Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 1975 год
  • В одиночку по Рижскому заливу на яхте Латвия»
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
В одиночку по Атлантике на яхте «Опти» из книги Леонида Телиги
500-мильное плавание на яхте «Чукотка» в одиночку
Через атлантический океан в одиночку
Из опыта плавания на «Меве» в одиночку
Кругосветное плавание в одиночку на шхуне «Спирит оф Пентакс»
Главы из книги «В одиночку против Атлантики»
Два драматических эпизода из книги «В одиночку против Атлантики»
В одиночку в океане на грани тысячелетий
Поход и гонки на яхте «Сириус»
1500 миль под парусами на яхте «Светлана»
Швертботы на Волге: от плоскодонки к современной яхте
На крейсерской яхте «Юность» по Черному морю
Вокруг Южной Америки на яхте «Смелый»
Путешествие на яхте через континент


В одиночку по Рижскому заливу на яхте Латвия»

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 58
          0


14 сентября 1974 г., полдень. Яхта «Латвия» выходит из Даугавы в Рижский залив. Дует норд 3—4 балла, поднявший небольшую волну; сияет почти летнее солнце. Необычность плавания только в том, что на яхте нет экипажа, я — один.

По плану мне предстоит идти до Пярну, затем надо будет повернуть в Виртсу, если позволит время, обойдя при этом вокруг о. Рухну, и далее возвращаться в Ригу. На весь маршрут протяженностью порядка 350—400 миль отведено 4—5 суток. Заходы в порты запланированы в основном для отметки судовой роли, но чтобы усложнить мою задачу, предполагается ограничить продолжительность стоянок, делая их не более 1—2 часов.

Поставив судно на курс и подключив авторулевой — подруливающее устройство, я мог и отвлечься. Все сомнения позади, впереди только море и небо.

Вспоминается август 1970 г., когда мы, команда рижских яхтсменов, пришли в Польшу для участия в открытом первенстве по парусному спорту и впервые встретились с ныне хорошо известным Кшиштофом Барановским, тогда только что в одиночку прошедшим 400-мильную дистанцию. Мы долго спорили: что же это такое — одиночное плавание на яхте? Спорт или не спорт? В дальнейшем, читая отчеты об одиночных плаваниях и особенно гонках яхтсменов разных стран, я все больше склонялся к мысли — да, это настоящий спорт! Размышляя об этом, я как-то незаметно для себя и сам начал готовиться к одиночному плаванию, для начала непродолжительному и по хорошо знакомым местам.

Мое заявление с предложением провести такое плавание Совет нашего клуба «Моряк» встретил без восторга, но отнесся вполне серьезно. После подготовки судна — «однотонника», построенного на Таллинской верфи в 1970 г., и установки подруливающего устройства начальник яхт-клуба Ю. Е. Хитун дал «добро». И вот я в море...

Через некоторое время после выхода ветер ослабел, с заходом же солнца вновь усилился до 4 баллов. Яхта курсом полный бейдевинд, делая 5—6 узлов, шла в ночь. Сменил геную на стаксель, взял риф на гроте. Луны нет. Темнота такая, что дальше мачты ничего не видно. Про-дрогнув на палубе, я решился спуститься в каюту. Проверяю установку подруливающего устройства, еще и еще раз мысленно перебираю — все ли сделано для безопасности плавания. Ходовые огни горят, на мачту поднят сигнал «Лишен возможности управляться» — два шара (радиолокационные отражатели из сплава АМг). Вроде бы все!


Приятно согреться горячим кофе, но усталость и нервное напряжение не проходят. Вдруг — какой-то грохот на палубе! Вылетаю наверх. Все ясно: оборвался фал, на котором висели эти самые отражатели...

С рассветом появилось несколько рыболовных судов. Не меняя курса, совсем не трогая румпель, удачно расхожусь с ними. С восходом солнца на горизонте показывается о. Кихну. Ветер по-прежнему ровный, видимость хорошая. Яхта уверенно держится на курсе без моей помощи. Проверяю курс, определяю место на карте, завожу будильник и иду спать. Отвожу на сон час, но просыпаюсь даже за 10 минут до звонка.

