Началось все с собрания первичной организации ДОСААФ Кишиневского сельхозинститута. Посвящено оно было подготовке к пятидесятилетию Молдавской республики. Секции спортивно-технического клуба бодро докладывали о проведенных соревнованиях, о своих достижениях, очках, призах, перспективах. А что могли доложить мы — водномоторники, когда только за неделю до этого получили три старые «Казанки» с «бесплатным приложением» — двумя вконец изношенными моторами «Москва-12,5».
Но раз секция существует — она должна работать.
Решено — проводим агитпоход, посвященный юбилею. Вечером квартира завалена картами юга СССР. После жарких споров маршрут намечен от Дубоссар-ской ГЭС — вверх по Днестру до Ямполя, далее на машинах до Южного Буга (в район г. Губинка) и по нему вниз до Николаева, потом по лиману до Очакова, морем через Одессу и Ильичевск в устье Днестра и вверх — до Дубоссарской ГЭС. Получилось кольцо длиной по предварительным расчетам 1520 километров.
21 сентября маршрут был утвержден. А 25 — дан старт.
Трое суток между ними мы запомнили не хуже, чем самые острые моменты похода. Если «на чем идти» было ясно — три «Казанки» срочно ремонтировались, снабжались ветровыми стеклами, тентами и даже красились, то «под чем идти» прояснилось только 24 (!) сентября, когда наконец удалось приобрести три новеньких «Вихря-М».
Итак, 25 сентября (скажем прямо — не самое лучшее время года для подобных путешествий) экипажи без лишней помпы погрузили лодки на машины и отправились из Кишинева на Днестр.
В первой машине в обнимку с еще неуспевшими остыть после «пожарной» обкатки моторами сладко спала «великолепная семерка» — экипажи лодок (за последние двое суток нам удалось урвать для сна от силы два часа). На двух других — три сверкающие краской, значительно помолодевшие — с виду — лодки и все то, что в течение трех дней ремонтировалось, покупалось, доставалось, выпрашивалось и одалживалось.
Вечер. Дубоссарская ГЭС. Все закреплено, упаковано, проверено. Настроение отличное, жаль только, что не успели установить дистанционное управление. Отходим от плотины вверх по Днестру. Сюда мы должны вернуться 11 октября, в канун юбилея родной республики. Впереди сотни неведомых километров.
Собирающимся плавать в этом районе Днестра могу посоветовать держаться более высокого берега, если он подымается круто, и идти по середине реки, если берега пологие.
30 сентября наша эскадра подошла к пирсу Ям-польской спасательной станции. Приняли нас радушно, помогли отрегулировать двигатели (только перед Ям-полем были сняты прокладки-ограничители с карбюраторов наших «Вихрей»),
Машину для перевозки лодок на Южный Буг мы достали сравнительно быстро. Правда, не до Губинки, как было запланировано, а до Брацлава, что значительно выше по течению.
Южный Буг. Брацлав. Дождь. Мы уже настолько привыкли к нему, что не обращаем внимания. А вот и первая плотина. Наш первый обнос — километр по грязи. На нас смотрят, как на что-то сверхъестественное — здесь впервые появились моторные лодки. О нашей затее местные знатоки отзываются скептически: «На байдарках не каждый проходил, а вы вон на каких коробках». Ладно, посмотрим. Плотину обнесли, погрузились. Малый газ — вперед.
И вот началось. Точнее — начались пороги. Пороги, которых на Южном Буге мы насчитали около пятидесяти.
Что же такое бугские пороги? Это каменные гряды, в основном, гранитные. Расположены они обычно в самых узких участках русла и, как правило, со значительным перепадом уровня воды. Длина порогов — от 20 метров до 1,5 километров, и на всем протяжении в «художественном беспорядке» разбросаны выступающие или чуть покрытые водой валуны и острые гранитные глыбы, а вокруг с ревом и шипением пенятся потоки воды.
Как правило, пороги проходили следующим образом. (Нужно ли говорить о том, что каски и спасательные жилеты здесь необходимы?) Трое из нас, командиры судов, изо всех сил налегали на весла, стараясь попасть в «счастливую» струю, остальные носились по берегу с линями в руках, готовые в любой момент бросать, тащить, спасать. К счастью, утомляли они только ноги, так как бросать и тащить приходилось крайне редко. Наш «буксир-спасатель» — могучий Боря Головань — в это время находился в самом опасном месте порога, всегда готовый к «отплытию».
Тем, кто на веслах, по сторонам смотреть некогда. Выбрав подходящую струю, надо во что бы то ни стало удержаться в ней. Если учесть, что эта «счастливая» струя петляет со страшной скоростью между глыб и валунов, то тяжелую, не рассчитанную под весла лодку удержать в ней очень трудно. Не справился с течением — удар о камень — и лодку кормой или бортом уже несет на следующий. Влетел на затопленный валун — выскакивай за борт и сталкивай лодку с тайной надеждой вскочить в нее раньше, чем стремительное течение понесет ее дальше или смоет с камня тебя самого. Не угадал струю — и лодка прижата к камню, а потоки воды вливаются в далеко не безразмерный кокпит. Тем, кто все-таки отважится пройти по этому маршруту, одна общая рекомендация — держаться правого берега, а перед самым порогом (за редким исключением) уйти влево и постараться найти самый длинный «язык». По нему и идти. Помните, что лучше принять неправильное решение, чем хотя бы на миг замешкаться. Последствия могут быть самыми плачевными. Не знаю, как с жизнью, а вот с лодкой можно проститься навсегда. На таком течении поднять затонувшую лодку практически невозможно.
Но вот пройдено одиннадцать порогов, обнесена еще одна плотина, и мы, наконец-то, вышли в Лады-гинское водохранилище. Можно запускать двигатели на полную мощность. После рева порогов нам кажется, что их почти не слышно. Вода как зеркало. По заверениям местных жителей под нами верных 14—18 метров. И вдруг — удар! Матрос флагманской лодки проверяет лбом прочность плексигласового стекла. К счастью, и то, и другое остается целым, чего нельзя сказать о двигателе. За кормой расплываются масляные пятна. Оказывается, в этом месте еще один крупный порог, о котором нам почему-то забыли рассказать. Разбираем мотор и обнаруживаем, что задняя обойма опорного подшипника редуктора состоит из шести частей, а корпус — из трех. Запасной обоймы у нас нет, картера тоже.
С пострадавшей лодкой на буксире 3 октября пришли в ЛадЫгино. Много лодок, много «Вихрей», но запчастей, как и везде, нет. Утешало одно — до Гайво-рона под мотором все равно не пройдешь — три ГЭС, два понтонных моста и группа порогов — по-местному — «Швейцария». Обносим плотину, спускаем лодки на воду. Уходить, откровенно говоря, не хочется. Тому две причины. Первая — ерши, окуни и судаки идут, без всяких преувеличений, на голый крючок. Вторая — беседа с начальником местной спасательной станции. Смысл ее сводился к следующему: «Может вы и асы, но «Швейцарию» обносили даже байдарочники, а кто не обносил — те и ныне там». Асами мы себя не считали, но до Гайворона обнос только плотин и мостов составлял километра три. И мы пошли сквозь «Швейцарию». Действительность оказалась не столь мрачной, как прогнозы, но проход Ладыгинских порогов запомнился нам, я думаю, надолго.
Пороги, плотины, наплавные мосты. Что же это все-таки: крейсерское плавание, водный слалом или транспортировка тяжестей на плечах? Но что бы это ни было — мы идем вперед.
6 октября пришли в Гайворон. Здесь нас радушно встретили и очень помогли — мы восстановили «Вихрь». Особенно тепло вспоминаем мы рабочих тепловозоремонтного завода, которые сумели за полдня отлить и расточить корпус редуктора. Сразу за Гайворонской ГЭС начинается каскад порогов, тянущихся почти до Первомайска. На пути две ГЭС и два понтонных моста; почти у Первомайска затопленный мост, который можно осторожно пройти в средней его части. Очень трудный участок сразу за Гайвороном. Впечатление такое, будто идешь по штормовому морю. Бурное течение, натыкаясь на мощную преграду плотин, образует метровые стоячие волны, к счастью, довольно пологие.
Перед Первомайском небольшое очень мелкое водохранилище. За Первомайском начинается самый сложный и живописный участок маршрута — Мигейские пороги, протянувшиеся почти на 40 километров. На них у села Константиновка произошла наша первая серьезная авария. Река там течет в узком каньоне, течение очень быстрое. Придерживаться нужно правого берега, а перед последним порогом у скалы «Пугач» резко перейти к левому, иначе порог пройти невозможно. Мы этого не знали — и одна лодка опрокинулась. В итоге мы остались без фотоаппаратов и пленок, отснятых на Мигейских порогах. Последнее, думается, невосполнимая потеря, так как вряд ли найдется сила, которая заставит нас пройти там вторично.
За Александровной Буг становится шире, спокойнее. От Вознесенска до Николаева прекрасная судовая обстановка.
От Николаева шли по лиману на расстоянии одного-полутора километров от берега. 11 октября с опозданием от графика на трое суток пришли в Очаков. Штормило, и на наших «крейсерах» в море нас, разумеется, не выпустили. Ждать «у моря погоды» мы не могли, поэтому погрузились на машину и отправились в Одессу. Здесь тоже шторм. Снова грузимся в машину и направляемся в Затоку, расположившуюся как раз в том месте, где Днестр впадает в Черное море.
Вообще-то плавание в нижнем течении Днестра, с точки зрения судовождения, труда не представляет. Когда идешь по лиману, курс нужно держать на Бел-город-Днестровский и тогда обязательно пересечешь отмеченный буями фарватер, ведущий в устье Днестра. В противном случае блуждание по протокам в плавнях неизбежно. В самом Днестре старайтесь держаться середины реки. Навигационная обстановка хорошая.
14 октября. Дубоссары. Финиш.
Подводим итог. В течение 18 дней за 140 ходовых часов (из которых 44 под веслами) пройдено 1В20 км маршрутом, по которому на мотолодках до нас никто не ходил.