В "КиЯ" №157 было напечатано краткое сообщение об этом диковинном одиночном рейсе американца Брайена Петерсона. Не имея информации, мы полагали, что необычное название лодки "Соевое масло" — просто дань уважения фирме-спонсору. Однако это оказалось объяснением недостаточно полным и неточным.
"Соевое масло" — это, скорее, концепция экологического проекта, пропагандирующего "жизнеспособность альтернативных незагрязняющих источников энергии". Тем более, что более точный перевод названия, нанесенного на лобовой стенке рубки, не просто "Соевое масло", а — "Соевое дизельное топливо" или "Соевый дизель" ("Soy Diesel").
Пройдя под мостом Золотые Ворота в Сан-Франциско — там, откуда и начался в сентябре 1992 г. его более чем двухлетний рейс, капитан Петерсон, с триумфом встреченный американскими "зелеными", заслужил полное право попасть на страницы Книги Рекордов Гиннесса. Во-первых, его судно — 24-футовый "Зодиак Санрайдер" — стало самым маленьким катером, завершившим кругосветное плавание. Во-вторых, это первая "надувнушка", на которой совершено такое непростое плавание. Однако на самом деле это плавание имеет гораздо более серьезное значение, чем "просто" еще один рекорд. "Экспедиция Санрайдер" была организована с благородной целью пропаганды новых идей защиты окружающей среды. Плавание совершалось на дизельной лодке, заправленной необычным "незагрязняющим горючим", которое получено из соевых бобов. Добавим, что, к тому же, все электронное оборудование в течение рейса работало на солнечной энергии.
Основную цель своего плавания Брайен Петерсон сформулировал так: "Побывав во всех концах планеты, мы хотели привлечь внимание к необходимости стимулировать любые исследования по защите Среды, а также продемонстрировать реальные возможности некоторых идей".
В течение всего путешествия катер "Соя Дизель" выступал в качестве плавучей лаборатории и своеобразной "классной комнаты". Благодаря спутниковой связи Петерсон имел огромную аудиторию — его репортажи из самых "грязных" портов мира и лекции на темы защиты Мирового океана слушали тысячи студентов американских университетов. Тем же темам были посвящены презентации проекта, которые он организовывал во множестве пунктов захода.
Так что же мог продемонстрировать капитан Петерсон, встречая гостей на борту "Соя дизель"? Главный двигатель — работающий на угловую колонку "Браво-2" стандартный 180-сильный дизель "Меркруйзер D4.2L/220" — и аварийный 27-сильный дизельный подвесной мотор "Янмар" без всяких переделок работали на "полностью сгорающем" топливе, полученном не из нефти, а из растительных источников. Не будем здесь сравнивать цены и затраты — речь идет именно о демонстрации самой возможности использования новых, альтернативных экологически чистых видов топлива. Катер "Соя дизель" провел в море свыше 3600 часов. Считается, что в среднем американский владелец катера за год проводит на ходу примерно 200 часов.
Таким образом то, что совершил Брайен, как бы эквивалентно 18-летней "нормальной" эксплуатации обычного дизельного судна на столь необычном топливе. Думается, пригодность растительного масла для работы доказана этим полностью!
При полной заправке 530 галлонов (1 амер. галлон — 3.785 л) — в 4 бака под палубой и одну "мягкую" цистерну на палубе — катер проходил от 1000 до 1600 миль, а общий расход топлива за время "кругосветки" составил 18000 галлонов.
Не обошлось и без нескольких комичных происшествий, связанных с необходимостью предварительного заказа необычного топлива. В один из пунктов заправки вместо соевого масла доставили равную по весу партию шоколада. В другом порту рассудили, что соевое масло попало к ним по недоразумению и препроводили топливо в ближайший ресторан для использования по прямому назначению: им уже начали заправлять салаты. Кстати сказать, примененное соевое топливо на 60% дороже чистого соевого масла, но не отличимо от него по запаху и нетоксично. Брайен даже натирался им, используя в качестве крема для загара. Запах, выделяемый при сгорании соевого топлива, напоминал ему запахи китайской кухни...
Теперь о том, что дает применение "био-дизельного" топлива. Главные его преимущества перед привычным соляром: значительное (на 70%) общее уменьшение объема выделений из выхлопной трубы; полное отсутствие в газовыхлопе двуокиси серы, способствующей образованию кислотных дождей, а также значительное снижение содержания окиси азота и окиси углерода.