Солнечное утро, ветер 3 балла, «авторулевой» точно держит курс. Настроение — отличное. До Пярну остается 20 миль. Ставлю геную, отдаю рифы. После 1В часов плавания «Латвия» швартуется к причалу местного яхт-клуба.

Отметив судовую роль и отдохнув пару часов, вновь выхожу в море, теперь чувствуя себя гораздо более уверенно, чем при выходе из Риги. С рассветом я уже огибаю о. Рухну, ложусь курсом на Виртсу. 16 сентября вечером «Латвия», идя фордевинд при южном ветре 5—6 баллов, буквально влетает в пролив Муху-Вяйн.

При входе в Виртсу, уже в гавани, выяснилось, что все причалы заняты, стоянка же у наветренного волнолома невозможна. Выход один — идти на другой берег пролива, в Куйвасту. Там в 18.00 и закончился второй, самый продолжительный этап моего плавания, длившийся 30 часов. Закрепив концы, схожу на берег с намерением отметить судовую роль и сразу же — до захода солнца — вновь выйти в Рижский залив. Однако погода тем временем портится. Выходить одному, когда явно надвигается шторм, смысла нет.

Наутро при южном ветре 5—6 баллов с зарифленным гротом и малым стакселем «Латвия» выходит из пролива и продолжает свой переход. Начинается лави-ровка при волне высотой до 3 метров; видимость ухудшается, идут полосы тумана. Делаю поворот за поворотом, и все время преследует одна и та же мысль: «Надо держаться дальше от берега, дальше от опасных камней и банок». Короткими галсами очень медленно выбираюсь на ветер. Каждый поворот требует значительной затраты сил для работы на шкотах и руле.


Вдруг — сильный хлопок, отрывается шкотовый угол стакселя. А с одним гротом «однотон-ник» совершенно беспомощен, это значит, что надо ставить штормовой стаксель. Аврал — «Менять паруса!».

Снова изнуряющие поворот за поворотом, но с еще меньшим успехом.- угол лавировки всего 140°. Единственная надежда — отход или ослабление ветра. До захода солнца остается два часа, а по курсу за целый день пройдено всего-навсего 8 миль. Ветер по-прежнему сильный. Решаю поворачивать обратно в гавань Куйвасту, поскольку лави-ровка в темноте вблизи каменистых банок опасна.

На следующий день с рассветом «Латвия» вновь уходит в море. Ветер по-прежнему южный и не слабее вчерашнего, волна еще крупнее. Ставлю штормовой стаксель и зарифленный грот. И вновь не оправдываются надежды на перемену ветра: за этот день удается пройти по курсу немногим больше — всего 12 миль, видимость ухудшается. В третий раз приходится отрабатывать швартовку в одиночку у пирса Куйвасты.

Утром 19 сентября ветер, наконец-то, зашел к западу. Восход солнца был просто великолепен, но море темнело прямо на глазах. Через полтора часа после выхода «Латвия» шла в галфвинд, делая 7—8 узлов. Еще через час ветер засвежел, скорость возросла до 9 узлов.

Подруливающее устройство выходит из строя. Мучительно долго решаю — рифиться или нет? Желание подольше ощущать стремительный ход берет верх.

Сидеть на руле становится все труднее, оставить руль — опасно, на огромной волне яхту начинает беспорядочно бросать. И тем не менее голод и холод берут свое, приходится ложиться в дрейф и хоть на несколько минут, но спускаться в каюту (и каждый раз непременно появляются у меня новые шишки и синяки!).

Перед заходом солнца открывается огонь маяка Даугавгрива, хотя до него еще не менее 20 миль. Ветер по-прежнему не слабее 7 баллов. Свист в вантах, брызги слетают с гребней волн. Решаюсь пройти на корму и вынуть вертушку лага. Пока вожусь с лаглинем, волна накрывает вертикально, лечу боком на леер, он рвется... К счастью, страховочный пояс крепко связывает меня с яхтой! Да, вот они уроки одиночного плавания.


