Наш рассказ посвящен одному из наиболее смелых путешествий такого рода — преодолению в одиночку проливов Канадского арктического архипелага 54-летним бельгийским яхтсменом и журналистом Вильямом де Роосом на небольшой прогулочной яхте «Вилливав».
В течение двух лет Вилли де Роос скрупулезно готовил себя и свое судно к предстоящему рейсу. Он тщательно изучил навигационную обстановку в американской Арктике и опыт предшественников1.
Ему удалось получить навигационные карты, выполненные в уточненной конической проекции Ламберта, поскольку карты в Меркаторской проекции дают большие погрешности для приполярных зон. Учитывая, что в этих зонах магнитный компас дает значительные погрешности (до 25°), Вилли де Роос предпочел пользоваться авиационным астрокомпасом. На яхте была установлена новейшая аппаратура, обеспечивающая радиосвязь через искусственные спутники Земли. Ввиду затруднений в визуальном определении горизонта в обычных для Арктики условиях Плохой видимости (туманы, пурга, торосы, миражи и т. п.) секстан был дополнен искусственным горизонтом пузырькового типа.
Для повышения безопасности плавания де Роос поставил специальный радиолокатор со звонковой сигнализацией о захвате цели и эхолот, делающий точные промеры глубин до 400 м.
Как же выглядит судно, на котором де Роос решил совершить свое арктическое плавание! Наибольшая длина яхты «Вилливав» составляет всего 13 м. Парусное вооружение — бермудский кеч, рангоут — из алюминиевого сплава. Небольшой кокпит встроен в вытянутую рубку и хорошо защищен от волн. В кормовой части рубки устроен люк с прозрачным колпаком для обзора обстановки из закрытого помещения. На крыше рубки закреплен пластмассовый тузик, в носовой части палубы — сани. Яхта окрашена в яркий оранжевый цвет, хорошо заметный во льдах и в море.
Корпус яхты — стальной. К форштевню в районе ватерлинии приварена прочная ледовая наделка с углом наклона к горизонту около 30°, улучшающая проходимость во льдах и предохраняющая обшивку от повреждений. В качестве теплоизоляции применены маты из стекловолокна. Для отопления яхты поставлена печь, которая работает на жидком топливе; машинное отделение обслуживает воздухонагреватель с вентилятором.
В качестве главного двигателя на яхте использован дизель, работающий на керосине — наиболее морозоустойчивом топливе. На ходу под парусами вращение гребного вала может передаваться на генератор постоянного тока напряжением 24 В, который подзаряжает аккумуляторы. Имеется также дизель-генератор на напряжение 220 В, обеспечивающий электропитание оборудования механической мастерской (компрессор, сверлильный станок, точильный круг). На случай зимовки предусмотрена установка на корме яхты ветряного электрогенератора мощностью 300 Вт.
На случай зимовки или аварии судна во льдах де Роос включил в комплект снаряжения утепленную палатку альпинистского типа, разборные сани, переносный керосиновый примус, охотничьи и рыболовные принадлежности. Для работы на палубе он предпочел пользоваться стандартными утепленными костюмами для яхтсменов, дополнив их шерстяными перчатками в резиновой оболочке.
Аварийный запас провизии де Рооеа состоял из обезвоженных продуктов в легких упаковках, рассчитанных на 20 суток каждая. Калорийность суточного рациона составляла около 4800 калорий. 20 таких упаковок, взятых де Роосом в рейс, обеспечивали выпускающей их английской фирме хорошую рекламу; за это она сделала наиболее ощутимый взнос в финансирование путешествия. Что поделать, если в современном западном мире даже при проведении такого дерзкого рейса яхтсмен вынужден служить. «человеком-сэндвичем»!
В апреле 1977 г. Вилли де Роос, провожаемый многочисленными корреспондентами и кинорепортерами, покинул Бельгию. Однако пошел не в Арктику, а в Англию; это потребовалось для завершения подготовки экспедиции.
Приближалась пора таяния льдов в Арктике, и де Роос спешил отработать последние детали плана перехода Северной Атлантикой. Из всех вероятных маршрутов первого этапа пути де Роос выбрал вариант с обходом Ирландии с юга, держа курс на вход в Дэвисов пролив. Намеченный маршрут не только позволял сократить протяженность пути, но и давал возможность быстрее покинуть районы оживленного судоходства и лучше использовать господствующие здесь ветры.
21 мая, оставив на берегу своего приятеля Альбера Кордонье, сопровождавшего по пути из Бельгии, Вилли де Роос покинул уютный Фалмут; «Вилливав», подгоняемый весенним восточным ветром, тянувшим из Ла-Манша, взял курс на вест. На хорошей скорости он миновал западную оконечность Корнуолла и попрощался с Европой, оставив за кормой сполохи маячного огня на островах Сцилли.
Начались первые трудные ночи рейса, когда детектор радиолокатора без конца поднимал яхтсмена с постели, фиксируя появление в зоне обзора каждого из многочисленных здесь судов. Поддерживать задуманный режим вахт и отдыха было очень трудно.
Опасаясь преждевременного попадания в зону низких температур, туманов и дрейфа айсбергов, де Роос намеревался на пути к Гренландии как можно медленнее набирать широту; он планировал достичь 58° N на меридиане 48° W, а затем воспользоваться восточными ветрами, создаваемыми северной кромкой Лабрадорского течения. Сначала все шло по плану: к 1 июня «Вилливав» достиг долготы 30° W при широте всего 55° N; однако в последующие дни штормовые ветры сильно сносили яхту к северу, и 4 июня она достигла широты 57° N, продвинувшись на запад только до 35° 45'. Когда температура воздуха упала до 6° С, а до условной границы зоны айсбергов оставалось всего 60 миль, де Роос был вынужден лечь на южный контр-галс. Только к 11 июня он достиг входа в Дэвисов пролив. Здесь уже можно было решительно повернуть на Север.
Первые три недели одиночного плавания позволили яхтсмену убедиться в хорошей подготовленности судна и снаряжения, а также в своей способности переносить трудности одиночного рейса.
Сам в прошлом радиолюбитель, Вилли де Роос поддерживал связь со многими радиолюбителями, в том числе и со своим другом Ги Каппелицем, который регулярно передавал для яхтсмена метеосводки и другую полезную информацию. Радиоволны являлись для де Рооса проводниками человеческого участия и дружбы.
Строго говоря, Вилли не был на борту один: вскоре после выхода из Англии в шторм на палубу яхты опустился обессиленный больной голубь. Вылечив с трудом птицу (с помощью радиоконсультаций), де Роос приобрел раздраженного и требовательного пассажира. Голубь деятельно принялся приводить в беспорядок внутренние помещения яхты, а на карте Северной Атлантики, разложенной на штурманском столе, стали возникать новые архипелаги... Когда «Вилливав» приближался к берегам Гренландии, голубь покинул яхту и улетел в поисках более привычных мест обитания.
Движение на север сопровождалось все более частыми встречами с айсбергами, их ледяные стены создавали вертикальные ритмы в однообразной горизонтальности морского пейзажа. Уходить от столкновений с айсбергами даже в темноте помогал радиолокатор. Гораздо большую опасность представляли гроулеры — сравнительно небольшие льдины весом до нескольких десятков тонн, едва выступающие из воды своими округленными от таяния причудливыми формами и не дающие четкого сигнала на экране. Столкновение с гроулером могло обернуться катастрофой для легкой яхты. Лавирование среди плавающих льдов требовало постоянного внимания и не давало яхтсмену возможности нормально спать. Укрыться от опасных столкновений со льдами де Роос смог, двигаясь над отмелыми банками, протянувшимися вдоль побережья Гренландии.
Продолжительность дня увеличилась настолько, что в ясную погоду Вилли де Роос мог брать высоту Солнце не только в полдень, но и в полночь. Было холодно — температура воздуха не поднималась выше 3 °С, яхтсмен не вылезал из теплого костюма.
16 июня во время непрерывных снежных зарядов де Роос пересек Полярный круг.
Погода испортилась, почти все время шел снег. Единственным способом определения места стало непрерывное ведение промеров глубин на банках с последующей сверкой показаний эхолота с изобетами карты. Чтобы не рисковать, де Роос старался держаться не ближе 10—30 миль от скалистого берега, но это не всегда удавалось.
Утром 17 июня, на 28-й день плавания, «Вилливав» находился на траверзе поселка Эгедесминне. Сюда де Роос намеревался зайти для отдыхе и получения почты. Облачность стала рассеиваться и открывшийся взгляду липовый контур берега, разрезанный величественными громадами неподвижных айсбергов, подтвердил расчеты яхтсмена: показался маяк «Сюзанна Ор». От берега, на котором виднелись ярко выкрашенные деревянные домики, в сторону яхты отошли две лодки и вскоре палуба «Вилливав» была оккупирована молодыми эскимосами и представителями властей, которые первым делом потребовали поднять датский флаг.