Добавим, что легкоразлагающееся "био-дизельное" топливо не будет представлять никакой опасности для Мирового океана даже в случае каких-либо крупных аварий с разливом топлива. Поскольку температура его воспламенения выше, чем у соляра, оно менее опасно и в пожарном отношении.
Забегая несколько вперед, отметим, что по результатам рейса на лодке "Соя дизель" с учетом сегодняшней разницы в ценах соляра и соевого масла был сделан следующий вывод: на перспективу рекомендуется перевод хотя бы части морских дизелей на смесь этих топлив с 20-40%-ным содержанием соевого масла.
Два слова о надувной лодке. В серийный "Санрайдер" с жестким днищем, имеющим мореходные обводы "глубокое V", вставлена внутренняя секция "палубы" с низенькой герметизированной надстройкой из легкого сплава — спальной каютой. В ней, кроме койки, расположены также портативный пресс для предварительной обработки отходов перед их удалением за борт, умывальник, плита-жаровня на соевом топливе, холодильник и опреснитель. Под ногами — толстый резиновый мат. Пространство между днищем и "палубой" заполнено вспенивающимся пенопластом,обеспечивающим непотопляемость. Пост управления с удобным креслом для рулевого оборудован в жесткой рубке, с боков закрываемой мягкими шторами. Размеры рубки в плане — 3,05x2,59 м, высота — 1.47 м. На ее крыше смонтированы четыре 43-ваттные панели солнечных батарей, прекрасно работавших в хорошую погоду. Вместе с генератором, навешенным на дизель, они питали аккумуляторы, которые обеспечивали работу автопилота и чарт-плоттера с автопрокладчиком, GPS, системы радионавигации, радара, эхолота, УКВ-связи и системы глобальной компьютерной связи Комсат.
Капитан Петерсон оценивает свое судно, принявшее вызов всех торнадо, ураганов и штормовых волн на этом невероятном по сложности океанском марафоне, самыми лестными словами. Он рассказывает, что на подходах к Мысу Доброй Надежды в течение семи часов ему пришлось идти по волнам, достигавшим 60-футовой высоты. Ветер все это время дул со скоростью 65, а на порывах — вплоть до 90 узлов. "Я не верю, что какая-нибудь другая лодка такой же величины смогла бы выдержать это, — сказал Петерсон. — Она прекрасно управлялась даже во время шторма, хотя неслась в пене и брызгах, взлетая, как пробка". В Индийском океане, на пути к о-ву Диего Гарсия, штормовать пришлось 10 дней подряд. "Представьте себе серфинг с 30-футовой волны на скорости 30 узлов на автопилоте, — вспоминает капитан, — и ни разу нос не зарылся в воду, я ни разу не свалился с сиденья, хотя вскрикивал каждый раз, когда снова летел вниз, как по водопаду"...
При множестве мелких и не мелких аварий и происшествий "Соя дизель" демонстрировала превосходную живучесть. Так, однажды утром в баллоне совершенно случайно была обнаружена пробоина диаметром около фута, полученная при ночном столкновении с неизвестным предметом. На поведении лодки это никак не отразилось. Лодка уверенно противостояла всем ударам волн. Об одном подобном эпизоде Брайен рассказывает так: "Ночью я стоял на руле, Дэнни спал, расположившись на теплом капоте "Меркруйзера". Волны были не выше 10-15 футов, все было спокойно. И вдруг, около полуночи, невесть откуда налетевшая стена воды высотой в лодку обрушилась на нас с левого борта. Сорвало защитную штору, вода накрыла Дэнни, полностью заполнив рубку. Однако ни внутри, ни на крыше рубки ничто не пострадало".
О самом плавании можно рассказывать много и долго. И не только штормы представляли опасность. Так, на первом же — тихоокеанском — этапе неожиданно сложным оказался проход сквозь 200-мильный рифовый барьер Нануку — среди множества необозначенных на самой подробной карте рифов и обломков судов. Только помощь дружелюбно настроенных местных жителей, с которыми, как ни странно, прекрасно удалось объясняться жестами, позволила обойтись без каких-либо неприятностей. А на о-вах Вануату встретили его так, что Петерсон с радостью остался бы здесь жить до конца своей жизни.
