Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Туристические походы
  • 1979 год
  • На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Отпуск в Карелии на байдарках
По шести рекам и шести озерам Архангельской области
Путешествие на байдарках по рекам Кабожа и Молога
По рекам и озерам центральной Африки на надувных лодках
На байдарках по по рекам Шелонь — Мшага — Киба и Луга
Катер для туристских походов по рекам и озерам «Амур-Д»
Поход на байдарках по шести озерам Кольского полуострова
О байдарках, «серых пятнах» на карте, порогах и комарах
Интересный маршрут для байдарочников по Южной Карелии
Измеритель мгновенного значения средней скорости яхты
По Сибирским рекам на двух мотолодках типа «Обь»
Три плавания за полярный круг по рекам Лена и Енисей
Байдарочный маршрут по рекам Лидь, Чагодища и Молога
На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг


На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии

Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 80
          0


Маршрут для байдарочников: Маслозеро — протока Чур — оз. Лазаревское — протока Лазаревская — р. Волома — Сонозеро и Сяргозеро — р. Волома — Сегозеро — р. Сегежа — Лиидозеро.

Протяженность 200 км. Длительность похода 20 дней.

Сезонность — июль-август. Категория сложности — II.

Информация об изображенииСхема маршрута (см. карту «Карельская АССР» изд. ГУГК 1975 г.)
Схема маршрута (см. карту «Карельская АССР» изд. ГУГК 1975 г.)
 
Этот интересный и малопосещаемый маршрут знакомит с природой Средней Карелии — страны озер. «Старший брат — вода на свете», — говорится в замечательном карело-финском народном эпосе «Калевала». Каким глубоким уважением и благодарностью звучат поэтические слова этого сравнения!

Действительно, не суровая, холодная земля кормила человека, а реки и озера. Вода служила естественным путем, обеспечивающим связи людей этого озерного и лесного края. От колыбели до могилы жизнь карела была связана с водой. Несмотря на громадные перемены, внесенные Великой Октябрьской революцией, вода и сейчас продолжает играть громадную роль в его судьбе.

На Маслозеро, откуда начинается маршрут, можно добраться следующим образом. От железнодорожной станции Медвежья Гора (г. Медвежьегорск) нужно проехать либо автотранспортом 147 км до Юккогубы, либо автобусом до пос. Ахвен-ламби и оттуда попутным транспортом 7 км до Юккогубы. Выходить надо напротив Юккогубы на северо-восточном берегу залива, в 150 м от берега Маслозера. Здесь рядом с дорогой высокое место, удобное для устройства лагеря и сборки байдарок.

Маслозеро расположено на высоте 125 м над уровнем моря. Длина его 27,1 км, наибольшая ширина — 6,3 км, прозрачность воды — 4—5 м. Берега возвышенные, каменистые, покрытые хвойными лесами. Особую живописность озеру придает большое количество островов. Удобных мест для стоянок мало, в основном они расположены на северо-восточном берегу, где имеется несколько хороших пляжей. Здесь же, за сельгой (узкой каменистой возвышенностью), идущей параллельно берегу, вытянулся ряд красивых лесных озер-ламбушек.


Двумя выступами материка и цепью островов озеро как бы разделено иа две части. Из северо-восточной вытекает протока Чур, впадающая в оз. Лазаревское. В юго-восточной части озера устроен деревянный лоток, по которому спускают бревна в Сонозеро. Длина лотка около 1 км, перепад высот — 5 м. Если потребуется сократить маршрут, то можно договориться со сплавщиками и на концах провести байдарки по лотку в Сонозеро. В северо-западной части озера расположен большой поселок сплавщиков — Маслозеро. Кроме Юккогубы других селений здесь нет.

Ознакомившись с озером, следует идти к истоку протоки Чур. Ее длина 2,5 км. Посередине протока перекрыта плотиной, регулирующей уровень воды в озере, необходимый для нормальной работы лотка. Около плотины на левом берегу находятся домик смотрителя и хорошая площадка для лагеря. Советую переночевать здесь, а утром двигаться дальше — тем более, что поблизости удобных мест для стоянки нет.