В начале первого ночи 20 сентября «Латвия» входит в устье Даугавы. На реке тихо, штиль, будто в море ничего и не было! И вот я в родной Андреевской гавани.

От редакции


Начальник Рижского яхт-клуба «Моряк» Ю. Е. Xитун прислал для опубликования в сборнике краткий отчет о необычном плавании на яхте «Латвия».

Выходу В. И. Кучмеля на «однотоннике» без экипажа в море и публикации этого его отчета предшествовало немало споров. Походы на крейсерских яхтах в одиночку у нас, как известно, не культивировались и не культивируются как не соответствующие целям нашего парусного спорта — «оморячиванию» молодежи, воспитанию духа коллективизма. Но, с другой стороны, к подобным плаваниям во всем мире относятся как к обычным спортивным рекордам; как доказывает, например, опыт ПНР, это и наглядный показатель уровня развития парусного спорта в стране, и демонстрация мастерства яхтенных капитанов. Не секрет, однако, и то, что по-настоящему дальних плаваний в нашем активе очень мало, и на этом фоне обращение сразу к одиночным плаваниям с выходом в открытое море кажется преждевременным....

Опыт плавания в обжитом Рижском заливе а в течение всего лишь нескольких дней наглядно показывает (характерно уже одно перечисление поломок!), как это сложно, насколько серьезной должна быть подготовка судна.

Совершенно очевидно, что ни капитан «Латвии», ни выпустивший его в море яхт-клуб не выполнили ряда совершенно необходимых требований, вытекающих из условий обеспечения безопасности одиночного плавания под парусами. Никаких скидок на ограниченность акватории делать не приходится. Напротив, если в океанских плаваниях яхты, как правило, идут постоянными курсами, то здесь приходится прибегать к лавировке, а на «однотоннике» с полным вооружением это задача не из легких. Ясно, что на яхте должны были быть установлены специальные паруса (рейковый стаксель, например). Отсутствие надежного подруливающего устройства — ведь оно вышло из строя уже на четвертые сутки после старта! — практически лишало капитана возможности отдыхать.

Опыт плавания, с которым мы предлагаем ознакомиться читателям, носит, таким образом, в основном негативный характер. Иными словами: так рисковать мы никому не советуем.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
История покорителей пролива Ла-Манш
Памятные места на карте Балтики
Три плавания по Белому морю на катере «Аита Пеа-пеа 2»
На яхте «Россия» по маршруту генерала Невельского
Проекты лодок Константина Циолковского
На мотолодках по реке Колыма от поселка Сеймчан до Зырянка
Поход вдоль южного берега Азовского моря на «Меве»
На байдарках из Лижмозера в Заонежье
Под парусами «Миранды» — по книге Збигнева Пухальского
Столетний юбилей Одесского яхт-клуба
История возникновения яхт-клуба «Парус»
На резиновых лодках по Хопру от Поворино до Урюпинска
20000-километровый поход из Камчатки в Ленинград
По Москва-реке, Оке, Волге и Каме на мотолодке «Крым»
Капитан корабля «Сен-Мишель»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
В одиночку по Рижскому заливу на яхте Латвия»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
На катере «Суперкосатка» через Каспий
На колесной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря
Поход на «Меве» по Онежскому озеру
На «Казанках» по маршруту Рига — Калининград — Клайпеда — Рига
Экватор — глава из книги «Тринадцатый рейс»
Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука
Два кругосветных плавания Сеппо Мурайя
На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг
Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
Долгий дрейф шхуны «Тюлень»
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
Фанатик Атлантики капитан Уильям Эндрюс
Три плавания яхты «Родина»
Из грек в варяги (маршрут Смоленск—Новгород)
Под парусами в Антарктике — путешествие Дэвида Льюиса


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 12 + 21 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории