти гиблые отмели какое-то рыболовное судно. Шел 133-й день его марафона. На буксире лодка стала "заныривать" и вскоре полностью наполнилась водой, перевернулась, и в таком виде ее дотащили до острова Грейт-Раггед-Айленд.
Ричард не дошел до Флориды 326 миль (605 км). По иронии судьбы, он пересек Атлантику почти в точности по маршруту Колумба.