Информация об изображенииБайдарка на одном из порогов
Байдарка на одном из порогов
 
Выйдя в оз. Лазаревское, держите курс в его северный конец, откуда вытекает речка-протока Лазаревка, правый приток Воломы. Длина этого озера 5,7 км, ширина — 2,5 км, высота над уровнем моря — 124,6 м. Берега каменистые, кроме низкой северной части. Западнее на высоком берегу расположена д. Лазарево.

Длина протоки Лазаревкн 3 км, протекает она в низких берегах, заросших кустарником. В устье Лазаревки построен мост (дорога на пос. Маслозеро). Примерно 200 м ниже, уже на Воломе, начинается Лазаревский порог протяженностью около 500 м. Проходить его можно только после предварительного просмотра с берега, а также с учетом уровня воды и опыта группы. Подходить нужно к правому берегу, вдоль которого имеется удобная тропа как для осмотра, так и для обноса. Порог очень красив, особенно его нижняя часть с поворотом у скалистого левого берега и высокими стоячими волнами. Ниже путь лежит вниз по Воломе; здесь берега в основном низкие, заросшие, в русле много топляков. Единственное пригодное для бивуака место — узкая коса напротив д. Венчигора.


Выйдя в Сонозеро, следует держать курс на восточный берег, ближе к проливу в Сяргозеро. В этом месте отличный пляж, и сразу за ним начинается хороший сосновый лес. Сои-озеро расположено на отметке 119,3 м над уровнем моря. Его длина 6,4 км, ширина — 1,8 км. Селений на Сонозере нет. Здесь рекомендую сделать дневку и осмотреть соседнее живописное Сяргозеро, длина которого 5,1 км, ширина — 2,8 км. Стоит заранее сходить к лотку для спуска бревен из Маслозера и к плотине на истоке Воломы, чтобы разузнать у сплавщиков, какое положение на реке ниже Сонозера, нет ли пыжа (затор бревен), а если имеется, то какова его длина. В случае, если затор большой (ввиду того, что берега топкие и захламленные), нужно пройти в восточный конец Сяргозера, где в 20 м от воды проходит шоссе Ругозеро — Поданы, и попытаться попутным транспортом добраться до устья Воломы. Идти 17 км по Воломе при наличии многокилометрового пыжа не имеет смысла ни в познавательном отношении, ни в спортивном. В устье Воломы находятся лишь контора мастера и столовая.

Отсюда путь лежит по Сегозеру, сначала на север от мыса к мысу, а далее под защитой островов на восток, к истоку Сегежи. Сегозеро — самое большое озеро Средней Карелии. Его площадь 782 км2, наибольшая длина — 48,7 км, ширина 35 км. Длина береговой линии по материку 278,4 км. Высота над уровнем моря 113,7 м. Берега разнообразные — от высоких скалистых до низких заболоченных; преобладают возвышенные, каменистые, покрытые хвойным лесом. Максимальная глубина Сегозера 97 м, средняя — 23,3 м. Наиболее глубоководна северная часть озера, здесь преобладают глубины в 40—50 м. Прозрачность воды в открытых участках 4,2—5,2 м, в губах — 2,3—3,2 м. Цвет воды светло-желтоватый. На озере насчитывается 78 островов общей площадью 29,2 км2. Почти все они расположены в северной части. Впадают в Сегозеро реки Лужма и Волома, вытекает одна Сегежа. На истоке расположена регулировочная плотина, поднявшая воду в озере на 4 м. До затопления низких участков лес вырублен не был, а теперь из воды торчат мертвые деревья.


Проходя по Сегозеру, нельзя забывать, что здесь часто внезапно налетают сильные ветры, поэтому при неустойчивой погоде следует держаться как можно ближе к берегу, а составляя график маршрута, необходимо предусмотреть несколько резервных дней на штормовую погоду. Кроме того, нужно иметь в виду, что от Поданов до Попова Порога населенных пунктов нет. Удобных мест для лагеря с хорошими подходами на Сегозере мало. Для дневки рекомендую о. Каличий — на месте бывшей деревни, а также северный берег материка напротив острова, на сенокосной поляне. На берегах Сегозера и на островах встречаются рыбачьи и охотничьи избушки. Некоторые из них используются отпускниками, приехавшими сюда ловить рыбу, собирать ягоды и грибы.