В водах Новой Гвинеи "Соя дизель" была на волосок от гибели: ночью лодка чуть не стала сэндвичем между двумя огромными судами, расходящимися на встречных курсах ("Это было ужасно, мы еле успели выскочить!"). В предательском Торресовом проливе, где вода пенится среди сотен островов, рифов и вечно спешащих судов, лодка потеряла ход (вышел из строя топливопровод) и спасло Петерсона только то, что удалось быстро завести аварийный подвесной мотор.
Однажды ночью лодку на полном ходу ударило обо что-то. Вероятно, это было бревно, принесенное тропическим ливнем из леса. Этот удар привел "Сою дизель" в неуправляемое состояние — был сломан гребной винт. На рассвете пришлось нырять, чтобы заменить винт, а подошедшее в это время судно обеспечения "Гуапос" циркулировало вокруг, отпугивая акул. Сигнал опасности прозвучал, когда неожиданно появившаяся рядом огромная акула, по размерам гораздо больше, чем длина лодки, выпрыгнула из воды и проглотила дрейфовавшую тушку пингвина. "Я не хотел бы быть поданным на десерт", — скажет, рассказывая об этом эпизоде, Брайен.
От Мадагаскара, где стаи морских птиц полностью закрывали экран радара, капитан проложил курс к Кейптауну. В это время весь этот регион переживал пик беспорядков, так что кроме очередного жестокого шторма, который сделал путешествие еще более ярким, пришлось пережить и взрыв бомбы менее чем в 100 м от лодки, и ночь в тюрьме (только для того, чтобы хоть чуть-чуть поспать), и задержание в Дурбане патрулем полицейских-африканеров (которое, правда, неожиданно закончилось приглашением поиграть в волейбол). Направляясь уже к Намибии, Брайен вдруг обнаружил себя в окружении тюленей и дельфинов, которые, словно соревнуясь в цирковом представлении, образовывали двойные спирали и "крутили" задние сальто в воздухе. Эффектной была и линия побережья сама по себе: дюны пустыни Калахари высотой в 40 этажей обрывались прямо у полосы прибоя. "Говорят, что пляжи и морское дно усыпаны здесь бриллиантами, неслучайно везде установлены щиты с предупреждением: "Если высадитесь на берег, будете застрелены на месте — рассказывал Брайен. Он прошел мимо флотилии, охраняющей драгеры, которые поднимают наверх драгоценные камни ("Я слышал, что на этих бриллиантовых разработках одна лодка заработала 29 млн. долларов менее чем за час").
Были встречи, крайне нежелательные. В 50 милях от Колумбийского побережья к "Соя дизель" приблизилась 40-футовая моторка с пятью смуглы ми свирепого вида мужчинами. Помня предупреждение о местных пиратах, Петерсон изменил курс и дал самый полный, но они продолжали преследование. Брайен отправил срочное сообщение о нападении в береговую охрану и попытался напугать нападающих, размахивая мачете и снимая их видеокамерой. Сын Дэнни приложил к плечу кусок трубы, отдаленно напоминающий ружье, и только после этого грозные мужчины, наконец, отстали ("Я не уверен, испугались они нас или береговой охраны!").
При заходе в мексиканскую военно-морскую базу Пуэрто-Мадеро Петерсон угодил в самую гущу восстания Запатисты. Лодка была окружена и детально осмотрена автоматчиками. "Они были встревожены, так как только что несколько их морских пехотинцев были убиты, но после того, как убедились, что мы не мятежники, направили нас для выяснения к капитану порта", — рассказывал об этом происшествии Брайен.
На самом финише "Соя дизель" снова попала в плохую погоду: северо-западные ветры, порывы которых достигали 20-30 узлов, стали прижимать лодку к берегу. Но в конце концов, буквально летя на гребне волны, лодка достигла дома.
"Мне очень понравилось это путешествие. Я полюбил новых друзей. Я полюбил многие места, которые посетил и которые два года назад были для меня только точками на карте", — так закончил капитан Брайен Петерсон из Айовы рассказ о своем кругосветном плавании.
По материалам американского журнала "Motor Boating <5 Sailing" и английского журнала "Motor Boat and Yachting".