В Эгедесминне де Роос принял на борт второго члена экипажа — Жана-Луи де Жерлаша, также бельгийца, участника нескольких арктических экспедиций и сына известного полярного исследователя Адриана де Жерлаша. Кроме того, к «Вилливаву» присоединилась канадская 9-метровая яхта «Жан Бернье II» с капитаном Реалем де Бувье, его женой и двумя другими яхтсменами, зимовавшая у Готхоба на пути из Монреаля в Ванкувер через Северо-Западный проход.
Северо-западную часть моря Баффинв пересекает теплое течение, вызывающее раннее таяние льдов, однако от Эгедесминне до районе чистой воды предстояло пробиваться через широкую полосу льдов. Полное их таяние обычно происходит здесь позднее, но, не желая терять драгоценное время, яхтсмены решили выйти на север не дожидаясь этого, надеясь, что удастся форсировать подтаивающие поля.
Обе яхты, лавируя между плавающими льдинами и часто останавливаясь в бухтах и эскимосских селениях, осторожно пробивались и северу. Во время перехода к Туле ураганный ветер разорвал в клочья грот на «Вилливав», а вскоре на «Жан Бернье II» произошла поломка реверс-редуктора. Обе яхты были вынуждены укрыться в полынье, образовавшейся в поле паковых льдов. Пришвартовав суда борт к борту, яхтсмены принялись за ремонтные работы. «Механическая мастерская» «Вилливав» сыграла в них решающую роль.
На подходе к мысу Йорк ледовая обстановка намного улучшилась, и яхты благополучно достигли траверза Туле. Когда экипажи достигли наиболее северной точки своего маршрута, это событие было отмечено шампанским и свежим китовым мясом, которое, однако, не слишком пришлось по вкусу де Роосу.
В проливе Ланкастер приходилось медленно и упорно пробиваться по узким каналам в ледовых полях. На канадской яхте вновь вышел из строя реверс-редуктор, а поскольку запасных частей к нему уже не было, Р. Бувье решил сделать остановку в одной из прибрежных деревушек до получения новых деталей.
«Вилливав» продолжал свой путь. Для него существовала постоянная угроза быть раздавленным сжатием льдов либо унесенным дрейфующей массой плавучих льдов, которые яхта не смогла бы преодолеть. На входе в пролив Барроу обстановка еще более осложнилась. В заливе Резольют, вблизи северного магнитного полюса, корпус яхты прочно заклинило во льдах и лишь благодаря их неожиданной подвижке, вызванной внезапно качавшимся сильным северным ветром, удалось вырваться из ледового плена и повернуть на юго-запад, к проливу Виктория.
Амундсен в своем рейсе на «Йоа», пройдя проливами Пил и Франклина, именно здесь был блокирован плотными льдами и вынужден остаться на вторую зимовку в бухте, получившей впоследствии название его шхуны. Опасаясь попасть в такую же ловушку, де Роос решил двигаться западнее маршрута Амундсена.
Ледяные поля в проливе Франклина казались непреодолимыми. После четырех суток поисков прохода, отчаявшись найти чистую воду, де Роос решил форсировать льды напролом, используя ледокольные качества форштевня своей яхты. Корпус «Вилливав» содрогался от ударов, яхта выписывала петляющую траекторию, расталкивая льдины, толщина которых иногда достигала метра.
В районе бухты Йоа, как было условлено, де Жерлаш покинул яхту. Присутствие этого специалиста-полярника очень помогло де Роосу преодолеть наиболее трудный по ледовой обстановке участок.
28 августа «Вилливав» находился в точке 106° 15' W и 68° 58' N уже на входе в узкий пролив Дис. Хотя ближайший порт Кеймбридж-Бэй был заблокирован льдами, ледовая обстановка в целом оказалась довольно легкой. Де Роос старался двигаться главным образом под парусами, спеша до качала ледостава выйти из этого района. Именно здесь в 1905 г. застряла во льдах «Йоа» и Амундсену пришлось зимовать в третий раз.
В заливе Амундсена де Роос обнаружил чистую воду, хотя начавшийся ураганный ветер северного направления мог в любой момент нагнать сюда плавучие льды. Борясь со штормом, «Вилливав» 4 сентября достиг мыса Парри. Пришлось зайти в широкую дельту реки Маккензи, чтобы принять со снабженческой шхуны «Ля Пандора» керосин и... навигационные карты последнего участка Северо-Западного прохода: выяснилось, что предусмотревший, казалось бы, все мелочи мореплаватель не имел их ка борту.
Вечером 8 сентября с норд-веста задул штормовой ветер, заставивший «Вилливав» встать ка якорь в бухточке острова Хершель (139° W). Здесь, в гостеприимном домике островитян, де Роосу удалось отдохнуть после тяжелых штормовых вахт.
10 сентября Вилли де Роос достиг долготы 145° W и находился уже в 300 милях от «выходных ворот» Северо-Западного пролива — мыса Барроу, названного Амундсеном мысом Избавления. Радиолокатор показал, что кромка ледовых полей отстоит от береговой линии примерно ка 15 миль, ко полоса чистой воды местами сужалась до 4-метрового какала между плавающими льдами. К счастью, подул корд-ост силой до 8 баллов, который буквально вытолкнул яхту из моря Бофорта: в 4 часа утра 13 сентября «Вилливав» миновал траверз Барроу. Главная опасность миновала — яхте удалось проскочить замок ледового капкана. До крайности утомленный непрерывной 40-часовой работой ка палубе, де Роос сделал полуторасуточную остановку, чтобы отдохнуть и дождаться ослабления ветра.
Уже 18 сентября яхтсмен прошел Беринговым проливом и, огибая Аляску, направился к порту Датч-Харбор ка Лисьих островах — месту последней остановки перед броском к Ванкуверу.
Так Вилли де Роос завершил свое путешествие Северо-Западным проходом.
Впервые за всю историю плаваний в водах американской Арктики столь малой прогулочной яхте да еще с таким малочисленным экипажем (ка большей части пути в одиночку) удалось пройти из Атлантического океана в Тихий за одну навигацию. Несомненно, немалую роль сыграло везение — ледовая обстановка и ветры ка заключительном этапе перехода позволили завершить арктический рейс в поистине «спринтерском» темпе. Однако очевидно и другое: залогом успеха были тщательная подготовка к рейсу, физическая выносливость, мужество и воля яхтсмена. Его плавание несомненно войдет в историю парусного спорта и, быть может, в будущем кеч «Вилливав» займет место ка почетном пьедестале подобно «Фраму» Нансена и «Йоа» Амундсена.
Что думает сам яхтсмен о своем арктическом рейсе! Прежде всего, его удивляют повторяющиеся в прессе высказывания о том, что ему очень повезло и что он слишком легко преодолел Северо-Западный проход. Эта кажущаяся легкость успеха была добыта тяжелым трудом. Де Роос утверждает, что ему было бы намного легче зазимовать у острова Хершель, чем обессиленному двигаться к мысу Барроу, рискуя в любой момент оказаться затертым во льдах вблизи необитаемого побережья. (Кстати, яхте «Жан Бернье II», идущей следом, пришлось зазимовать в устье Маккензи.)
Неожиданностью для де Рооса оказалась заселенность Канадского арктического архипелага и проникновение туда современной цивилизации. Так, в проливе Ланкастер его долго «преследовала» съемочная группа канадского телевидения, а эскимосы, бывшие частыми гостями на борту «Вилливав», отнюдь не напоминали описанных Амундсеном — они широко пользовались моторными лодками и мотонартами и фотографировали диковинное судно японскими фотоаппаратами.
В Ванкувере де Роос, которого финансовые тяготы предприятия донимали, как и Амундсена, приступил к написанию книги, контракт на которую был заключен еще перед выходом в море. Труд автора, по мнению ставшего знаменитым яхтсмена, ничуть не легче, чем борьба со льдами!
В дальнейшие планы Вилли де Рооса входит рейс вдоль тихоокеанского побережья Северной и Южной Америк, плавание во фьордах Патагонии, а затем к побережью Антарктиды.
За арктическую часть плавания лондонский Королевский крейсерский яхт-клуб наградил Вилли де Рооса самым почетным для яхтсмена отличием — медалью Мореплавателя. Однако вручить ее до сих лор не смогли, поскольку награжденный в Лондоне не появился. В августе 1978 г. руководство яхт-клуба через журнал «Yachting Monthly» обратилось к читателям с просьбой немедленно сообщить, если кому-либо станет известно, где именно находится сейчас «Вилливав».
По только что полученному редакцией сборника сообщению издателя журнала «Sur Геаи» Ф. Поуэлса Вилли де Роос на яхте «вилливав» в самом конце 1978 г. подошел к кромке антарктических льдов. Он планирует обойти Антарктиду под парусами.
Название яхты не имеет ничего общего с именем Вилли — это холодный ветер с Анд, дующий на просторах Патагонии.
Книга о плавании Внлли де Рооса в Арктике вышла в парижском издательстве «Фламмарион».
Примечания
1. Подробнее с путешествиями Северо-Западным проходом можно ознакомиться в сборнике №76.