От о. Каличий следует держать курс на восток к истоку Сегежи, придерживаясь мысов и островов. Высадиться слева от плотины на месте стоянки лодок жителей поселка, а затем или сделать километровый обнос по дороге в обход плотины, или договориться в автотранспортной конторе о выделении автомашины.

Сегежа — важная сплавная магистраль. На длине 34 км она имеет падение 24,1 м. Пройдя через Линдозе-ро (площадь которого 36,3 км2, длина 16 км, ширина 4,2 км, отметка над уровнем моря 89,6 м), Сегежа впадает в Выгозеро (часть Беломорско-Балтийского водного пути). Ниже плотины с 24-го по 30-й км на Сегеже имеется несколько несложных, но требующих просмотра порогов: Попов Порог, Островской, Курус и другие. С 30-го по 11-й км — плес. С 11-гопо 6-й — нижняя группа порогов: Кривой, Боровской и другие. Наиболее сложный — Кривой. Все пороги на Сегеже проходятся в зависимости от уровня воды и опыта группы.

Заканчивается маршрут в г. Сегеже (железнодорожная станция). Магазины и почта имеются в Поданах, Маслозере, Поповом Пороге. Только магазины — в Венчигоре и Сяргозере.

Рекомендуемая литература


  • 1. Александр ов Б. М. и др. Озера Карелии. Петрозаводск, Карельское кн. изд-во, 1959.
  • 2. Бадюдии А. Г. Сплавщику Карелии. Петрозаводск, Карельское кн. изд-во, 1966.
  • 3. Борисов А. Д. Освобождение Советской Карелии. М., Воениздат, 1956.
  • 4. Григорьев С. В. Каталог озер Карелии. М. — Л., изд-во АН СССР, 1959.
  • 5. Мулло И. М. Медвежьегорск. Петрозаводск, ГИЗ КАССР, 1959.
  • 6. Мулло И. М. Памятники и памятные места Карелии. Петрозаводск, Карельское кн. изд-во, 1963.
  • 7. Мулло И. М. По родному краю. Петрозаводск, ГИЗ КАССР, 1955.
  • 8. Средняя Карелия. — «Турист», 1969, № 6.
  • 9. Яблочков В. А. Сегежа. Петрозаводск, ГИЗ КАССР, 1957.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
На надувной лодке через Черное море
Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса
Путешествие яхты «Рица» за нулевой меридиан
Глава из книги «Бродяга» яхтсмена Кшиштофа Барановского
Арктический рейс Вилли де Рооса
Плавание «Фрегата» до Корсакова и обратно
Путешествие Запорожье — Ленинград на семи моторках
Десант под парусами в Балтийском море
600-мильное плавание Белым и Баренцевым морями на яхте «Надежда»
Яхта «Арктика» на пороге Атлантики
Капитан шхуны «Ленинград» Иван Петрович Матвеев
На яхтах-по местам боевой и революционной славы
Научно-спортивная экспедиция к мысу Челюскин на плоту
600-мильное плавание Беломорск — Кандалакша на швертботе
Походы под флагом спортивно-технического клуба «Искатель»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Не был ли Колумбом Одиссей?
По Иртышу и Оби на север к Карскому морю на «МАХ-4»
Походы никопольских водномоторииков
Дальний 5000-километровый поход к Белому морю
На воздушном шаре через Атлантику
Боевые будни катера «Малый охотник»
Непреклонный капитан Фосс и его «Тиликум»
Кругосветный рейс польской яхты «Дар Пшемысля»
Малые транспортные суда на Ладоге для Дороги жизни
Тендеры в строю боевых кораблей (С. В. Кудрявцев)
Полторы тысячи полярных километров на «МАХ-4»
Через Атлантику на 3-х метровой яхте
Поход Москва—Северодвинск на лодках «Москва-2», «Нептун-3» и «Крым-3»
Отрывок из I главы книги Маргарет Бейкер «Морской фольклор»
Капитан Кристина и ее «Мазурка»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 12 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории